Стоит ли учиться на инноватике. Самая новая специальность. Кем может работать специалист направления инноватики

Инновационный менеджер - преобразователь реальности, профессия нового поколения современной России. Профессия подходит тем, кого интересует физика, химия и обществознание (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

В современной России инновационной деятельности уделяется особое внимание. Условием успешного процветания любой компании и экономики в целом является развитие инновационной составляющей. Для этого, помимо квалифицированных технических специалистов в производстве или науке, необходимы грамотные управленческие кадры с инновационным мышлением. Поэтому многие ВУЗы России включили в программу обучения отдельную специализацию и даже целые факультеты инновационно-технологического бизнеса. У профессии инновационного менеджера большое будущее.

Особенности профессии

Профессия инновационного менеджера подразумевает поэтапное решение разноплановых задач:

  • маркетинговое исследование рынка с целью выявления потребности населения в новых продуктах, услугах, материалах, высоких технологиях;
  • предварительный расчет объема потребностей в инновационном продукте;
  • поиск (или создание) и анализ инновационных идей, соответствующих потребностям населения;
  • разработка проекта по внедрению идеи, маркетинговой политики и бизнес-плана;
  • поиск подходящего предприятия, способного внедрить данную инновацию;
  • совместная работа с конкретным предприятием по разработке технологии и техники производства продукции;
  • поиск поставщиков необходимого оборудования и сырья, заключение контрактов.

Отдельно следует отметить и работу с рисками. Любой инновационный проект может оказаться нерентабельным или неудачным. Инновационный менеджер должен иметь это в виду и оградить проект от рисков, составив перечень событий и условий, при наступлении которых проект лучше свернуть.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  • Серьёзные инновационные проекты, как правило, запускаются в крупных и продвинутых компаниях. Работа в них сама по себе является большим плюсом в смысле профессионального роста, возможностей для творчества, достойной оплаты труда и, в конечном итоге, престижного статуса.
  • В процессе работы с инновационными проектами можно стать высококлассным экспертом, уверенно прогнозирующим перспективность проектов.

Минусы

  • Любая инновация подразумевает риск неудачи.
  • Негарантированная занятость и невысокая востребованность по причине того, что в России не так много компаний, постоянно внедряющих инновационные проекты. Кроме того, в условиях кризиса уменьшение расходов любой компании начинается с сокращений инновационных проектов.
  • Постоянная интенсивная работа по созданию нового и неординарного продукта влечет за собой усталость и так называемое «профессиональное выгорание». Нелегко быть всегда на высоте, генерировать гениальные идеи и удивлять яркими новинками.

Важные качества

Успешные инновационные менеджеры обладают способностями ученого-исследователя , традиционного менеджера и квалифицированного экономиста.

Важные личные качества:

  • высокий профессионализм в сфере деятельности, где реализуется инновационный проект;
  • широкий кругозор;
  • креативность, изобретательность, находчивость;
  • постоянное стремление к освоению новых знаний;
  • умение убеждать и отстаивать свою точку зрения;
  • лидерские качества и организаторские способности;
  • умение сплотить команду вокруг идеи и вдохновить на блестящий результат.

Необходимые профессиональные навыки:

  • наличие опыта в проведении научных разработок, моделировании и управлении процессами;
  • знание прав на интеллектуальную собственность и способов их защиты;
  • владение основами финансового анализа и бухгалтерского учета.

Где учиться на Инновационного менеджера

Российский институт профессионального образования "ИПО" - проводит набор учащихся на получение специальности по дистанционной программе профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Обучение в ИПО - это удобное и быстрое получение дистанционного образования. 200+ курсов обучения. 8000+ выпускников из 200 городов. Сжатые сроки оформления документов и обучение экстерном, беспроцентная рассрочка от института и индивидуальные скидки. Обращайтесь!

