Фразеологические ресурсы стилистики. Строительство резиденции верховного суда до сих пор не началось Какие дальнейшие планы по восстановлению

Те, кто занимаются ихтиологией, должны знать принципы и методологию кладистической систематики и классификации, где, выражаясь простыми словами, специалист в области систематики стремится решить, какие два таксона в группе из трех или более таксонов являются ближайшими генеалогическими родственниками. Строится дихотомически ветвящаяся кла-дограмма, в которой на основании наличия общих продвинутых состояний признаков выделяются парные ветви, называемые сестринскими группами; продвинутое состояние признака называется апоморфным; примитивные состояния - плезиоморфии - не могут быть использованы для обоснования сестринских групп. Сестринская группа, обладающая большим числом апомофных состояний признаков по отношению к другой группе, считается продвинутой группой, в то время как первая является примитивной. Каждой из сестринских групп придается один и тот же таксономический ранг. Обычным источником разногласий является то, какие состояния признаков считать апоморфными.

Следовательно, более полное понимание распределения состояний признака и гомологии существенно для кладистического анализа. Как и при любом другом подходе необходимо следить за тем, чтобы признаки не выбирались произвольно, или чтобы поляризация их состояний не проводилась произвольно - сознательно или подсознательно - ради формальной цели, например ради изменения существующей классификации или поддержки предвзятого мнения относительно родства для обоснования предпочитаемой биогеографической гипотезы. Кладограммы, выявляющие сестринские группы, позволяют как специалистам в области систематики рыб, так и неспециалистам проверить рабочие гипотезы в отношении эволюции морфологических, поведенческих или физиологических признаков.

В кладистическом анализе обычно четко представлены состояния использованных признаков (но, к сожалению для тех, кто хотел бы оценить эту работу, признаки, не включенные в анализ, обычно не приводятся). Полярность морфоклин, или состояний признаков, определяется данными по онтогенетическому развитию или, чаще, указанием на таксон, называемый внешней группой; при этом состояние признака ближайшего предполагаемого таксона, широко распространенное среди родственных таксонов, считается примитивным; по отношению к внешней группе рассматриваемая группа называется внутренней группой. Компьютерные программы помогают при анализе данных и построении филогенетических схем.

Для неспециалистов в области систематики рыб, опирающихся в своих исследованиях на разные классификации, важно помнить, что в некоторых кладистических исследованиях новые классификации строятся на основе только нескольких слабых синапоморфий. Кроме того, часто изучаются не все виды, что приводит к слабой изученности распределения признаков. Маловероятно, что такая практика приведет к созданию надежной и стабильной классификации; то же можно сказать и о синтетическом исследовании, основанном на неверно выбранных признаках, и о фенетическом исследовании, основанном на общем сходстве. Помимо методологических проблем или проблем, являющихся результатом ошибочной практики, в некоторых группах оказывается такая мозаика состояний признаков неопределенной полярности, что бывает трудно провести стабильный кладистический анализ.

Существует множество проблем при создании классификации на основе филогении. В идеале классификация основывается исключительно на предполагаемых генеалогических отношениях, так что одно выводится из другого. Каждый таксон строго монофилетичен, т. е. включает все группы, имеющие общих предков, и только те группы, которые включают самого общего предка. В этой книге используется кладистическая классификация там, где, как я полагал, имелась надежная филогенетическая информация, чтобы представить такую классификацию, основанную на молекулярных или морфологических данных. Там, где доказательства не выглядят убедительно, я придерживаюсь status quo. Имеется огромное число групп, которые мы считаем парафилетическими, но у нас отсутствуют данные для выделения монофилетических таксонов.

Я считаю, что ископаемые играют критически важную роль в понимании эволюционных отношений. К сожалению, палеонтологическая летопись рыб очень неполна, и многие решения должны приниматься при отсутствии данных но ископаемым группам. В этой книге ископаемые располагаются в классификации наряду с ныне существующими таксонами.

§ 185. Грамматические (морфологические) формы слов как важнейшие единицы морфологического строя языка образуются и морфологические значения выражаются разными способами, с использованием различных языковых средств. Иначе говоря, в морфологии языка используются разные морфологические способы и средства, которые в специальной лингвистической литературе обычно называются грамматическими способами и средствами.

При этом термины "способы образования грамматических форм" и "средства образования грамматических форм", или "грамматические способы" и "грамматические средства", часто смешиваются, употребляются как абсолютные синонимы.

Можно попытаться разграничить рассматриваемые термины и обозначаемые ими понятия. В данном учебнике они различаются следующим образом: объяснение понятия способа образования морфологических грамматических форм слов, или морфологического способа, предполагает ответ на вопрос: как (=каким способом) образуются грамматические формы слов?; объяснение понятия средства образования форм слов, или морфологического средства, предполагает ответ на вопрос: с помощью чего (=какого средства, каких средств) образуются грамматические формы слов, выражаются их грамматические значения? Надо заметить при этом, что не всегда представляется возможным строго разграничить морфологические способы и средства. Это относится, в частности, к таким явлениям, как редупликация, супплетивизм (о них см. ниже).

§ 186. Среди способов образования морфологических грамматических форм, или морфологических способов, различаются способы синтетический и аналитический, или описательный. Синтетическим (от греч. synthesis – "соединение, составление") называется морфологический способ, при котором формы слов образуются в пределах одной лексической единицы, лексемы, без использования вспомогательных слов, например, при помощи грамматических служебных морфем разных видов, чередования фонем, словесного ударения. Аналитическим (от греч. analysis – "разложение, расчленение") считается такой морфологический способ, при котором формы слов образуются при помощи тех или иных вспомогательных слов. При этом грамматическое значение словоформы обычно выражается вспомогательным словом, а основное слово выражает лишь лексическое, вещественное значение (значения), например, в формах типа более красивый , самый красивый, буду писать. В некоторых случаях грамматические значения аналитических словоформ выражаются не только вспомогательным, но и основным словом, например, в таких словоформах: я пишу, на столе и др. Образование таких грамматических форм иногда выделяют в особый способ, называемый гибридным , или смешанным.

