354 е постановление правительства. Перерасчет за коммунальные услуги по закону. Что входит в перечень коммунальных услуг

Отношения между коммунальными службами и гражданами регулируются правилами предоставления коммунальных услуг ПП РФ № 354 с изменениями от 2017 г. Об основных правах и обязанностях потребителей и поставщиков ЖКУ, а также спорах между сторонами читайте в статье.

из статьи вы узнаете:

Взаимодействие потребителей жилищно-коммунальных услуг и тех, кто их предоставляет, с 2011 года описывается в постановлении Правительства №354 - правилах предоставления коммунальных услуг. Этот законодательный акт регулярно подвергается корректировке. Последняя редакция выпущена 9 сентября 2017 года.

Правила предоставления коммунальных услуг по ПП РФ №354

До 2011 года взаимоотношения потребителей и коммунальщиков регулировались ПП РФ №307. С вступлением в силу ПП РФ №354 многие правила поменялись. В том числе, в постановлении появились следующие новшества:

  • введены ОДН, часто становящиеся причиной споров между гражданами и управляющими компаниями;
  • появилась возможность проверки качества предоставляемых коммунальных услуг с помощью экспертизы;
  • срок задолженности для отключения услуг сократился с 6 до 3 месяцев;
  • стало возможно платить за ЖКУ напрямую ресурсовикам;
  • потребители получили право ставить приборы учета в отдельных комнатах (это необходимо, в основном, в коммунальных квартирах), и так далее.

В целом же назначение документа осталось тем же, хотя его объем и увеличился вдвое. Очевидно, что с каждым годом появляется все больше нюансов, которые необходимо включать в правила предоставления коммунальных услуг. По этой причине в постановлении появляются изменения. Разобраться в них помогают разъяснения, подготовленные специалистами, работающими в сфере ЖКХ.

Что входит в перечень коммунальных услуг?

Получение коммунальных услуг - это одно из базовых прав гражданина РФ независимо от места его проживания. Необходимый перечень ЖКУ поставляется в жилища на постоянной основе в течение всего года. Исключение составляет только обогрев. Тепло подается по специальному регламенту, выпускаемому в каждом регионе в зависимости от погодно-климатических условий.

Правила предоставления коммунальных услуг допускают отключение всех видов ресурсов на случай ремонта или аварий. Для таких ситуаций указывается максимально допустимая продолжительность. Она подсчитывается для отчетного периода. Если на протяжении этого срока количество и продолжительность отключений ЖКУ превышает установленные нормы, то жильцы могут официально подавать претензии.

Перечислим те виды коммунальных услуг, которыми должны обеспечиваться граждане.

1. Электроснабжение. Его подача является обязательной, а любой перебой считается экстремальной ситуацией и устраняется в кратчайшие сроки. Электричество подается без перерывов в любое время суток. Его мощность по правилам предоставления коммунальных услуг должна соответствовать потребностям жильцов.
2. Холодное водоснабжение. Подача холодной воды осуществляется по общегородской или локальной сети. Если она отключается, то организуется доставка питьевой воды до колонки в пешей доступности. При подаче воды обязательными являются следующие требования:
- соответствие санитарным нормам;
- должный напор;
- бесперебойность подачи.
3. Горячее водоснабжение. Подача осуществляется по центральному водопроводу. При его отсутствии используются общедомовые или внутриквартирные нагревательные приборы.
4. Отвод канализационных стоков. При подведении воды параллельно обустраивается и ее отведение. Система канализации в жилище включает в себя общую трубу (стояк) и идущие к ней трубы от каждой из точек водоразбора.
5. Отопление. В холодный сезон осуществляется круглосуточно. Правила предоставления коммунальных услуг определяют минимальную температуру воздуха, которая должна поддерживаться в жилище.
6. Газ. Дома чаще всего подключаются к газоснабжению с помощью магистрального газопровода. Если его нет, то допустимо использовать газ из сменных баллонов или специально оборудованных для него хранилищ.

Набор коммунальных услуг зависит от уровня благоустройства дома и может существенно различаться. Если жильцы не получают каких-то ресурсов, то размер ежемесячной оплаты ЖКУ будет ниже. Все эти моменты прописываются в договоре с обслуживающей организацией.

Изменения в постановлении правительства 354 на 2017-2018 гг.

Определяемые в ПП РФ № 354 правила предоставления коммунальных услуг гражданам в 2017 году в очередной раз получили ряд изменений. Корректировки касаются наиболее актуальных для потребителей и коммунальщиков вопросов. Приведем несколько важных обновлений:

  • машино-места стали считаться нежилыми помещениями и отдельными объектами недвижимости;
  • у коммунальщиков появилось право на установку контрольных пломб и прочих приспособлений для отслеживания незаконного вмешательства в работу приборов учета;
  • управляющие компании могут быть оштрафованы за необоснованно завышенные тарифы. Для этого требуется обращение потребителя.

С правилами предоставления коммунальных услуг 354 с изменениями можно ознакомиться прямо на нашем сайте. В статье вы найдете ссылку на актуальную редакцию этого документа.

Оплата услуг ЖКХ

Потребители ЖКУ обязаны каждый месяц производить их оплату в полном объеме. Вместе с обязанностями граждане получают и определенный набор прав. Коммунальные услуги должны иметь соответствующее качество. При ненадлежащем исполнении управляющей компанией своих обязанностей жильцы могут расторгнуть договор с ней и выбрать другую организацию.

Кроме перечисленных выше ресурсов, потребление которых отслеживается по счетчикам или нормативам, жильцы оплачивают еще ряд услуг. В том числе, в квитанции прописываются следующие расходы:

  • на содержание многоэтажного дома;
  • на выполнение капитального ремонта;
  • на обслуживание лифтов (при их наличии);
  • на вывоз твердых бытовых отходов;
  • на уборку подъездов, придомовой территории и прочей общей собственности;
  • на оплату домофонов.