Главное образование инновационного менеджера — основная его специальность в той отрасли, где он ведет инновационные проекты. Второе дополнительное образование в области управления инновационными проектами можно получить в следующих учебных заведениях:

Высшее образование Инновационных менеджеров

  • Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, факультет инновационно-технологического бизнеса;
  • Институт инноватики и логистики при Государственном университете управления.
  • Отличную техническую подготовку для внедрения инновационных проектов, связанных с техникой, специалисты получают в государственных технических ВУЗах:
  • МГУ им. Ломоносова — Высшая школа управления и инноваций, Высшая школа инновационного бизнеса;
  • МГТУ им. Н.Э.Баумана;
  • МГУПБ (Московский государственный университет прикладной биотехнологии);
  • МГУТХТ им. М.В.Ломоносова (Московский государственный университет тонких химических технологий);
  • МФТИ — факультет инноваций и высоких технологий;
  • МИФИ (Московский инженерно-физический институт).

Место работы

В зависимости от вида деятельности инновационный менеджер может работать в самых разных сферах: от научных разработок в области высоких технологий до производства обычных товаров народного потребления с новыми свойствами.

Места работы инновационных менеджеров:

  • Академии Наук;
  • ВУЗы, осуществляющие профессиональную подготовку инновационных менеджеров;
  • научно-исследовательские институты, внедряющие собственные научные разработки;
  • научные общества;
  • корпорации, имеющие в своей структуре отделы развития и исследований;
  • конструкторские бюро;
  • венчурные фонды;
  • ассоциации бизнес-ангелов;
  • бизнес-инкубаторы, технопарки;
  • консалтинговые фирмы, сопровождающие инновационные процессы.

Оплата труда

Зарплата на 08.08.2019

Россия 20000—90000 ₽

Москва 35000—150000 ₽

Ступеньки карьеры и перспективы

Карьера инновационного менеджера может начинаться с двух разных позиций: профессионала и любителя . К профессионалам относятся менеджеры, получившие специальное образование — управленческое, экономическое или финансовое. Любители - это специалисты из научных сфер, продвигающие свой собственный инновационный проект либо выпускники технических высших учебных заведений, специализирующиеся на продвижении научных разработок своих коллег.

Менеджер с многолетним опытом работы, внедривший несколько успешных инновационных проектов, очень ценится на рынке труда. Продвижение по карьерной лестнице возможно по следующим позициям: директор по качеству, директор по разработкам, директор направления, исполнительный директор.

Сравнительно недавно в России были разработаны профессиональные стандарты профессии инновационного менеджера, которые закреплены в Постановлении Министерства труда РФ от 5 марта 2004 г. №34 «Об утверждении профессионального стандарта по профессии «Менеджер инновационной деятельности в научно-технической и производственной сферах».

Для творческих, разносторонних и изобретательных людей это самая интересная и полезная специальность в ряду современных инженерно-экономических специальностей и направлений.

Типичный пример "инноватора" – это Стив Джобс. Ведь общепризнано, что он не являлся техническим специалистом высокого уровня (тогда всю работу за него делал Стив Возняк). С другой стороны, Стив Джобс и не был профессиональным дизайнером – он лишь предлагал концепции, которые реализовывали для него специалисты. В третьих, он не был и экономистом и маркетологом – тем не менее, несмотря на это, продажи плееров iPod и телефонов iPhone сопровождались взрывным ростом. Причина успеха Джобса в том, что он был разносторонним специалистом, самым известным "инноватором". Однако он был таким по своей сути. А сейчас подобные навыки и умения можно получить в ВУЗе.

Похожей выдающейся личностью в настоящее время, Инноватором с большой буквы является Элон Маск. Электромобили, частные космические корабли, наземный гипертранспорт, новые источники получения энергии – всё это воплощение его идей. Иногда его называют прототипом "Железного человека" из одноименного фильма. Ранее такими людьми были Архимед, Леонардо ДаВинчи, Тесла – расносторонние изобретатели, не только интересовавшиеся наукой и делавшие открытия, но и способные воплотить их в результат.