§ 187. В русском и многих других языках важнейшим морфологическим средством являются служебные морфемы, прежде всего окончания. В русском языке окончания используются, например, при образовании большинства грамматических форм всех склоняемых и спрягаемых слов. Суффиксы служат преимущественно для образования форм степеней сравнения прилагательных и наречий, видовых форм глагола (ср.: прыгать и прыгнуть, рассказать и рассказывать и др.), форм прошедшего времени, причастий, деепричастий. С помощью постфиксов образуются глагольные формы страдательного залога (веселиться, одеваться и др.), некоторые формы повелительного наклонения (скажи-ка, споем-те и др.).

Кроме русского и других славянских языков использование служебных морфем является доминирующим морфологическим средством в таких современных языках, как литовский, латышский, английский, немецкий, французский, испанский, итальянский, эстонский, финский, турецкий, узбекский, алтайские и др. В разных языках для образования аналогичных (одинаковых по грамматическим значениям) форм могут использоваться морфемы разных видов. Так, в русском и других близкородственных языках основным средством образования причастий являются суффиксальные морфемы, в немецком и некоторых других индоевропейских языках при этом широко используются префиксы (ср., например, немецкие lesen – "читать" и gelesen – "читанный", schreiben – "писать" и geschrieben – "написанный" и т.д.).

Одна и та же служебная морфема может служить показателем разных грамматических форм слова. Например, в русском языке окончание в формах типа степью, тенью является показателем единственного числа и творительного падежа, а также указывает на принадлежность слова к женскому роду; окончание -ая у прилагательных служит показателем положительной степени, женского рода, единственного числа, именительного падежа, а также указывает на то, что соответствующие формы являются полными, местоименными; окончание в глагольных формах – показатель изьявительного наклонения, настоящего (или будущего – у глаголов совершенного вида) времени, единственного числа, 1-го лица. И наоборот, в образовании одной и той же грамматической формы слова могут участвовать две и более морфем. Так, например, при образовании форм множественного числа некоторых существительных в русском языке, кроме обязательных для таких форм окончаний, используется еще и суффиксальная морфема (ср., например: братья, сыновья). В немецком языке при образовании некоторых форм причастий используются одновременно префикс и суффикс (ср., например: machen – "делать" и gemacht – "сделанный"),

§ 188. Вторым по важности, по роли в формообразовании и по распространенности в разных языках морфологическим средством является использование вспомогательных слов. Это морфологическое средство известно большинству языков мира. В качестве вспомогательных слов при образовании описательных грамматических форм могут использоваться вспомогательные глаголы, некоторые местоимения, наречия и служебные слова – предлоги, послелоги, частицы, артикли.

Вспомогательные глаголы часто используются при образовании описательных глагольных форм. В русском и других славянских языках, например, с их помощью образуются личные формы будущего времени от глаголов несовершенного вида (буду писать, будешь читать и др.). В немецком и других германских языках, кроме форм будущего времени, с их помощью образуются формы разных прошедших времен – имперфекта, перфекта, плюсквамперфекта. В образовании многих глагольных форм участвуют личные местоимения (я читаю, ты читал, он читал бы). Определительное местоимение самый используется для образования аналитической формы превосходной степени прилагательного (самый молодой). Аналитическая форма сравнительной степени прилагательного может образовываться с помощью наречия (более высокий, менее известный). В языках некоторых австралийских племен множественное число существительных формируется при помощи знаменательного слова со значением "много".

Служебные слова чаще всего используются в именном формообразовании. Предлоги нередко используются при образовании падежных форм существительных и других склоняемых слов, для выражения или уточнения их грамматических значений (ср„ например: в кино и из кино, к горе и на горе, до ночи, к ночи, о ночи). В некоторых языках, таких, как английский, французский, падежные флексии почти отсутствуют, предлоги служат основным средством выражения падежных значений. В языках, в которых имеются послелоги, они выполняют аналогичную роль. Так, в башкирском языке послелоги карши, курэ, хэтле служат показателем дательного падежа, послелоги кецек, менэн, осой, тиклем, шикелле – неопределенного падежа. Схожую функцию послелоги выполняют в финском, таджикском, узбекском и других языках. Артикли могут обозначать грамматический род имен существительных (например, в немецком языке), определенность или неопределенность имени. Частицы в русском и некоторых других языках используются для образования глагольных форм сослагательного наклонения.

§ 189. Во многих языках широко используется такое морфологическое средство, как грамматическое (морфологическое) чередование фонем, о котором говорилось, когда речь шла о фонетике. Данное явление называется еще внутренней флексией. По свидетельству лингвистов, заметную роль в формообразовании, в выражении грамматических значений оно играет в таких языках, как английский, арабский, древнееврейский, в языках народов Африки, индейцев Северной Америки и др. (ср. некоторые примеры из отдельных индоевропейских языков: немецкие Bruder – "браг" и В ruder – "братья", Garten – "сад" и Gaiten – "сады", waschen – "мыть, стирать" и wuschen – "мыли, стирали", литовские prasau – "прошу" и prasiau – "просил", statau – "ставлю, строю" и staciau – "ставил, строил"), В русском языке чередование фонем обычно используется как дополнительное морфологическое средство, сопровождает другие морфологические средства, прежде всего морфемные (ср., например: друг – друзья, короткий – короче, пеку печешь, видел – вижу, рассмотреть – рассматривать, спросить спрашивать и т.д.). В качестве самостоятельного, единственного морфологического средства оно используется крайне редко (ср.: перебегать – перебежать, умолкать – умолчать, посылать послать, собирать – собрать, лег ляг и некоторые другие (подробнее см. § 72)).

§ 190. Важным средством дифференциации грамматических форм слов и выражаемых ими грамматических значений является словесное ударение, которое во многих языках выполняет форморазличительную, или формоопознавательную, функцию. Естественно, такую функцию ударение может выполнять только в тех языках, в которых оно является свободным, т.е. не закреплено за определенным местом в слове по отношению к началу или концу слова, и подвижным, т.е. может менять место в слове при образовании разных грамматических форм (см. об этом в § 63). В русском языке данное, акцентное морфологическое средство чаще всего наблюдается при словоизменении имен существительных; ср., например: до́ма и дома́, окна́ и о́кна, рука́ и руки (различается грамматическое число и падеж). Реже подобное явление встречается в сфере глагола; ср.: отре́зать и отреза́ть, рассы́пать и рассыпа́ть (различается вид), узна́ю и узнаю́, призна́ются и признаю́тся (различается вид и время), но́сите и носи́те, хва́лите и хвали́те (различается наклонение).