По правилам предоставления коммунальных услуг все эти расходы подсчитываются в управляющей компании и вносятся в квитанцию. В некоторых случаях в ней образуется достаточно большое количество пунктов, с которыми далеко не всегда удается разобраться с первого раза. При этом у каждой цифры должно быть обоснование. Любая статья вписывается в соответствии с актуальными тарифами и расценками.

В квитанции расходные статьи делятся на личные, относящиеся к конкретной квартире, и общедомовое потребление. У многих категорий граждан имеются льготы на оплату ЖКУ. Они указываются в качестве обоснования применения сниженного тарифа.

Права и обязанности потребителей и поставщиков услуг

В правилах предоставления коммунальных услуг дается строгая регламентация юридических отношений поставщиков ЖКУ и их потребителей. Этому посвящены главы 4 и 5.

Обслуживающая организация в соответствии с ее набором прав и обязанностей должна (может):

  • своевременно обеспечивать жильцов КУ. Она занимается не только предоставлением оговоренных в договоре с потребителем ресурсов, но и обслуживает прилегающую к многоэтажке территорию, общие и квартирные помещения;
  • принимать заявки на ремонт и исполнять их, своевременно устранять неисправности, поддерживать дом в надлежащем состоянии;
  • требовать своевременно оплачивать услуги в установленные сроки, начислять за их нарушения пени и штрафы. При этом в квитанции обязательно должен быть проставлен срок, в который потребителю необходимо внести деньги;
  • получать от государства компенсацию за льготников, оплачивающих ЖКУ по сниженным тарифам;
  • контролировать то, как соблюдаются правила эксплуатации инженерных сетей и технических средств;
  • проверять установленные в квартирах счетчики, состояние коммуникаций;
  • иметь допуск во все помещения.

В соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг УК сами заключают договоры с поставщиками ЖКУ. Жильцы должны получать оповещения о касающихся их нештатных ситуациях. Объявления о ремонте, сроках устранения аварий и прочих отклонениях вывешиваются на доступных всем проживающим досках.

За потребителями закрепляются свои права и обязанности. В том числе, они должны (могут):

  • получать услуги должного качества в необходимом объеме;
  • обращаться за проверкой произведенных расчетов с исправлением обнаруженных ошибок;
  • получать акты и другие имеющие юридическую силу документы, с помощью которых подтверждается ущерб от аварий для его дальнейшего возмещения;
  • обязательно сообщать в аварийные службы о форс-мажорных ситуациях;
  • своевременно и полностью вносить плату за полученные ЖКУ.

Правила предоставления коммунальных услуг предостерегают потребителей от различных несанкционированных действий. При их выявлении могут быть начислены значительные штрафы.

Урегулирование спорных ситуаций между потребителями и поставщиками коммунальных услуг

Основные споры в сфере ЖКУ связаны с:

  • просрочкой потребителями положенных платежей;
  • совершением жильцами неправомерных действий (вмешательство в работу счетчиков, порча общедомового имущества и так далее);
  • ошибочным начислением оплаты за КУ;
  • невыполнением обслуживающей организацией своих обязанностей.

УК по правилам предоставления коммунальных услуг может бороться с неплательщиками пенями и отключением поставляемых ресурсов. Договороспособным должникам могут пойти навстречу и предоставить рассрочку для погашения задолженности. Неправомерные действия наказываются штрафами. Они могут накладываться и взыскиваться, в том числе, по суду.

Потребители при наличии жалобы обращаются, прежде всего, в саму управляющую компанию. Большинство нарушений устраняется именно так. Помимо самой УК спорные ситуации могут рассматриваться:

  • администрацией муниципалитета;
  • жилищной инспекцией;
  • Роспотребнадзором;
  • прокуратурой;
  • судом.

Вложенные файлы

  • Правила предоставления коммунальных услуг гражданам по ПП РФ №354.doc

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Федина А.И.,

членов коллегии Манохиной Г.В., Крупнова И.В.,

при секретаре Д.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С. о признании частично недействующими пунктов 2, 7, 21, 40, 150, подпункта "в" пункта 34, подпунктов "в", "д", "е" пункта 35, пунктов 44, 54, 88 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, и пунктов 10, 15 и 16 приложения N 2 к данным Правилам,

по апелляционной жалобе С. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 3 декабря 2012 г., которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., объяснения представителя Правительства Российской Федерации Р., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила).

Согласно абзацу девятому пункта 2 Правил коммунальные услуги - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).

В соответствии с абзацем пятнадцатым пункта 2 Правил потребителем является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.

Пунктом 7 Правил предусмотрено, что договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных указанными Правилами (абзац первый).

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный в письменной форме, должен соответствовать положениям названных Правил и может содержать особенности исполнения такого договора в случаях и пределах, предусмотренных данными Правилами. В случае несоответствия заключенного в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, положениям этих Правил он считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами (абзац второй)

Пунктом 21 Правил установлено, что если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. Подпункт "в" пункта 34 Правил вводит обязанность потребителя при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно снимать его показания в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее 26-го числа текущего месяца, кроме случаев, когда в соответствии с данными Правилами, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме действия по снятию показаний таких приборов учета обязан совершать исполнитель (уполномоченное им лицо) или иная организация.

Пункт 35 Правил устанавливает, что потребитель не вправе: самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом (подпункт "в"); осуществлять регулирование внутриквартирного оборудования, используемого для потребления коммунальной услуги отопления, и совершать иные действия, в результате которых в помещении в многоквартирном доме будет поддерживаться температура воздуха ниже 12 градусов Цельсия (подпункт "д"); несанкционированно подключать оборудование потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы (подпункт "е").

Пункт 40 Правил предусматривает, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды) (абзац первый); потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит общую плату за такую коммунальную услугу, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 Правил и включающую как плату за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или в нежилом помещении, так и плату за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды (абзац второй).

Пунктом 44 определено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к Правилам.

Объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11, 12, 13 и 14 приложения N 2 к Правилам.

Пункт 54 Правил регулирует отношения, связанные с самостоятельным производством коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, определяет порядок осуществления расчета размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу, объема использованного при производстве коммунального ресурса при наличии прибора учета и при его отсутствии, предусматривает определение размера платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения); устанавливает, что в плату за коммунальную услугу по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенную исполнителем с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не включаются расходы на содержание и ремонт такого оборудования, расходы на содержание и ремонт такого оборудования подлежат включению в плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно пункту 88 Правил не подлежит перерасчету в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении размер платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды.

Пункт 150 Правил предусматривает право потребителя требовать с исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в размере, указанном в Законе Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", в случаях, указанных в пункте 157 Правил.

Пункт 10 приложения N 2 к Правилам содержит формулу 10 и ее составляющие, позволяющие определить размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для 1-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения согласно пунктам 44 - 48 Правил. Формула представляет собой произведение объема (количества) коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящегося на 1-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение и тарифа на соответствующий коммунальный ресурс, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пункт 15 приложения N 2 к этим Правилам предусматривает формулу 13 для определения приходящегося на 1-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объема (количества) тепловой энергии, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, в случае если в таком многоквартирном доме часть или все жилые и нежилые помещения оснащены индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии.

Пункт 16 приложения N 2 к данным Правилам вводит формулу 14 для расчета приходящегося на 1-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объема (количества) тепловой энергии, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, в случае если в таком многоквартирном доме во всех жилых и нежилых помещениях отсутствуют индивидуальные и общие (квартирные) приборы учета тепловой энергии.

С. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пунктов 2, 7, 21, 40, 150, подпункта "в" пункта 34, подпунктов "в", "д", "е" пункта 35, пунктов 44, 54, 88 Правил и пунктов 10, 15 и 16 приложения N 2 к данным Правилам, в части, предписывающей оплачивать коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, которые он не заказывает и не потребляет. В обоснование заявленных требований указал, что пункты 2, 40, 44, 54, 88 Правил и пункты 10, 15 и 16 приложения N 2 к этим Правилам противоречат статьям 421, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 154, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации. Требование пункта 7 Правил о соответствии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, условиям, предусмотренным данными Правилами, нарушает принцип свободы договора, закрепленный в статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации. Пункт 21 Правил незаконно устанавливает ответственность ресурсоснабжающей организации за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения; подпункт "в" пункта 34 вводит дополнительную обязанность по снятию показаний приборов учета, по сравнению с потребителями, у которых отсутствуют приборы учета, чем ухудшает его (С.) положение. Положения подпунктов "в", "д", "е" пункта 35 Правил ограничивают права собственника, предусмотренные статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации на использование имущества в отношении внутриквартирного оборудования, а пункт 150 Правил ограничивает применение Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" ссылкой на случаи, предусмотренные пунктом 157 этих Правил.

Решением Верховного Суда Российской Федерации 3 декабря 2012 г. в удовлетворении заявления отказано.

В апелляционной жалобе С. просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, и принятии нового решения. Полагает, что суд первой инстанции не применил нормы материального права, подлежащие применению при разрешении данного дела, выводы суда о законности оспариваемых положений Правил не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему федеральному законодательству.

С. в судебное заседание Апелляционной коллегии не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен в установленном законом порядке.

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит решение суда подлежащим отмене в части отказа в признании недействующим подпункта "в" пункта 34Правил. В остальной части решение подлежит оставлению без изменения.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение приведенной нормы Кодекса Правительством Российской Федерации утверждены Правила, регулирующие отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг (пункт 1).

Проанализировав оспариваемые заявителем пункты 2, 7, 21, 40, 150, подпункты "в", "д", "е" пункта 35, пункты 44, 54, 88 Правил, пункты 10, 15 и 16 приложения N 2 к данным Правилам на соответствие положениям действующего законодательства, суд пришел к правильному выводу о том, что Правила приняты Правительством Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий, предписания этих пунктов Правил в оспариваемой части не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, прав свобод и законных интересов не нарушают.

Так, суд правильно исходил из того, что оспариваемый абзац девятый пункта 2 Правил, раскрывающий понятие коммунальных услуг как осуществление деятельности исполнителя (юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель) по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений), не противоречит положениям части 3 статьи 145, статей 161, 164, а также статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, из содержания которых усматривается, что коммунальная услуга определена ими как деятельность исполнителя коммунальной услуги, обеспечивающая приобретение соответствующего коммунального ресурса и доставку данного коммунального ресурса в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.

Ссылка заявителя на положения статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, на противоречие пункта 2 Правил которой указывает заявитель в апелляционной жалобе, правильно признана судом первой инстанции необоснованной, так как данная норма Кодекса не раскрывает понятие "коммунальные услуги" и не регулирует рассматриваемые правоотношения.

Не опровергают вывод суда первой инстанции о законности оспариваемой нормы Правил и ссылки заявителя в апелляционной жалобе на пункт 2 статьи 13 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", предусматривающий, что к договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, и на нормы Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", содержащего аналогичные положения, которые, как ошибочно полагает заявитель, подлежали применению судом при разрешении данного дела.

В соответствии с частью 4 статьи 154, частью 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации в Правилах определено, что коммунальные ресурсы - это холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, природный газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.

Не соглашаясь с утверждениями заявителя о незаконном возложении на потребителя пунктом 2Правил обязанности по оплате услуг на общедомовые нужды, которые он не заказывал и не потреблял, суд, исходя из положений Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее - Правила содержания общего имущества), не предусматривающих включение расходов на оплату коммунальных ресурсов в цену работ и услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома (подпункты "г", "д" пункта 11 и пункт 16), суд обоснованно указал в решении, что собственник помещения, внося плату за содержание и ремонт жилого помещения, не оплачивает коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды.