Направление "Инноватика" вобрало в себя как инженерно-технологическую часть, так и маркетингово-экономическую. Выпускник может хорошо работать как инженером на промышленном предприятии, так и маркетологом, рекламщиком, экономистом. Инженерные и технические дисциплины - это основы работы с измерительными приборами, материалами, подготовка чертежей, компьютерные знания и навыки, сети ЭВМ, мобильные технологии, информационная безопасность. Экономическая часть включает маркетинг, PR, рекламу, управление рисками, логистику и др.

Северный филиал РГУИТП, филиал московского инновационного ВУЗа, расположенный в Великом Новгороде, один из первых в стране начал обучать студентов управлению инновациями. Сейчас наработан огромный опыт, подготовлены великолепные методические пособия, материалы, лекции. До 2013 года обучение велось только очно. Однако, огромное количество запросов от желающих обучаться послужило поводом к открытию заочного направления по "Инноватике". В перспективе – полностью дистанционное образование, построенное на базе инновационных технологий "живого присутствия". Возможно также, что значительная часть материалов будет выложена в открытом доступе. Уже сейчас многие материалы доступны на сайте.

В современных условиях от предприятий всех видов собственности требуются действия по переходу на инновационные механизмы развития. Это требование диктуется рынком и поставлено на особый контроль со стороны правительства Республики Беларусь.

Однако специалистов, полностью владеющих всеми аспектами такой работы практически нет. Опыт показывает, что выпускники инженерных и экономических направлений не всегда являются достаточно подготовленными специалистами в смежных областях: инженеры - в сфере управления, а менеджеры - в инженерных науках. Исключением является бакалавр подготовленный по направлению «Инноватика».

Выпускник этого образовательного направления будет подготовлен как специалист-инженер и как специалист-менеджер, то есть и как “технарь”, и как “управленец”. В его подготовке «пересекаются» знания из разных областей, формирующие, прежде всего, навыки решения инженерных задач, а также все то, что требуется знать для коммерциализации и практического внедрения инноваций и изобретений в производство.

Он будет уметь выполнять анализ эффективности деятельности предприятия и выявлять проблемы, требующие решения, осуществлять поиск возможных решений и генерировать новые идеи, обеспечивать формирование оптимальных проектов и управлять их воплощением в производство, оценивать возможные риски на пути реализации проекта и минимизировать их, и тем самым обеспечивать экономический подъем своего предприятия.

Он будет способен адаптироваться ко всем видам деятельности, базирующимся на системном анализе, моделировании, автоматизированном управлении и других видах информационных компьютерных технологий.

Такой объем знаний и умений сегодня очень востребован на рынке труда и дает особые конкурентные преимущества перед другими экономическими специальностями.

Практически каждая организация, фирма или предприятие в любой отрасли и в любом регионе страны решают задачи изменений и улучшений, которые и создают для них конкурентное преимущество на рынке, позволяют сохранять лидерские позиции в экономике. Оценить привлекательность и достоинства идеи, определить оптимальные пути ее реализации, привлечь заинтересованных инвесторов и, обойдя всевозможный риск, превратить нововведения в успешный бизнес - в этом заключается искусство и мастерство специалиста-инноватора!

Выпускники специальности «Инноватика» могут работать на производственных предприятиях, предприятиях бизнеса, исследовательских, конструкторских и проектных организациях, инжениринговых центрах, страховых компаниях, банках, органах власти. На промышленном предприятии это одни из основных помощников руководителей предприятия, а в перспективе – главные специалисты или руководители предприятия или фирмы.

Присваиваемая квалификация

Квалификация – бакалавр. Направление подготовки «Инноватика»

Занимаемые должности

  • проектный менеджер;
  • специалист по бизнес-планированию;
  • технический директор;
  • руководитель

Вузы, где есть эта специальность

  • Белорусско-Российский университет (проходные баллы в , )

ВНИМАНИЕ! При расчете проходных баллов не учитывается балл аттестата (правила поступления РФ)

Выпускники данной специальности получают диплом российского образца, так как обучение осуществляется за счет российского бюджета и по российским образовательным программам. Поступать на данную специальность граждане респубики Беларусь могут на равных условиях с гражданами России. Обучение бесплатное .