Созвучные, омонимичные грамматические формы слов, различающиеся местом словесного ударения, фактически образованы при помощи разных морфем. В случаях типа отре́зать отреза́ть, рассы́пать – рассыпа́ть ударный гласный а в формах несовершенного вида представляет собой грамматический суффикс, который является показателем данной видовой формы, в то время как соответствующий ему безударный гласный в формах совершенного вида является "оформителем основы инфинитива", формальным показателем морфологического класса глагола. Аналогичным образом различаются формы типа узна́ю – узнаю́, с той лишь разницей, что в форме несовершенного вида утрачен суффикс -а- (отражено так называемое усечение основы). Наличием или отсутствием суффикса несовершенного вида -а- различаются также приведенные выше видовые глагольные формы с чередующимися фонемами в основе: перебегать – перебежать, умолкать умолчать, посылать – послать, собирать собрать и др. Ударные и безударные окончания существительных в формах типа до́ма – дома́, рука́ – руки представляют собой разные морфемы, находящиеся в омонимических отношениях друг с другом.

§ 191. В языках с тоническим, музыкальным ударением, т.е. характеризующихся наличием звуковой интонации, в качестве одного из морфологических средств может служить звуковая интонация. В ходе рассмотрения фонетики обращалось внимание на то, что в литовском языке, например, звуковая интонация служит единственным средством различения падежных форм числительного du – "два": в форме дательного падежа dviem дифтонг произносится с нисходящей интонацией, в омонимичной форме творительного надежа dviem – с восходящей интонацией. В сербском языке с помощью интонации разграничиваются падежные формы имен существительных. Подобную (форморазличительную) функцию звуковая интонация выполняет и в других языках с тоническим ударением (подробнее см. в § 65).

§ 192. В некоторых случаях единственным средством различения грамматических форм и выражаемых ими грамматических значений является порядок слов в предложении, или словопорядок. Такое морфологическое средство играет важную роль, прежде всего, в языках с твердым порядком слов в предложении, особенно в тех, "в которых нет форм словоизменения (или их мало) и слово в прямом и косвенных падежах обычно сохраняет одну и ту же форму". Это относится к таким языкам, как, например, китайский – с "грамматически значимым порядком слов", английский, в котором члены предложения располагаются в следующем порядке: на первом месте находится подлежащее, на втором – сказуемое, на третьем – дополнение, на четвертом – обстоятельство. Так, например, в английском предложении The man killed a tiger – "Человек убил тигра" существительное man является подлежащим, поскольку стоит на первом месте, следовательно, оно употреблено в значении именительного падежа, а существительное tiger – дополнением, поскольку стоит на третьем месте, после сказуемого, следовательно, выражает значение винительного падежа; в предложении The tiger killed the man – "Тигр убил человека", наоборот, в значении именительного падежа употреблено слово tiger, а в значении винительного – слово man.

В языках со свободным словопорядком, какими являются русский, литовский, латинский и многие другие, последовательность расположения слов в высказывании не играет большой роли в разграничении грамматических форм слов и их семантики, хотя имеет определенное значение – в случае совпадения разных словоформ в формальном отношении; ср., например, такие русские предложения: Бытие определяет сознание; Дочь встретила мать; "Жальгирис" победил "Пахтакор" (из телепередачи); День сменяет ночь, радость боль (слова из песни). Существительные, занимающие в подобных высказываниях первое место, обычно представляют форму именительного падежа, существительные, располагающиеся на третьем месте (после сказуемого) – форму винительного. Подобная последовательность расположения в высказывании подлежащего и дополнения в языках со свободным словопорядком не является достаточно строгой (см. об этом ниже).

§ 193. Грамматическая форма несклоняемых имен существительных, а также склоняемых существительных, имеющих омонимичные словоформы, в высказывании может определяться по синтаксическим связям, по сочетаемости существительных с другими словами – существительными же, прилагательными, числительными, местоимениями, глаголами. Легко определяется, например, падеж и число зависимого (подчиненного, определяющего) существительного в таких подчинительных словосочетаниях, как, например: стакан какао, чашка кофе, два пальто, три купе (родительный падеж единственного числа), стадо кенгуру, стая какаду, пять колибри, десять кило пить кофе, смотреть кино, слушать радио (винительный падеж единственного числа), заинтересоваться интервью (творительный падеж). Грамматическая форма главенствующего (определяемого) слова легко распознается по окончаниям формы подчиненного слова; ср.: горячий кофе (именительный падежединственногочисла), сладкого какао (родительный падеж единственного ч исла), новых пальто (родительный падеж множественного числа), моими колье (творительный падеж множественного числа), и др. Число несклоняемых существительных различается и по форме глагола-сказуемого, если глагол употреблен в форме прошедшего времени или сослагательного наклонения; ср., например: пальто промокло (единственное число), колибри улетели бы (множественное число).

"В том случае, если признак принадлежит предмету или лицу, названному существительным, относящимся к нулевому склонению (т.е. существительным несклоняемым. – В. Н .), формы ми. ч. прилагательного указывают на грамматическое значение числа этих существительных; например: розовый фламинго – розовые фламинго; трудное на трудные па".

Грамматическая форма глагола-сказуемого может служить также средством разграничения именительного падежа существительного, употребленного в роли подлежащего, и винительного падежа в роли дополнения, как, например, в предложении: "Цель оправдывает средства". Здесь глагол-сказуемое оправдывает согласуется по числу с существительным цель, которое и является подлежащим, т.е. представляет форму именительного падежа, а существительное средства является дополнением, представляет форму винительного падежа; ср. также: "Крики будто хотели заглушить хлопанье ладош, топот подавлял стуки ружейных прикладов об пол" (К. Федин. Необыкновенное лето); "Ветер доносит с Балтийского моря Разбушевавшихся волн голоса" (А. Сурков. Вечер воспоминаний).

В тех случаях, когда подлежащее и дополнение выражаются в форме одного и того же числа, синтаксическая функция разных существительных и, следовательно, их принадлежность к именительному или винительному падежу определяется по смыслу высказывания. Некоторые примеры: "Вот до чего довели родные парымские края беспорядочные массовые перемещения воздуха" (В. Липатов. И это все о нем); "Наше искусство губит реализм" (М. Горький. Жизнь Клима Самгина); "Моет Невский проспект теплый дождь" (слова из песни). Во всех приведенных случаях подлежащее располагается после дополнения, а дополнение предшествует подлежащему (вопреки обычному, типичному для русского языка расположению членов предложения). Тем не менее форму именительного падежа представляют словоформы перемещения (в первом предложении), реализм (во втором предложении) и дождь (в третьем предложении), форму винительного падежа, соответственно, словоформы края, искусство, проспект.