При таких данных, вывод суда о том, что услуги по содержанию и ремонту общего имущества и коммунальные услуги являются самостоятельными видами деятельности по управлению многоквартирного дома, правомерен.

Признавая законным пункт 7 Правил, суд обоснованно исходил из того, что его положения, принятые во исполнение норм Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающих, что свобода договора не носит абсолютный характер и регулируется законом, не противоречат пункту 2 статьи 1 и статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, закрепляющим принцип свободы договора.

Не было у суда оснований для признания недействующим пункта 21Правил, так как его положения, в оспариваемой части, предусматривающие ответственность ресурсоснабжающей организации за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, если иное не определено в договоре, заключенном ресурсоснабжающей организацией, воспроизводят положения части 15 статьи 161Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающей общие требования к деятельности по управлению многоквартирным домом, и не противоречат статье 539Гражданского кодекса Российской Федерации, как ошибочно утверждает заявитель в апелляционной жалобе, так как данная норма закона не регулирует отношения, связанные с определением границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида.

Суд правильно не согласился с утверждением заявителя о противоречии оспариваемых подпунктов "в", "д", "е" пункта 35 Правил пункту 3 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающему, что в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию бытового потребления, он вправе использовать энергию в необходимом ему количестве. При этом обоснованно исходил из того, что согласно статьям 2, 29, 36Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" система инженерно-технического обеспечения, в том числе предназначенная для выполнения функций отопления, должна соответствовать требованиям проектной документации в целях обеспечения требований безопасности зданий и сооружений в процессе эксплуатации, при этом требования к параметрам микроклимата в зависимости от назначения зданий или сооружений, условий проживания или деятельности людей в помещениях определяются в строительных и санитарно-эпидемиологических нормах и правилах.

Строительными нормами и правилами СНиП 41-01-2003"Отопление, вентиляция и кондиционирование", принятыми и введенными в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу 26 июня 2003 г. N 115, предусмотрены ограничения по температуре воздуха (до 12 градусов Цельсия) (абзац второй подпункта "б" пункта 5.1), поэтому, как правильно указано в решении суда, исключена возможность самостоятельного демонтажа, отключения обогревающих элементов, самовольного увеличения поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, а также несанкционированного подключения оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или внесение изменений в эту систему, осуществления регулирования внутриквартирного оборудования или совершения иных действий, в результате которых в помещении в многоквартирном доме будет поддерживаться температура воздуха ниже 12 градусов Цельсия. При этом данное правовое регулирование не отменяет право гражданина, использующего энергию для бытового потребления в необходимом ему количестве, а также право снижать тепловую нагрузку до определенных значений.

Поэтому вывод суда первой инстанции о том, что подпункты "в", "д", "е" пункта 35Правил не противоречат действующему федеральному законодательству, обоснован.

Ссылки в апелляционной жалобе на положения статей 10, 290, 541 Гражданского кодекса Российской Федерации, на основании которых, по мнению заявителя, потребитель вправе самостоятельно демонтировать или отключать обогревающие элементы, самостоятельно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления и вносить изменения во внутридомовые инженерные системы, основаны на неправильном толковании норм материального права и не влияют на правильность вывода суда о законности оспариваемых положений пункта 35 Правил, так как названные нормы Кодекса не устанавливают требования безопасности зданий и сооружений в процессе эксплуатации и к микроклимату помещения.

Исходя из содержания частей 6.3и 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенных в действие Федеральным законом от 4 июня 2011 г. N 123-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающих, что оплата коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, выделяется из состава платы за коммунальные услуги и учитывается отдельно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что пункты 40 и 44 Правил не противоречат приведенным требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку оспариваемые положения в составе платы за коммунальные услуги отдельно определяют плату за коммунальные услуги, предоставляемые потребителю в жилом или нежилом помещении и плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды.

Не противоречат оспариваемые положения Правил, как правильно указал суд в решении, и статье 37 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающей принцип определения размеров долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, который является общим правилом и подлежит применению в связи с использованием общего имущества, несением обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (часть 2 статьи 39 Кодекса).

Согласно пункту 10приложения N 2 к Правилам, в котором приведена формула определения размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета для 1-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения с использованием показателя объема, рассчитанного в соответствии с указанным выше правилом пропорционального распределения, а также пунктам 15и приложения N 2 к Правилам, в которых приведены формулы 13 и 14, определяющие приходящийся на помещение объем (количество) тепловой энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, в случае если часть или все жилые и нежилые помещения оснащены индивидуальным прибором учета и при отсутствии в доме во всех жилых и нежилых помещениях индивидуальных приборов учета соответственно, - объем тепловой энергии, приходящийся на помещение определяется с учетом правила о распределении объема (количества) тепловой энергии, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды пропорционально площади помещения.

С учетом изложенного и принимая во внимание, что другого нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, устанавливающего иные правила и показатели расчета этого объема не имеется, суд пришел к правильному выводу о том, что пункт 44Правил, пункты 10, 15 и 16 приложения N 2 к Правил не противоречат действующему законодательству, в том числе и нормам Федерального закона "О теплоснабжении", на которые ошибочно указывает заявитель в апелляционной жалобе.

Признавая законным пункт 54Правил, устанавливающий в качестве общего правила, что размер платы за коммунальную услугу рассчитывается исполнителем исходя из объема коммунального ресурса, использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что его положения предписывают определять размер платы за коммунальную услугу в соответствии с формулой 20 приложения N 2 к этим Правилам как сумму двух составляющих: произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду, и стоимость коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению, отнесенная на потребителя в каждом жилом и нежилом помещении пропорционально объему горячей воды, потребленному за расчетный период в жилом или нежилом помещении.