Описание

Бакалавры данного направления смогут:

  • создавать и координировать производственный процесс инновационной продукции;
  • обеспечивать сопровождение процесса реализации проекта на стадии планирования и контроля;
  • грамотно распределять и проверять эффективность использования технологических и производственных ресурсов;
  • организовывать пуско-наладочные работы и приемо-сдаточное тестирование;
  • работать над проектом на обозначенных стадиях, опираясь на соответствие качеству и требованиям нового изделия;
  • осуществлять технологический аудит;
  • готовить информационные сведения в сфере инновационных продуктов, процессов и технологий;
  • проводить наладку процессов производства и организовывать мероприятия по продвижению инновационного продукта, а также обеспечивать его техническую поддержку и сервис;
  • создавать условия, обеспечивающие защиту и сохранность объектов интеллектуальной собственности;
  • готовиться к переговорам с потенциальными партнерами, разрабатывая специальные средства и материалы;
  • оценивать рентабельность проекта, включая расходы на выполнение маркетинговых мероприятий и сбор сведений о конкурентах;
  • проводить логико-структурный анализ;
  • перед внедрением на рынок нового изделия собирать и изучать патентно-правовую и коммерческую информацию.

Кем работать

Специалисты смогут стать логистиками, маркетологами, менеджерами по инновациям и оценкам рисков. Также выпускники трудоустраиваются специалистами по инноватике и управлению инновационными проектами. Полученного объема знаний хватает, чтобы выполнять функции финансиста или экономиста. Безусловным лидером среди мест, куда недавние выпускники направляют свои резюме, являются исследовательские центры и комплексы, приоритетным направлением которых является выполнение инновационной деятельности. Очень востребованным направлением является и специалист по инвестициям в соответствующих департаментах банковских структур.

Лекарства от ВИЧ, электромобили и аэроэстакадный транспорт - многие научные идеи сибиряков не могут выйти к потребителю из-за отсутствия инвесторов. Найти подходящую идею и инвестора для нее должен специалист по управлению инновациями. Достаточно новой для России специализации «инноватика» теперь учат в Сибирском госуниверситете геосистем и технологий (СГУГиТ).

БИЗНЕС-РЫБАЛКА

«Для инноватика главное - найти принципиально новое, действительно прорывное в технологиях. Из них каждый как рыбак. Каждую пойманную идею он никому не раскрывает. Потому что каждый знает, что на этом можно сделать неплохой бизнес», - рассказывает заведующий кафедрой управления бизнес-процессами новосибирского вуза Анатолий Гагарин.

Он показывает лаборатории, где работают не только будущие инноватики, но и студенты, учащиеся на других направлениях. В одной из лабораторий создают для полпредства президента в СФО систему мониторинга зон возможного затопления.

«Информационные технологии позволяют оперативно собирать подробные сведения из этих территорий, вплоть до отдельных домовладений. Ноу-хау в том, что мы берем данные из разных источников и интегрируем их в единую систему, с которой сможет работать даже неспециалист. Он получит прогноз, где и до какого уровня поднимется вода, где конкретно информировать население и вывозить ценные вещи», - рассказывает директор института кадастра и природопользования СГУГиТ Дмитрий Ветошкин. Он подчеркивает, что подобные разработки очень востребованы властями.

В лабораторию поступают совершенно разные задачи и студенты должны их решать самостоятельно.

В другой лаборатории разработали уникальную методику создания голограмм. Область их применения самая широкая. Самое простое - голограммные фотографии и сувениры, которые дарят высоким гостям вуза и Новосибирска, например, президенту Владимиру Путину.

По словам доцента кафедры наносистем и оптотехники института оптики и оптических технологий СГУГиТ Сергея Шойдина, голограммы в теории могли бы стать отличным бизнесом: скорее всего, желающих повесить объемные фотографии у себя дома нашлось бы немало. Но для запуска проекта не хватает 2-3 миллиона рублей.