§ 194. Во многих языках мира для выражения некоторых грамматических значений используется редупликация (от лат. reduplicatio – "удвоение"), которая часто называется также повтором, удвоением (корня). Под редупликацией в грамматике (в морфологии) понимается "полное или частичное повторение корня", "повторение слога или целого корня, используемое в разных языках для выражения грамматических значений". Иногда данное явление понимается несколько шире. "Повторы , или редупликации , состоят в полном или частичном повторении корня, основы или целого слова без изменения звукового состава или с частичным изменением его". Повторение целого корня, т.е. полное его повторение, называется полной редупликацией (полным удвоением), повторение отдельного (начального) слога, или частичное повторение корня, называется частичной редупликацией (частичным удвоением). Повторение целых слов квалифицируется некоторыми лингвистами как "предельный случай редупликации", граничащий со словообразованием, образованием сложных слов. Редупликация в морфологии может рассматриваться и как морфологическое средство, и как морфологический способ.

Редупликация как морфологическое средство (морфологический способ) используется в таких языках, как, например, армянский, бушменский, индонезийский, казахский, киргизский, китайский, корейский, малайский, самоанский, шумерский (мертвый), яванский, японский. В морфологии она чаще всего используется для выражения числа существительных. Некоторые примеры полной редупликации: индонезийские orang-orang "люди" (ср. orang – "человек"), kuda-kuda – "лошади" (ср. kuda – "лошадь"), бушменские ka-ka – "руки" (ср. ka – "рука"), tu-tu – "рты" (ср. tu – "рот"), kwiri-kwiri – "пропасти" (ср. kwiri – "пропасть"), китайское sin-sin – "звезды" (ср. sin – "звезда"), армянское gund-gund – "полки" (ср. gund – "полк"), яванское ratu-ratu – "правители" (ср. ratu – "правитель"), шумерское kup-kup – "страны" (ср. kup – "страна"), киргизское уймек-уймек – "стога" (ср. уймек – "стог"), С помощью редупликации может передаваться также значение множественного числа других частей речи; например, самоанские ai-ai – "едят" (ср. ai – "ест"), tetele – "большие" (ср. tele – "большой"), В последнем случае используется частичная редупликация.

По утверждению некоторых лингвистов, с помощью редупликации может выражаться также значение степеней сравнения прилагательных, например, превосходной степени в казахском языке: жаксы-жаксы – "самый хороший" (ср. жаксы – "хороший"), кызыл-кызыл – "самый красивый" (ср. кызыл – "красивый"). В качестве примеров форм превосходной степени прилагательных часто приводятся образования типа русских большой-больший в значении "очень большой", маленький-маленький – "очень маленький", добрый-добрый – "очень добрый", добрый-предобрый – "очень добрый" и др., гавайского lii-lii "очень маленький" (при lit – "маленький") и др. Подобные образования выражают особое значение усилительности, которое является, скорее, лексическим, словообразовательным значением, а не грамматическим, морфологическим (подробнее об этом см. в § 173).

§ 195. Среди морфологических средств, или способов, особое место занимает супплетивизм (от лат. suppletivus – "дополняющий"), который принципиально отличается от всех других средств, рассмотренных выше. Супплетивизмом называется использование разных корней или основ для выражения грамматических (морфологических) значений слов.

Явление супплетивизма распространено в разных индоевропейских языках, в том числе и в русском. Оно обнаруживается, например, при обозначении грамматического числа у существительных (ср.: человек – люди, ребенок дети), сравнительной степени прилагательных и наречий (малый – меньше, плохой – хуже, хорошо – лучше), в разграничении полных и кратких прилагательных (большой – велик), вида глагола (брать – взять, говорить – сказать, класть – положить, ловить поймать), времени глагола (есть – был, иду – шел), падежа личных местоимений меня, он – его, мы – нас, они их).

Аналогичные образования употребляются и в других индоевропейских языках; ср., например: латинские bonus – "хороший", melior – "лучше" и optimus – "наилучший", few – "несу", tuli – "я нес" и latum – "чтобы нести", ego – "я" и mei – "меня"; французские bon – "хороший" и meilleur – "лучше", mauvais – "плохой" и pire – "хуже", aller – "идти", vais – "иду" и imi – "пойду", est – "есть", sont – "они есть" и fut – "был",ус – "я" и те – "меня"; немецкие Mensch – "человек" и Leute – "люди", gut – "хороший" и besser – "лучше", sprechen – "говорить" и sagen – "сказать", sein – "быть", bin sind – 1-е лицо множественного числа настоящего времени и war – единственное число прошедшего времени, ich – "я" и meiner – "меня"; английские good – "хороший" и better – "лучше", i – "я" и те – "меня, мне"; литовские Imti – "быть", esu – 1-е лицо единственного числа настоящего времени, уга – 3-е лицо единственного и множественного числа настоящего времени и buvo – 3-е лицо единственного и множественного числа прошедшего времени, as – "я" и man – "мне"; греческие agathos – "хороший", атеiпon – "лучше" и mistos – "самый хороший"; слова языка санскрит agham – "я" и тат – "меня".

В современном языкознании спорным остается вопрос о принадлежности супплетивных образований (супплетивов) к единицам морфологии или лексики. Чаще всего супплетивизм определяется как одно из средств (один из способов) образования грамматических форм одного и того же слова.

Сравним, например, следующие определения: "СУППЛЕТИ́ВИ́ЗМ... Образование форм одного и того же слова от разных корней или основ, различия которых выходят за пределы чередований"; "СУППЛЕТИ́ВИ́ЗМ... образование форм одного и того же слова от разных корней", которые "лишены формальной (фонематической) близости и потому не могут объединяться в одну морфему".

Существует и другое, противоположное мнение по этому вопросу. Некоторые лингвисты утверждают, что коррелятивные (соотносительные по лексическим значениям) супплетивные единицы представляют собой разные слова .

Можно, например, привести следующее высказывание Ф. П. Филина: " Человек люди – два разных слова, поскольку их фонематический состав и происхождение совершенно различны". Аналогичное мнение высказывает Р. А. Будагов, по утверждению которого при супплетивном образовании степеней сравнения "прилагательное “заменяется“ совсем другим словом".