При этом объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется исходя из показаний прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса. В случае если один коммунальный ресурс используется и для предоставления соответствующего вида коммунальной услуги, и для производства и предоставления другого вида коммунальной услуги, объем ресурса, затраченного на каждый вид коммунальной услуги, фиксируется отдельно. При отсутствии же приборов учета, объем такого ресурса определяется по удельным расходам на производство единицы тепловой энергии на цели отопления или единицы горячей воды на цели горячего водоснабжения.

При таких данных вывод суда о законности пункта 54Правил является правомерным.

Исходя из части 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающей, что исполнитель не вправе перераспределять суммы платежей за коммунальные услуги, не оплаченные плательщиком либо предоставление которых не прерывается при временном отсутствии плательщика, между остальными плательщиками по данному дому, за исключением случаев, когда перерасчет платежей за период временного отсутствия осуществляется в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о соответствии пункта 88Правил, исключающего пересчет размера этой платы при временном отсутствии потребителя в жилом помещении, названной норме Кодекса.

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что приведенные положения статьи 155Жилищного кодекса Российской Федерации не подлежали применению к рассматриваемому вопросу, неосновательна и не может служить поводом к отмене решения суда.

Не противоречит требованиям действующего законодательства, как правильно указал суд в решении, и пункт 150, в оспариваемой части, поскольку его положения носят разрешительный характер и не отменяют право гражданина, использующего коммунальные услуги для удовлетворения личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, на предъявление к исполнителю требований, предусмотренных Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей".

Суд, установив, что оспариваемые заявителем положения пунктов 2, 7, 21, подпунктов "в", "д", "е" пункта 35, ">пунктов 40, 44, 54, 88, 150Правил, пункты 10, 15и 16приложения N 2 к данным Правилам, в оспариваемой части, не противоречат действующему федеральному законодательству, прав, свобод и законных интересов заявителя не нарушают, правомерно, на основании части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принял решение об отказе в удовлетворении в этой части требований.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требования о признании недействующим подпункта "в" пункта 34 Правил, в соответствии с которым потребитель обязан при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно снимать его показания в период с 23-го по 25-е число каждого месяца и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному лицу не позднее 26 числа текущего месяца, исходил из того, что, обеспечивая исполнение требований части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правительство Российской Федерации было вправе установить такую обязанность. При этом учел, что подпункт "в" пункта 34 Правил предусматривает случаи, когда в соответствии с оспариваемыми в части Правилами договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме действия по снятию показаний таких приборов учета обязан совершать исполнитель (уполномоченное лицо) или иная организация.

Пункт 3 Правил, конкретизируя оспариваемое предписание, предусматривает, что исполнитель должен принять показания индивидуальных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений, в частности по телефону, с использованием сети Интернет.

Суд пришел к выводу, что подпункт "в" пункта 34Правил, определив способы и условия исполнения обязанности, как по снятию, так и по передаче показаний индивидуальных приборов учета, и, закрепляя возможность ее осуществления другими лицами, не может рассматриваться как нарушающий права заявителя.

Однако этот вывод суда сделан без учета того, что возложенная на гражданина-потребителя, использующего коммунальные ресурсы для удовлетворения личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, обязанность по передаче полученных показаний исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее 26-го числа текущего месяца, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.) не всегда может быть выполнена гражданами-потребителями в связи с отсутствием такой возможности.

В подпункте "ж" пункта 31Правил не указано, какими другими способами, допускающими возможность передавать показания приборов учета, кроме "телефон", "сеть Интернет" могут быть переданы исполнителю эти сведения.

Как пояснил в судебном заседании Апелляционной коллегии представитель Правительства Российской Федерации, в связи с вступлением в силу настоящих Правил гражданин-потребитель не вправе в порядке, который действовал ранее, самостоятельно заполнять квитанции с указанием снятых показаний индивидуального прибора учета, производить расчет потребленных ресурсов и оплачивать их до 10 числа месяца, следующего за расчетным.

Таким образом, до введения в действие Правилсведения о показаниях прибора учета могли быть направлены исполнителю и после установленного в настоящее время срока - после 26-го числа текущего месяца.

В настоящее время для определенной категории граждан-потребителей, являющихся наиболее слабой и менее защищенной стороной в договоре по оказанию коммунальных услуг, нуждающейся в особой защите своих прав, выполнение обязанности по передаче сведений о показаниях приборов учета исполнителю до 26-го числа текущего месяца в связи с отсутствием телефона, сети Интернет, других средств связи, является трудновыполнимым, а в некоторых случаях невыполнимым. Поскольку на гражданина-потребителя возлагается без его согласия и учета наличия или отсутствия возможности исполнить обязанность по передаче показаний индивидуального прибора учета в срок до 26-го числа текущего месяца, фактически в договор об оказании услуг потребителю-гражданину включается условие, ущемляющее его права, что недопустимо в силу статьи 16 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (с последующими изменениями и дополнениями).

При этом Апелляционная коллегия учитывает, что нарушение срока подачи показаний индивидуального прибора учета влечет для гражданина-потребителя неблагоприятные последствия: плата за коммунальную услугу определяется из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, но не более 3 расчетных периодов (пункт 59Правил). По истечении этих предельных расчетных периодов плата за коммунальную услугу будет исчисляться исходя из нормативов потребления. При невыполнении своей обязанности потребителем по передаче показаний индивидуального прибора учета в срок до 26-го числа текущего месяца более трех месяцев подряд исполнитель в силу пункта 84Правил обязан провести указанную в пункте 82Правил проверку и снять показания индивидуального прибора учета.

При таких данных гражданину-потребителю для обеспечения принципа равенства сторон и справедливости должна быть предоставлена возможность повлиять на условия договора, касающегося возложения на него обязанности передавать полученные показания прибора учета исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее 26-го числа текущего месяца, с тем чтобы на него не возлагалась обязанность, которую он не может выполнить, что позволит исключить нарушение его прав.