«Сумма в 3 миллиона вроде бы не большая, но надо разработать соответствующий проект привлечения денег, понять, сколько людей желает приобрести себе такой портрет. Все эти задачи и будут решать инноватики», - объясняет Анатолий Гагарин.

Программа обучения построена так, чтобы научить студентов из массы информации отбирать инновационную идею, оценивать ее, анализировать, а дальше искать инвестора и продавать на рынок.

Как говорит завкафедрой управления бизнес-процессами, это междисциплинарная специальность, то есть связывающая разные направления подготовки. Студенты изучают 54 предмета, которые входят в блоки. Например, общеобразовательный блок помимо традиционных истории и обществознания включает такой предмет как «история и методология науки и техники».

«На теоретической части в голове студентов начинают откладываться идеи всех великих изобретателей, рационализаторов, в том числе тех, кто сделал большие шаги в области экономики. Это дает понимание, как появляются инновации», - поясняет собеседник.

Затем студенты изучают теоретическую базу инноватики - что это такое, какие существуют технологии. На теории менеджмента студенты учатся работать в команде, так как один человек не в состоянии воспринять всю глубину проблем, которые есть в области поиска рекламы, инвесторов и потребителя.

«Присутствует и инженерно-технологическая составляющая: технология нововведений, технология стандартизации и сертификации, механика и технология - новые материалы, которые есть. Они не вникают вглубь этих технологий, в этом смысла большого нет. Пример простой: вы хотите построить дом и сравниваете кирпич на разных заводах, но вам не надо вникать в технологию производства кирпича, чтобы сравнить характеристики продукта», - говорит Гагарин.

Со второго курса начинается главное - проектная деятельность в рамках курсовых, а затем диплома. Самые целеустремленные уже в курсовых закладывают будущие идеи для своего бизнеса или работы.

По словам собеседника, первый набор инноватиков закончит учебу в 2015 году - это 17 бакалавров. Стоимость обучения одного человека с этого года будет около 100 тысяч в год, но большинство мест на направлении все еще остаются бюджетными.

«Вступительные испытания: физика или информатика, русский язык или математика. Планка поступления на специальность и так достаточно высокая - 210 и 230 баллов, поэтому других испытаний не нужно. Главное - к нам приходят интеллектуально одаренные ребята», - сказал завкафедрой управления бизнес-процессами.

СОЗДАВАТЬ НОВОЕ

Тарас Новиков учится на втором курсе по специальности «Инноватика» и полностью уверен, что в будущем это поможет ему создать свой бизнес.

«Каждый второй у нас в стране юрист или экономист, хотелось чего-то нового. Когда я поступал, «инноватика» была разрекламирована хорошо, я рассматривал красноярский и новосибирский вузы. И там, и там говорили, что это совсем новая специальность и в дальнейшем после выпуска очень пригодится, что это обобщенная специальность, всему тебя научат, будешь молодцом, все здорово», - говорит студент.

По его словам, из двух вузов он выбрал все-таки новосибирский потому что, по его мнению, здесь гораздо больше возможностей для развития инновационной деятельности, чем в Красноярске. А в целом ожидания от специальности его не обманули, Тарас уверен, что легко найдет себе работу и сможет продвигать новое.

Третьекурсник Данил Ищуков рассказывает, что на него тоже подействовала хорошая реклама специальности, которая обещала большие перспективы. И он тоже о своем решении он не пожалел.

«Поскольку специальность новая, рынок сейчас не заполнен. Мы попали в тот момент, когда создается база инновационной промышленности. У нас будет мало конкурентов по сравнению с другими специальностями. Специальность наша имеет широкий спектр применения в разных сферах жизни, мы можем пойти работать в любую организацию», - уверен студент.


Не меньше оптимизма и у завершающей обучение в этом году Анастасии Силантьевой. По ее мнению, самые перспективные сейчас сферы для работы - оборонная промышленность, медицина, необходимые для населения товары.

«Это был мой осознанный выбор: я по жизни такой человек, что мне надо что-то новое изучать. Эта профессия была для меня определенным шагом для моего будущего. Я хотела бы получить заграничный опыт, так как у них инновационная сфера больше развита, и приехать обратно в Россию уже как готовый специалист и помогать на предприятиях», - поделилась Силантьева.