Против признания коррелятивных супплетивных единиц разными формами одного и того же слова категорически высказывается И. А. Мельчук, который называет такую трактовку супплетивизма недоразумением.

Признание супплетивных образований разными словами, а не формами одного слова, представляется более убедительным. Трактовка таких единиц как разных форм одного слова противоречит общепринятому пониманию слова, которое характеризуется единством формы и содержания, "единством лексического значения и средств его материального выражения". Если разными словами (словами-омонимами) считаются такие единицы, которые совпадают по звучанию, но различаются по лексическим значениям, то с неменьшим основанием самостоятельными словами должны признаваться единицы, имеющие совершенно разные звуковые оболочки, хотя и совпадающие по лексическим значениям (как это имеет место при лексической синонимии). Признание супплетивных единиц формами одного слова не согласуется и с пониманием грамматической формы слова как морфологической разновидности, "регулярного видоизменения слова", одного из морфологических вариантов слова. Такая точка зрения на супплетивные образования не согласуется с лексикографической практикой, описанием слов в словарях, где многие супплетивы квалифицируются как разные слова, т.е. описываются в разных словарных статьях.

К выразительным средствам морфологии относится экспрессивное использование частей речи. Так, «без­глагольные» тексты, в которых преобладают имена су­ществительные, помогают выполнить пейзажную зари­совку (Шепот, робкое дыханье, трели соловья, серебро и колыханье сонного ручья.

А. Фет) или создать баталь­ное полотно: Сумерки. Природа. Флейты голос нервный. Позднее катанье. На передней лошади едет импера­тор в голубом кафтане (В. Окуджава). Они придают стихотворениям лаконизм и помогают передать внутрен­ний драматизм.

Прилагательные придают тексту яркость, вырази­тельность и образность:

Нежно-бесстрастная, Нежно-холодная, Вечно подвластная, Вечно свободная... Лживая, ясная, Звучно-печальная, Чуждо прекрасная, Близкая, дальняя.

(Н. Минский)

Глаголы делают текст более динамичным (*Швед, русский колет, рубит, режет... А. Пушкин) и в то же время помогают передать душевное состояние человека:

Как рано мог он лицемерить, Таить надежду, ревновать, Разуверять, заставить верить, Казаться мрачным, изнывать...

(А. Пушкин)

Особой изобразительной силой обладают наречия (А я иду - за мной беда, не прямо и не косо. А в никуда и никогда, как поезда с откоса. А. Ахматова) и местоимения (Мы так обрадовались стуже, мы так соскучились по ней. Ю. Визбор), передающие чувства лирического героя, выделяющие основные мысли ав­тора.

К морфологическим средствам выразительности от­носится и такой прием, как отрицательное сравнение, когда явления не сопоставляются, а противопоставля­ются. Он часто используется в устном народном творче­стве. Неотъемлемым средством создания отрицательно­го сравнения является отрицательная частица НЕ:

По гиблому месту, по талой звезде найдешь меня там, где не будет нигде. Есть дальняя пристань, последний приют, где скорби не знают и мертвых не чтут.

(О. Чухонцев)

Русский язык чрезвычайно богат синтаксическими образными средствами. Это объясняется тем, что слова могут свободно перемещаться внутри предложения. В от­личие от западноевропейских языков, в русском языке отсутствует обязательное уточнение, отсутствуют артик­ли. Это порождает многие изобразительные приемы: сти­листические фигуры.

Инверсия (от латинского inversio - «перевертыва­ние», «перестановка») - обратный порядок слов в пред­ложении.

В русском языке существует прямой порядок слов: сначала - подлежащее, потом сказуемое; дополнение и обстоятельство, выраженное существительным, ставит­ся после слов, к которым они относятся; определения- прилагательные и обстоятельства-наречия - перед глав­ными словами. Нарушение привычного порядка слов и является инверсией. Обычно прием инверсии позволяет выделить наиболее значимые слова:

Роняет лес багряный свой убор, Сребрит мороз увянувшее поле, Проглянет день, как будто поневоле, И скроется за край окружных гор.

(А. Пушкин)

Особое значение инверсия приобретает в поэтических текстах, так как является не только стилистической фи­гурой, но и придает стихотворению определенный ритм.

Инверсия влияет на интонационную характеристику предложения, на его эмоциональный строй:

Из смиренья не пишутся стихотворенья,

И нельзя их писать ни на чье усмотренье.

Говорят, что их можно писать из презренья.

Диктует их только прозренье.

(JI. Мартынов)

Изобразительными средствами синтаксиса являются и риторические вопросы, риторические восклицания, риторические обращения.

Риторические вопросы -- это вопросы, не требую­щие ответа. Они помогают выразить чувства и мысли лирического героя: сомнение, неуверенность; они пере­дают внутреннюю напряженность, усиливают эмоци­ональность стихотворения:

Снежная равнина, белая луна, Саваном покрыта наша сторона. И березы в белом плачут по лесам. Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?

(С. Есенин)

Риторические восклицания и обращения (высказы­вание адресуется, как правило, неодушевленному лицу) также помогают передать мысли и чувства автора, рас­крыть его внутренний мир: Мечты, мечты! Где ваша сладость! (А. Пушкин)

К изобразительным средствам синтаксиса относится эллипсис (от греческого ellepsis - «выпадение», «опу­щение») - пропуск во фразе какого-либо слова, легко восстанавливаемого по смыслу; Богаты мы, едва из ко­лыбели, ошибками отцов и поздним их умом (М. Лер­монтов); Не рыдал, не сплетал оголенных, исхлестан­ных, в шрамах... (Б. Пастернак). Эллипсис придает речи стремительность, напряженность.

Синтаксический параллелизм построен на одина­ковом построении идущих друг за другом предложе­ний:

И проходят мимо люди добрые: Пройдет стар человек - перекрестится, Пройдет молодец - приосанится, Пройдет девица - пригорюнится, А пройдут гусляры - споют песенку.

(М. Лермонтов)

Синтаксический параллелизм в сочетании с лекси­ческими повторами позволяет создать яркий художест­венный образ, передать динамичность изображаемой картины.

Хиазм - это одно из изобразительных синтаксиче­ских средств, стилистическая фигура, в которой парал­лельные члены предложения расположены сначала в прямой, а затем в обратной последовательности: Нас бы ло четыре сестры, четыре сестры нас было(М. Кузмин). Хиазм выделяет, подчеркивает наиболее важную для ав­тора информацию.