Отказывая в удовлетворении заявления в этой части требования, суд первой инстанции указал, что гражданин-потребитель в соответствии с подпунктом "в" пункта 34Правил имеет возможность поручить другим лицам передачу показаний приборов учета исполнителю. Однако это обстоятельство само по себе не освобождает гражданина-потребителя от выполнения обязанности передать сведения о показаниях прибора учета в установленный срок исполнителю или уполномоченному им лицу.

В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги (часть 1 статьи 153); плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о кооперативе; плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (части 1, 2 статьи 155).

Из содержания приведенных законоположений (фактически в аналогичной редакции они действовали и до введения в действие Правил) усматривается, что на потребителя не возложена обязанность передавать полученные показания приборов учета исполнителю или уполномоченному лицу не позднее 26-го числа текущего месяца. Включение же в договор об оказании коммунальных услуг потребителю условия, которое прямо не предусмотрено законом, но и не противоречит ему, возможно лишь по соглашению сторон в соответствии со статьей 421Гражданского кодекса Российской Федерации.

При таких данных Апелляционная коллегия полагает решение суда отменить в части и в соответствии со статьей 328Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принять в этой части новое решение, которым признать недействующим подпункт "в" пункта 34Правил в части обязания потребителя при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее 26-го числа текущего месяца. В остальной части решение подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 3 декабря 2012 г. отменить в части, принять в этой части новое решение, которым признать недействующим подпункт "в" пункта 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, в части обязания потребителя при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее 26-го числа текущего месяца.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу С. - без удовлетворения.

Председательствующий А.И.ФЕДИН

Члены коллегии

Г.В.МАНОХИНА

27 марта 2018 года Постановление Правительства №354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" подверглось первому с прошлого года изменению. Скачать полный текст с изменениями на 2018 год вы можете с нашего сайта (в Ворде.doc), а мы в этой статье хотим разобраться с вопросами, связанными с пересчетом стоимости услуг ЖКХ, а также выяснить - какие изменения были внесены в 2018 году.

Изменения, внесенные в 354 Постановление 27.03.2018

Дополнение раздела I Правил пунктом 2(1).

2(1). Уведомления, предусмотренные настоящим постановлением, подлежат направлению в том числе с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства.

Изменение абзаца третьего пункта 108 Правил

Старая редакция

Время проведения проверки в случаях, указанных в настоящем пункте, назначается не позднее 2 часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с потребителем не согласовано иное время.

Новая редакция

Время проведения проверки в случаях, указанных в настоящем пункте, назначается не позднее 2 часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с потребителем не согласовано иное время. Отклонение отсогласованного с потребителем времени проведения проверки допускается в случаях возникновения обстоятельств непреодолимой силы, в том числе в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. При этом сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан незамедлительно с момента, когда стало известно о возникновении таких обстоятельств, до наступления согласованного с потребителем времени проведения проверки уведомить его о возникших обстоятельствах и согласовать иное время проведения проверки любым доступным способом.

Что регламентирует 354 Постановление в вопросе предоставления услуг ЖКХ?

354 Постановление разрабатывалось для подробного регламентирования взаимоотношений между потребителями услуг ЖКХ и организациями-поставщиками коммунальных ресурсов, организациями, обслуживающими помещения многоквартирных жилых домов. В частности, в 354 Постановлении прописаны:

Узаконенные права и обязанности поставщиков и потребителей услуг ЖКХ в России,
- законные порядки и условия заключения договоров на предоставление услуг ЖКХ между поставщиками и потребителями,
- порядок проведения мероприятий по проверке и контролю качества предоставляемых коммунальных услуг,
- расчетные способы формирования стоимости услуг ЖКХ для потребителей, имеющих приборы учета (счетчики), и для потребителей, у которых такое приборы отсутствуют,
- установленные проведения перерасчета начисленных коммунальных платежей для ситуаций, когда помещением никто не пользуется и для ситуаций, когда предоставляемые услуги были низкого качества, к которым можно отнести низкий нагрев воды для отопления батарей (в отопительный сезон), а также воды для подачи в кран потребителя.
- законный порядок ограничения или временного приостановления подачи коммунальных услуг,
- полагаемая ответственность потребителей и исполнителей коммунальных услуг друг перед другом за некачественное исполнение своих обязанностей.

Проведение перерасчета стоимости услуг ЖКХ по 354 Постановлению

Основания для перерасчета стоимости оказанных услуг ЖКХ не всегда могут быть сделаны в пользу потребителя. Текст 354 Постановления указывает на то, что потребитель, при совершении им противоправных действий, например, с приборами учета, может быть подвергнут административному штрафу с перерасчетом платежей за услуги ЖКХ. Ситуаций, при которых возможен пересчет стоимости - несколько. Перечислим их.

1. Отсутствие потребителя в помещении в течение 5 и более дней. При этом есть несколько условий - помещение не должно быть оборудовано приборами учета (см. раздел 8 ПП РФ), отсутствие потребителя должно подтверждаться документально.

2. Коммунальные услуги были ненадлежащего качества и (или) предоставлялись с перерывами, превышающими установленную продолжительность (см. раздел 9 ПП РФ),

3. Проверка выявила целенаправленное занижение показателей Потребителем (см. п. 61 ПП РФ). Занижения в этом случае не связаны с технологическим вмешательством в функционирование счетчика,

4. Искажение показаний прибора учета, вызванное вмешательством (см. (п. 62 ПП РФ). Это как раз тот случай, когда перерасчет будет сделан не в пользу Потребителя, а по итогу разбирательства будет составлен Протокол о вмешательстве в функционирование прибора учета.

5. Изменение способа оплаты услуг ЖКХ по отоплению помещения. Перерасчет должен производиться в первом квартале года, следующего за годом, в котором был изменен способ оплаты (согласно п. 42 ПП РФ),

6. Неисправность прибора учета или повреждение пломбы счетчика по истечении срока поверки. В этом случае пересчет стоимости оказанных услуг ЖКХ будет делаться по среднемесячным показаниям прибора учета (согласно п. 59 ПП РФ), а по истечении срока, указанного в п. 59 по п. 60 ПП РФ - с использованием нормативов, и в том случае, если потребитель предоставлял показания такого прибора учета, исполнитель осуществляет перерасчет (см. разделы 6, 7 ПП РФ),

7. Перерасчет также производится в случае, если пользовался жилым помещением временно проживающий гражданин при отсутствии индивидуальных или квартирных счетчиков (см. п. п. 32, 56, 57 ПП РФ), при этом оплата должна производиться постоянно проживающим потребителем.