ВАКАНСИЙ НЕТ?

В России, по словам Анатолия Гагарина, только 28 российских вузов готовят по специальности «инноватика», поэтому большой конкуренции среди выпускников быть не должно.

Но пока нет и особого спроса на открытом рынке вакансий. Как прокомментировала руководитель пресс-службы HeadHunter по Сибири Елана Таращук, пока работодатели инноваторов и управленцев инновациями активно не ищут. За год по всей России было только 47 вакансий с упоминанием «инноваторов». Но вполне может быть, что работодателям данная специальность не интересна лишь на данном этапе, считает Елана Таращук. При этом резюме по такой вакансии еще меньше - 14 по всей стране.

Руководитель новосибирского Академпарка, считающегося «гнездом» инноваторов и прорывных идей, Дмитрий Верховод затруднился дать ответ о востребованности данной профессии. «Ничего не могу сказать, потому что не сталкивался с такими выпускниками. Тех, кто становится нашими резидентами, мы готовим в зимних и летних школах и для этого им не надо иметь специальность «инноватика», достаточно иметь соответствующую идею, желание, мотивацию, а дальше мы сами расскажем - что делать и как им жить», - сказал Верховод.

По его словам, среди инноваторов есть студенты и аспиранты разных университетов, есть бизнесмены, которые хотят сделать что-то новое в дополнение того, что они уже делают.

Возможно, отсутствие вакансий связано с тем, что пока нет единого названия этой профессии для штатного расписания заводов и предприятий. Называться в трудовой книжке он может, например, руководитель проекта. Но потребность в организаторе внедрения инноваций есть, уверен Гагарин.

Кроме того, многие организации уже обращаются в СГУГиТ и приглашают выпускников к себе на работу. Например, новосибирский завод, выпускающий интерактивные табло для остановок с расписанием автобусов. Студенты под руководством преподавателя будут разрабатывать план маркетинга и обоснование открытия отдела маркетинга.

«Мы работаем над тем, чтобы создать банк данных инновационных предприятий и предприятий, с которыми мы работаем, для определения студентов на практику. Один студент-инноватик сейчас работает в банке», - сказал Анатолий Гагарин.

«В банковском деле много направлений, где можно внедрять инновации: есть технологии предупреждения невозврата кредита, поиска лучших потребителей, защита от кибератак», - добавил завкафедрой, увидев несколько удивленную реакцию на слово «банк».

Также, по его словам, в вуз обратились три налоговые инспекции, поскольку есть много технологий в организации налоговой службы, и инспекции готовы брать по четыре-пять человек на практику, а затем и на работу.

«Мы были на встрече с директорами всех крупных предприятий Ленинского района Новосибирска. Им рассказали, что такое инноватика и инновационное управление. Только один управляющий строительным трестом инкубатора в Ленинском районе мыслил инновационно. Остальные не интересуются инновациями, они хотят работать по-старому. Конечно, нашим выпускникам придется переубеждать консерваторов», - заключил завкафедрой управления бизнес-процессами.


Последние материалы раздела:

Врожденная глаукома Жалобы больных с ювенильной открытоугольной глаукомой
Врожденная глаукома Жалобы больных с ювенильной открытоугольной глаукомой

Ювенильная или юношеская глаукома среди других видов глауком встречается приблизительно в 3% случаев. Актуальность проблемы ее изучения...

Ботаника - это раздел науки о растениях
Ботаника - это раздел науки о растениях

Ботаника (от греч. botanikós - относящийся к растениям, botánē - трава, растение) наука о растениях. Б. охватывает огромный круг проблем:...

Юрий Корчевский - Бездна
Юрий Корчевский - Бездна

Юрий Корчевский Бездна. Первые после Бога © Корчевский Ю.Г., 2015© ООО «Издательство «Яуза», 2015© ООО «Издательство «Эксмо», 2015Многие совпадения...