Бессоюзие - фигура, основанная на намеренном пропуске союзов между словами в словосочетании и предложении: Швед, русский колет, рубит, режет... (А. Пушкин). Бессоюзие, как и эллипсис, придает речи напряженность, стремительность.

Многосоюзие - фигура, основанная на повторе од­них и тех же союзов:

И чувства нет в твоих очах, И правды нет в твоих речах, И нет души в тебе...

(Ф. Тютчев)

В отличие от бессоюзия и эллипсиса, многосоюзие замедляет темп речи, призывает читателя задуматься, поразмышлять вместе с автором.

Множественность однородных членов предложения - фигура, основанная на множественном употреблении од­нородных членов предложения: Я читал, жил чужими выдумками, а поле, усадьба, деревня, мужики, лошадь, мухи, шмели, птицы, облака - все жило своей собст­венной, настоящей жизнью (И. Бунин).

Употребление множественности однородных членов предложения помогает автору подчеркнуть все многооб­разие окружающего мира, создать полную картину дей­ствительности.

Анализируя изобразительные средства синтаксиса, можно сделать вывод, что синтаксис - это не только раздел русского языка, изучающий словосочетание и предложение, но и языковой уровень, на котором объ­единяются и взаимодействуют все языковые образные средства, существующие не изолированно, а в синтак­сической единице - предложении.

Управление делами президента (УДП) признало факт срыва сроков масштабного строительства судебного квартала в Санкт-Петербурге с резиденцией Верховного суда (ВС) и Дворцом танцев Бориса Эйфмана. Ведомство за два года не смогло освоить выделенные из бюджета 22 млрд руб. и перекинуло их на 2021 год, когда по планам ВС должен был переехать в Петербург. Пробуксовку обостряет конфликт между структурами УДП, ответственными за крупнейшую стройку: ФГБУ «Управление заказчика объектов в СЗФО» предъявило подрядчику ФГУП РСУ претензию о неустойке почти на 15 млрд руб., что составляет почти половину стоимости всего госконтракта (35,743 млрд руб.).


В минувшую пятницу ФГБУ «Управление заказчика строительства и реконструкции объектов в СЗФО» (УЗС) УДП (заказчик судебного квартала) опубликовало в Единой информационной системе госзакупок данные об изменении и исполнении госконтракта с генподрядчиком - ФГУП «Ремонтно-строительное управление» (РСУ) УДП. 21 сентября обе структуры заключили 13-е по счету дополнительное соглашение к госконтракту, сократив предусмотренное на 2018 год финансирование стройки на 11,6 млрд руб. (с 13,4 млрд до 1,8 млрд руб.). Аналогичным образом, напомним, в 2017 году запланированное освоение 12,9 млрд руб. было сокращено до 330 млн руб. В карточке контракта говорится, что из выделенных на крупнейший кремлевский строительный проект 35,734 млрд руб. профинансировано на данный момент всего 2 млрд руб., включая аванс 1,072 млрд руб. в 2016 году и 330 млн руб. в 2017 году.

Напомним, УДП в 2016 году обязалось построить за четыре года два административных здания (для ВС и судебного департамента), Дворец танцев Бориса Эйфмана, четыре жилых дома на 600 квартир с паркингом для судей и сотрудников аппарата ВС и инженерно-технический блок, начало стройки было запланировано на 2017 год, ввод комплекса в эксплуатацию - на 2020-й. Между тем участок в историческом центре на берегу Невы, рядом со стрелкой Васильевского острова и Петропавловской крепостью, с 2012 года продолжает оставаться гигантским пустырем. По данным ФАИП на 1 сентября, за два года на площадке лишь частично произведена «отрывка пионерских котлованов»: для автостоянки (на 40%) и жилого комплекса (на 70%). При этом в 2018 году на стройке освоено всего 472,9 млн руб.

Тем же дополнительным соглашением заказчик и подрядчик УДП перекинули неосвоенные 22,3 млрд руб. на 2021 год - последний из четырехлетнего цикла стройки. Поскольку речь идет о 62% объема контракта, завершение стройки и, соответственно, переезд Верховного суда произойдут намного позже.

Интригу обостряют впервые опубликованные в ЕИС претензии заказчика к подрядчику судебного квартала. Как выяснилось, еще в декабре 2017 года УЗС потребовало от РСУ заплатить неустойку на сумму 14,66 млрд руб. за 228 дней просрочки работ подготовительного периода стройки и наверстать упущенные сроки. В случае невыполнения требования и. о. директора ФГБУ УЗС Михаил Осипов предупреждал о принятии мер вплоть до расторжения контракта. Эта претензия, однако, удовлетворена не была, следует из сведений об исполнении контракта, однако иск в арбитражный суд заказчик подавать не стал. При этом сразу после предъявления претензии заказчик и подрядчик подписали соглашение об увеличении объема аванса по этому контракту с 3% до 30%: в нем говорилось, что заказчик «вправе» доплатить в 2018 году аванс подрядчику на сумму 9 млрд руб.

Между тем этот аванс перечислен строителям не был и стройка продолжала буксовать, в результате господин Осипов и его начальник - глава управления капстроительства УДП Олег Перлин в конце лета этого года покинули свои посты. Отметим, что подрядчик ФГУП РСУ подчиняется другому - эксплуатационному - управлению УДП, руководство ФГУПа и этого управления не менялось. Новым главой УЗС назначен Дмитрий Королев (ранее руководил инвестиционно-строительной компанией «Родина»). После отставки господина Перлина он 31 августа направил директору РСУ Вячеславу Гостеву повторную претензию. В ней говорится о просрочке отдельных видов работ максимум на 283 дня и предлагается в течение месяца уплатить неустойку уже в 179,9 млн руб. (этот срок истекает на следующей неделе). Новое руководство УЗС также предупреждает подрядчика о необходимости устранить нарушение графика под угрозой расторжения контракта. Впрочем, из документа следует, что заказчик передал подрядчику строительную площадку лишь в июле 2017 года.