Правилами предоставления коммунальных услуг весьма подробно регламентируется содержание и порядок заключения договора на обслуживание жилых домов, предоставление и учет коммунальных услуг. Основная обязанность за деятельность в этом направлении возлагается на управляющие компании. По каждому виду коммунальных услуг вводится два платежа: за потребление непосредственно внутри квартиры и за потребление на общедомовые нужды. В состав мероприятий по содержанию общедомового имущества включаются мероприятия по энергосбережению, установке и снятию показаний приборов учета, а так же затраты на содержание информационных систем по учету. Эти платежи вводятся в квитанции на оплату отдельной строкой. Постановлением определяется общий порядок заключения энергосервисного договора в жилых домах с оплатой за его результаты отдельно от оплаты за коммунальные услуги.

23 мая была опубликована информация об утверждении новых Правил предоставления коммунальных услуг. Новые Правила введены . С введением в силу новых Правил Постановлением Правительства отменяется Постановление № 307 от 23.05.2006 и вносятся существенные изменения в Постановления Правительства № 306 от 23.05.2006 и № 491 от 13.08.2006. Новые Правила вводятся не сразу, а через 2 месяца после внесения изменений в порядок установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг в Постановление Правительства № 306 от 23.05.2006. Минрегиону России поручено подготовить изменения в этот документ в течение ближайших трех месяцев.

Правилами предоставления коммунальных услуг весьма подробно регламентируется содержание и порядок заключение договора на обслуживание жилых домов и предоставление и учет коммунальных услуг. Основная обязанность за деятельность в этом направлении возлагается на управляющие компании. В части заключения договоров Постановлением достаточно жестко установлено условие для содержание договоров: если потребитель заключил договор с управляющей компанией, который не соответствует условиям новых Правил, то действующей нормой считаются положения Постановления Правительства № 354 от 06.05.2011.

По каждому виду коммунальных услуг вводится два платежа: за потребление непосредственно внутри квартиры и за потребление на общедомовые нужды. При этом вводится норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в многоквартирном доме.Это упорядочит расчеты в случае, когда отсутствует коллективный прибор учета.

Ужесточена ответственность неплательщика. Теперь ограничение предоставления коммунальных услуг может наступить не через 6 месяцев, как сейчас, а через 3 месяца.

Потребителям предоставлена возможность заключения прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями на предоставление коммунальных услуг.

Полностью пересмотрены алгоритмы расчетов за коммунальные услуги, как при наличии приборов учета, так и при их отсутствии. Исключена норма, когда в конце года на потребителей, у которых установлены индивидуальные приборы учета, распределялся весь годовой небаланс потребления по многоквартирному дому.

Фактическим оператором снятия показаний приборов учета и организатором их эксплуатации становится управляющая компания. Так же управляющая компания становится посредником при фиксировании фактов нарушения качества предоставляемых коммунальных услуг.

В состав мероприятий по содержанию общедомового имущества включаются мероприятия по энергосбережению, установке и снятию показаний приборов учета, а так же затраты на содержание информационных систем по учету. Эти платежи вводятся в квитанции на оплату отдельной строкой.

Постановлением определяется общий порядок заключения энергосервисного договора в жилых домах с оплатой за его результаты отдельно от оплаты за коммунальные услуги. Сама форма энергосервисного договора должна быть разработана в течение ближайших 5 месяцев Минрегионом и Минэкономразвития.

Правила предоставления коммунальных услуг претерпели как количественное, так и качественное изменение. В целом можно отметить два факта: небольшое повышение тарифов и резкое повышение ответственности потребителя за оплату коммунальных услуг. Хочется надеяться, что более четкие формулировки Постановления относительно перерасчетов в случае ухудшения качества услуг сделают работу коммунальщиков эффективнее.

Коммунальные ресурсы по Постановлению

Правила предоставления перечня услуг по обеспечению водо-, электро- и газоснабжением отражены в Постановлении Правительства под номером 354. Этот документ был принят в 2011 году, а последняя редакция была в 2017 году. При помощи правового акта регламентируются отношения между собственниками домов, квартир, других жилых помещений и исполнителями.

Исполнителями в данном случае являются предприятия и организации, которые предоставляют коммунальные услуги потребителю. Потребители - это владельцы домов, граждане, являющиеся собственниками квартир в многоквартирных домах. При помощи договора они устанавливают основные принципы взаимоотношений при разных условиях.

Главные положения Постановления следующие:

  • права и обязанности каждого собственника жилья и исполнителя;
  • механизм контроля за качеством предоставленных услуг;
  • способ определения платы за коммунальные услуги как при использовании приборов учета, так и при их отсутствии;
  • принцип перерасчета платы за разные виды коммунальных услуг при отсутствии граждан в помещении;
  • способы перерасчета в том случае, когда услуга предоставляется не в полном объеме или ненадлежащего качества, или с перерывами;
  • регламентируют наступление ответственности для обеих сторон.

При этом используются понятия, такие как «исполнитель», «внутридомовой прибор учета», «коммунальные услуги». На последнем хотелось бы остановиться подробнее.

Коммунальные услуги определяются как «благоприятные для жилых помещений». Это не означает, что они будут доставляться ко всем потребителям. Существуют дома, не подключенные к системам газа, воды или канализации.

Но предоставляемые услуги должны быть одинакового качества, которое соответствуют СанПиНу (санитарным правилам и нормам). За качество предоставляемого ресурса платят граждане, так же, как и за его соответствие нормативам. К примеру, температура горячей воды в кране должна быть определенной.

Перечислим коммунальные ресурсы:

  • вода горячая;
  • вода холодная;
  • электроэнергия;
  • тепловая энергия;
  • горячая вода в системах;
  • баллонный газ;
  • твердое топливо в случаях его использования в многоквартирном доме.

Коммунальные услуги предоставляются гражданам с того момента, как они вступят в право собственности или со дня подписания договора найма или аренды.

Список коммунальных услуг соответствует степени благоустройства дома, но независимо от их количества, подается круглосуточно или в течение определенных периодов. Качество предоставляемых услуг должно быть соответствующим требованиям.

Договор

Между исполнителем и потребителем заключается договор, который содержит следующие положения:

  • дата и место;
  • адрес и реквизиты исполнителя;
  • от потребителя: ФИО, дата рождения, данные паспорта, телефон;
  • адрес помещения, по которому коммунальные услуги предоставляются, количество прописанных там лиц;
  • наименование коммунальных услуг;
  • требования, которые предъявляются к их качеству;
  • способ определения норматива с приборами учета и без них;
  • информация о наличии приборов учета, дате и месте их установки, сроки проверок, порядок приема показаний счетчиков;
  • размер платы за коммунальные услуги;
  • способ отправки документа по оплате коммунальных платежей;
  • порядок снижения платы в случае несоответствия качества или объема предоставляемой услуги, заявленному в договоре или утвержденного СанПиНом;
  • права исполнителя по качеству и количеству услуг и его обязанности;
  • основания, по которым можно приостановить коммунальные услуги, а также действие договора;
  • сроки договора.

Неуплата по коммунальным платежам, взыскание задолженности по суду, а также временное приостановление подачи основных ресурсов не может быть основанием для расторжения договора.

Он может быть расторгнут только на основаниях, которые предусмотрены Гражданским и Жилищным Кодексами.

Изменения в Постановлении в 2017 году

Документ изменился при последнем редактировании как по существу, так и по объему. По количеству текста акт увеличился почти в 2 раза. Это произошло потому, что появились новые понятия, такие, как «общедомовые нужды» и прочее. Появилась возможность напрямую вносить плату ресурсоснабжающей организации, если есть решение общего собрания многоквартирного дома.

Очень важно: существенно сокращены сроки неуплаты по «коммуналке». Еще одно нововведение: наконец-то законом зафиксировано право устанавливать приборы учета. В части общедомовых нужд стала возможной схема пересмотра коэффициентов по водоотведению. Поправлены тарифы по отоплению жилых помещений.

В новой редакции систематизированы перерасчеты по электроэнергии и другим ресурсам в случае, когда временно прекращено действие услуги. К таким услугам не может быть отнесена услуга по отоплению. При задолженности по платежам организация может приостановить собственнику жилья подачу любых услуг, кроме отопления.

При сокращении сроков задолженности и регулировании правил выплат по ней, у исполнителя появилось больше рычагов для того, чтобы взыскать долг как можно раньше. При возобновлении подачи ресурса и снятии пломб с приборов учета все эти работы производятся за счет должника.

С начала 2017 года количество ОДН будет рассчитываться при помощи не общедомового счетчика, а по нормативу. Это значит, что сумма, начисленная для многоквартирного дома не должна быть выше норматива, который был подсчитан именно по этому дому . Поскольку все ресурсы, потребленные свыше этой нормы, ложатся на плечи коммунальщиков. А те, в свою очередь, должны следить за тем, чтобы ни собственники, ни юридические лица, арендующие помещения не воровали ресурсы.

В случае, когда потребитель услуги, то есть собственник жилого помещения, не получает в полном объеме услугу, то он вправе требовать перерасчета. Это может относиться как качественным, так и количественным показателям. Существуют определенные нормативы, которые должны соблюдаться жилищно-коммунальными службами. Такие условия должны быть предусмотрены в договоре.

Проверки газовой службы

Штрафы грозят тем владельцам жилых помещений, кто не пускает для проверки бригады газовщиков. Такое усиленное внимание к работникам газовых служб возникло из-за серии взрывов в жилых домах. Все эти печальные события случились по причине несвоевременного устранения неполадок. После этого всем, кто безответственно поступает в данной ситуации, грозит штраф.

Названа одна из основных причин взрывов и проблем газовщиков - это невозможность попасть на территорию жилого помещения для проверки исправности газового оборудования.

Штраф за недопуск в первый раз составит от 1000 до 2000 рублей. Виновник заплатит штраф за аварию газового оборудования в 10 000 - 30 000 рублей. А при отказе заключения договора с газовщиками потребитель заплатит от 1000 до 2000 рублей.

Другая сторона также может поплатиться рублем за халатность. При отсутствии проверок или рекомендаций по замене газового оборудования в случае выявленных поломок, газовым службам грозит штраф. Должностные лица заплатят от 5000 до 20 000 рублей, организация - от 40 до 100 тысяч рублей.

На видео о правилах предоставления коммунальных услуг

Правила оказания коммунальных услуг и методы расчета существенно изменились с принятием последней редакции Постановления Правительства. Они стали понятнее и прозрачнее. И та, и другая сторона могут предъявить законные претензии, основываясь на конкретном документе.

Последние материалы раздела:

Пошаговый мастер-класс с фото
Пошаговый мастер-класс с фото

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №30 комбинированного вида «Байтерек» Конспект занятия по рисованию...

Интересное в мире науки и техники Новое в мире техники
Интересное в мире науки и техники Новое в мире техники

2016 год был богат на громкие научные открытия и зрелищные технические достижения. Открытия широко освещаются в СМИ, а наиболее интересные новинки...

Основные даты жизни и творчества
Основные даты жизни и творчества

Михаил Афанасьевич Булгаков (3 мая 1891, Киев, Российская империя - 10 марта 1940, Москва, СССР) - русский писатель, драматург, театральный...