Пресс-секретарь УДП Елена Крылова вчера не ответила на звонки и запрос “Ъ”, с чем связано отставание от графика строительства, какие меры в связи с этим принимаются и кто является субподрядчиком стройки. Напомним, в 2017 году ФАС признала незаконными два проведенных УДП тендера по выбору субподрядчиков и потребовала провести его повторно. Но УДП внесло в госконтракт изменения о секретности стройки, что позволяет ведомству не обнародовать конкурсные процедуры по этому контракту. Между тем РСУ лишь формально выступает генподрядчиком практически всех строек УДП: в портфеле этого ФГУПа, по данным «Картотеки.ру» и ЕИС, с 2015 года находится 193 госконтракта на сумму более 50 млрд руб. и 224 договора в рамках закона о закупках госкомпаний на сумму более 10 млрд руб. При этом выручка РСУ в 2017 году составила 5,9 млрд руб., а прибыль всего 373 млн руб.

Глава юрфирмы «Системный ресурс» (специализируется на правовом сопровождении госзакупок) Алексей Ножкин отмечает, что дополнительные соглашения к контракту об изменении условий авансирования не соответствуют закону о госзакупках. Закон не позволяет увеличивать предусмотренную контрактом сумму аванса, но и запрещает заказчику его не выплачивать, поясняет эксперт. Но поскольку работы в 2018 году не были проавансированы, это привело, по его мнению, к их пробуксовке, поскольку ФГУПу, не имеющему оборотных средств, пришлось бы брать кредит. Не исключено, что заказчик и подрядчик не договорились о выборе субподрядчика, которому они готовы доверить эту крупнейшую стройку, отмечает эксперт.

Анна Пушкарская, Санкт-Петербург

1. Ошибки, связанные с употреблением имен существительных.

2. Ошибки, связанные с употреблением глагольных форм.

3. Ошибки, связанные с употреблением имен прилагательных.

4. Ошибки, связанные с употреблением числительных, местоимений.

Ошибки, связанные с употреблением имен существительных. Морфология – раздел грамматики изучающий грамматические свойства слов, т. е. грамматические значения средства выражения грамматических значений, грамматические категории.

Морфология нормы – правила использования морфологических форм разных частей речи.

Особенности русского языка заключаются в том, что средства выражения грамматических значений зачастую варьируются. При этом варианты могут различаться оттенками значений, стилистической окраской, сферой употребления, соответствовать норме литературного языка или нарушать её.

Самую большую группу составляют варианты, использования которые ограниченно функциональным стилем или жанром речи.

В разговорной речи нередко встречаются формы родительного падежа множественного числа апельсин, помидор, вместо апельсинов, помидоров; у ней, от ней, вместо у нее, от неё. Употребление таких форм в официальной письменной и устной речи считается нарушением морфологической норы.

1.Существительные, заканчивающие свою основу звуками -ин- в родительном падеже имеют нулевое окончание, это:

а) слова, обозначающие принадлежность к той или иной нации, например: грузин, абазин;

б) отношение к определенной территории, например: южан, северян, волжан

Есть слова, которые нельзя подвести под то или иное классифицированное определение, например: валенок, сапог, чулок, пагон, партизан, солдат, вафель, качерг, мокорон, простынь, блюдец, полотенец, жабер.

Но: носков, калмыков, киргизов, монголов, таджиков, апельсинов, мандаринов, помидоров, килограммов, гектаров, граблей, яслей, свечей, консервов, прогонов, финансов, будней, греков, гуцулов, курдов, эскимосов.

В предложном падеже требуют запоминания следующие случаи: многие слова мужского рода, 2 склонения, имеющие значения «неодушевленности» получают окончание у вместо распространенного е в предложном падеже единственного числа. Если предлог в или на указывает на место, время, образ действия, например: в услугу, в снегу, в лесу, в носу, на спирту, в спирту. Однако предложный падеж может выражаться и вариативно. Например: в цехе – в цеху, отпуске – отпуску, на ветре – на ветру. В деловой научной речи окончание е , а в разговорной у .

В творительном падеже: дверьми (разг.) – дверями (лит.), лошадьми (разг.) – лошадьми (лит).

Можно отметить и «застывшие формы»: лечь костьми, гордиться своими сынами и дочерьми.

2. Существительные, употребляемые только во множественном числе: каникул, горелок, крестин, потемок, сумерек.

Именительный падеж.

При выборе окончания –а (я) или –ы (и)следует обратить внимание на то, что многие слова имеют нормативные формы:

А (-я-) – бега, доктора, корма, купала, кучера, сторожа, терема;

Ы (-и-) – аптекари, библиотекари, выборы, выпуски, консулы, тракторы, фельдшер.

Иногда окончания указывают на смысловые различия:

Кондукторы – приспособления в технике;

Кондуктора – работники транспорта.

Слово бухгалтер в именительном падеже, множественного числа имеет только форму с окончанием – ы . Бухгалтеры!

Употребление форм числа. Вещественные существительные сахар, топливо масло, нефть, мрамор употребляются в форме единственного числа: сахара, топлива, масла, нефти, соли, мрамора. Эти формы имеют стилистический оттенок профессионального употребления. В некоторых случаях одна из форм нарушает норму литературного языка неправильно, туфля, а туфля с ударением на первом слоге правильно.

Категория рода: В русском языке немало слов мужского и женского рода для обозначения людей по их должности, профессии. При существительных, обозначающих занимаемую должность, профессию, чин, звание возникающие в речи затруднения объясняются особенностями этой группы слов. Каковы они?

Во-первых, в русском языке существуют названия мужского рода и отсутствуют к ним параллели женского рода или (значительно реже) существуют только названия женского рода. Например: ректор, бизнесмен, финансист, парламентер, прачка, няня, модистка, маникюрша, повитуха, бесприданница, кружевница, швея мотористка, президент, посол, кандидат наук, дипломат.

Во-вторых, существуют названия, как мужского рода, так и женского оба они нейтральны. Например: спортсмен – спортсменка, поэт – поэтесса.

В-третьих, образованы обе формы и мужского и женского рода, но слова женского рода отличаются значением или стилистической окраской.

Так, слова профессорша, докторша, имеют значение – «жена профессора», «жена доктора» и разговорный оттенок, а как названия должности становятся просторечными. Родовые параллели кассирша, сторожиха, бухгалтерша, контролерша, лаборантка, вахтерша, билетерша, квалифицируются как разговорные, а врачиха как просторечная.

Затруднения возникают в том случае, когда необходимо подчеркнуть, что речь идет о женщине, а нейтральная параллель женского рода в языке отсутствует. Такие случаи все увеличиваются. По свидетельству ученых, число наименований, не имеющих женской родовой параллели, с каждым годом увеличивается, например: космофизик, телекомментатор, телерепортер, бионик, кибернетик и др., в то время как эту должность может занимать женщина.

Какой же выход находит говорящие и пишущие? Как отвечают лингвисты, не только в устной речи, но и в газетных текстах, в деловой переписке все чаще и чаше используется синтаксическое указание на лица. Иногда при существительных мужского рода глагол в прошедшем времени имеет форму женского рода. Например: Врач пришла, филолог сказала, бригадир находилась, мне посоветовала наш библиограф. Такие конструкции в настоящее время считается допустимыми, не нарушающими норму литературного языка. Употребление существительных мужского рода не имеющих словообразовательной параллели женского рада как наименование женщине, предлог тому что усилились колебания в формах согласования. Стали возможными такие варианты: молодой физик Яковлева – молодая физик Яковлева.

В частотно-стилистическом словаре вариантов «грамматическая правильность русской речи» относительно такого употребления определений сказано: «В письменной строго-официальной или нейтральной деловой речи принята норма согласования по внешней форме определяемого существительного: выдающийся математик Софья Ковалевская; новый премьер- министрИндии Индира Ганди.

Наиболее часты грамматические ошибки связаны с употреблением рода имен существительных. Можно услышать неправильные словосочетания: железнодорожная рельса, французская шампунь, большой мозоль, заказной бандероль, но ведь существительное рельса, шампунь – мужского рода, (лит.в) сред. род. – разг., мозоль – женского рода, манжета – женского рода, сандалия женского рода, занавес – мужского рода, туфля – женского рода, бандероль – женского рода, балерина – солист балета, танцовщик, артист балета, машинистка - женского рода – переписчик на машинке.

Нарушение грамматической нормы связанно с употреблением в речи предлогов. Предлоги из-за и благодаря.

Предлог благодарясохраняет своё первоначальное лексическое значение, связанное с глаголом благодарить. У потребляются для указания причины, вызывающей желательный результат: благодаря помощи товарищей, благодаря правильному лечению. При резком противоречии между исходным лексическим значением предлога благодаря и указанием отрицательной причины, употребление этого предлога не желательно: не пришел на работу благодаря болезни, в данном случае правильно – из-за болезни.

Предлоги благодаря, вопреки, согласно, навстречу по современным нормам употребляется только с дательным падежом.

Ошибки, связанные с употреблением глагольных форм .

Недостаточные глаголы: победить, убедить, очутиться, чудить. Имеют недостаточно структурных признаков для образования глаголов 1 лица, единственного числа. В связи с этим, данная форма образуется через описательные выражения: я смогу победить, я могу очутиться, я тебя убедила и т. д. Изобилующие глаголы: двигает – движет, полоскает – полощет, махает – машет, колыхает – колышет и др.

Глаголы кушать и есть являются примером сложности стилистической системы русского языка. Глагол кушать не употребляется ни в первом, ни в третьем лице, возможно только повелительное наклонение типа «Кушать подано», «Кушайте на здоровье».Этот глагол возможен в обращении к детям как выражение нежности и ласки.

Первая форма – разговорная, а вторая – литературная. Лаг – лож. Корень лож без приставки не употребляется: одолжи, вместо займи денег.

Сохнул промокнувший; нормой является выпадение суффикса ну во всех формах прошедшего времени приставочных глаголов, промокнуть – промок, промокший.

Деепричастие совершенного вида сосновой на гласный звук могут употребляться в двух формах: с суффиксом в, и с суффиксом вши (например: послушавши, недоглядевши).

Формам на вши присущ просторечный характер, формы на общеупотребительны: видел – общеупотребит. лит. в-т.; видал – разговорный; уведоми, закупори – разгов. в. т.; уведомь, закупорь – книж. в. т.

Ошибки, связанные с употреблением имен прилагательных. Именно краткие формы превосходной и сравнительной степени прилагательных наиболее «уязвимы» и являются «напряженными» точками в орфоэпии.

Речевые ошибки.

а) Девушка была высокая, красивая и весела. В одном роду употреблены полная и краткие формы.

б) Мой брат более старше меня, учится он хорошо. Более старше – выражение, представляющее собой соединение в одной конструкции простой и сложной форм сравнительной степени. Нужно сказать: Мой брат старше меня. Хорошее меня. От слов хороший, плохой образуются супплетивные формы степеней – лучше, хуже. Он более способный и умнее меня.

В качестве однородных членов предложения нельзя употреблять простые и сложные формы степеней сравнения. Следовало сказать: Брат способней и умней меня.

Краткие формы имеют преимущественно книжную стилистическую окраску: Лекция интересна и поучительна.

Краткие прилагательные звучат в тексте более категорично, выражают обычно активный и конкретныйпризнак: Мысли ясны, девочка красива.

Полные формы прилагательных употребляются обычной в разговорной речи: Лекция интересная и поучительная.

Полная форма указывает на постоянный признак, краткая – на временный: Девочка красивая (вообще) девочка красива (в данный момент).

Полные и краткие формы прилагательных могут составлять семантические варианты, т.е. иметь разные лексические значения: мальчик глухой – мальчик глух (к просьбам).

При образовании кратких форм прилагательных с безударными – енный (естественный, торжественный) наблюдаются колебания. Искусственный – искусствен, искусственен; торжественный – торжествен, торжественен.

В настоящее время эти варианты равноправны, они закрепились во всех стилях. Но более употребительными является усеченная форма (на ен ). Притяжательные и относительные прилагательные в речи могут заменяться синонимическими формами косвенных падежей имен существительных: мамина книга – книга мамы, каменная стена – стена из камня. Но в ряде случаев такие сочетания различаются по значению: походка старика – стариковская походка (переносное значение), роспись стены – стенная роспись (терминологическое значение).


Похожая информация.


Последние материалы раздела:

Пошаговый мастер-класс с фото
Пошаговый мастер-класс с фото

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №30 комбинированного вида «Байтерек» Конспект занятия по рисованию...

Интересное в мире науки и техники Новое в мире техники
Интересное в мире науки и техники Новое в мире техники

2016 год был богат на громкие научные открытия и зрелищные технические достижения. Открытия широко освещаются в СМИ, а наиболее интересные новинки...

Основные даты жизни и творчества
Основные даты жизни и творчества

Михаил Афанасьевич Булгаков (3 мая 1891, Киев, Российская империя - 10 марта 1940, Москва, СССР) - русский писатель, драматург, театральный...