Кащеев В. И. Эллинистический мир и Рим. Эллинистический мир и Рим в первой половине II в. до н.э Презентация на тему: Древние Греция и Рим

Тип урока: урок – лекция.

Цель урока: сформировать представления о Древнем Риме у учащихся 10 классов, как одним из важных периодов античности, повлиявших на историю европейской цивилизации и культуры.

Оборудование:

1. Карты: а) Италия и её древнейшее население. б) Рим – первая держава Средиземноморья. в) Римская империя.
2. Мультимедийный материал (эпизоды из фильма “Древний Рим”).

План урока:

(Приложение 1) .
2. Рим в эпоху царей. (Приложение 2) .
3. Эпоха ранней республики. (Приложение 3) .
4. Рим – первая держава Средиземноморья. (Приложение 4) .
5. Рим в эпоху гражданских войн.
6. Римская империя.

1. Италия и её древнейшее население.

Апеннинский полуостров омывается с запада Тирренским, с востока Адриатическим морями. На юге Мессинский пролив отделяет его от острова Сицилия, горы которого являются продолжением Аппенин. Северную часть полуострова большим полукругом опоясывают Альпы. Горы Аппенины тянутся с севера на юго-восток и отделяют север Италии от Центральной и Южной части. Климат северной части страны наиболее близок к Центральноевропейскому. Климат центральной и южной части – средиземноморский. Важнейшую роль в истории культуры сыграла западная часть Центральной Италии. Здесь находятся три равнины: Этрусская, где лежит Флоренция; Латинская, центр которой – Рим; Кампанская с Капуей и Неаполем. Здесь и более удобное для судоходства побережье, с естественными портами в устье Тибра и в Неаполитанском заливе.

Центральное положение Латинской равнины, раскинувшейся над Тибром, облегчило племени латинян его возвышение в истории Италии. Южная Италия издавна провлекала к себе колонистов из-за моря, из Греции. Многочисленные греческие колонии: Тарент, Регий, Кротон, Элея, Сирракузы и другие рано ввели этот край, названный “Великая Греция”, в орбиту мирового развития.

Из находящихся поблизости от Италии островов наибольший вклад в историю культуры внесла Сицилия. Помимо греков овладевших восточными и южными районами острова, сюда явились карфагеняне, основавшие на западе свои колонии.

Археологические раскопки подтверждают, что люди заселили Италию ещё в эпоху палеолита. Ко времени основания Рима в VIII в. до н.э. населением страны были уже италики, говорившие на индоевропейских языках (латиняне, умбры, вольски, самниты, марсы и другие) Уклад жизни, общественные отношения у всех этих племён были ещё совершенно архаическими.

Более высокий уровень развития общества, основанного уже на использовании труда рабов, был присущ в этот период истории Италии лишь грекам, финикийцам и этрускам. Поэтому ранний период истории Италии прошёл под знаком преобладания этрусков и их войн, вместе с союзными им карфагенянами, против греков за господство над морем. Период этот охватывает VIII-VI вв. до н. э. и служит как бы предисторией к возвышению Рима.

2. Рим в эпоху царей.

По легенде Рим был основан одним из потомков легендарного Троянского героя Энея – Ромулом в 753г. до н. э. Римские историки называют по традиции семерых царей в истории города, историческими личностями считаются два последних царя этрусского происхождения – Сервий Туллий и Тарквиний Гордый.

Полноправных граждан Рима, членов родов, принимавших участие в народном собрании, именовали патрициями, ибо их отцы, “патрес”, заседали Сенате. Первоначально население Рима состояло из 300 родов. Кроме них,в Риме существовали две другие категории свободного населения: зависимые от патрициев клиенты и ещё более многочисленные плебеи. Плебеи были выходцами из соседних с Римом общин и не входили в состав римских родов. Сохраняя личную свободу, плебеи не имели политических прав.

Между патрициями и плебеями с самого начала были острые трения. Смягчить их была призвана политическая реформа царя Сервия Туллия, которая, подобно реформам Солона в Афинах, подорвала основы родового устройства, введя деление римского свободного населения по имущественному признаку. Помимо патрициев в состав римского народа “популюс романус”, были включены и плебеи. Вся совокупность граждан, наделённых политическими правами, была поделена на 6 имущественных разрядов в зависимости от количества обрабатываемой земли, находящейся в собственности того или иного человека. По имущественному признаку распределялось прежде всего бремя воинской повинности: I разряд, или класс, выставлял 80 центурий тяжеловооружённой пехоты и 18 центурий конницы; остальные – 95 центурий лёгкой пехоты и вспомогательных отрядов. Таким образом, возникло 193 центурии, собиравшихся на центуриальные комиции (собрания),которые принимали законы, избирали должностных лиц, объявляли войну или заключали мир. При этом власть сохранилась в руках старых патрицианских родов, обладавших наибольшим количеством земли, входивших в I класс и составлявших большинство на центуриальных собраниях.

Древнейшее римское общество было обществом земледельцев и скотоводов. Благодаря этрускам римляне усвоили улучшенные методы обработки земли, стали культивировать виноградники. Большое влияние этруски оказали на римскую архитектуру. Ко времени появления в Риме этрусских царей относится развитие ремесла и торговли. Поначалу Рим обменивался товарами с греческими городами Южной Италии, а в конце эпохи царей – также с Грецией и Карфагеном.

Первоначальная римская религия в отличии от религии греков была анимистической причём как и у греков, с элементами тотемизма. Римляне населили мир многочисленными духами опекавшими земледелие, скотоводство, домашний очаг, семью, жилище. Каждый человек имел духа– покровителя – гения. Всех этих божеств и духов римляне не представляли в человеческом облике, не ставили им статуй, не строили храмов.

Решающий шаг к антропоморфизму римских культов был сделан в период правления этрусской династии, ведь у этрусков, также как и у греков боги выступали в человеческом облике. Под влиянием этрусков на Капитолии возник первый храм, где находились статуи трёх главных божеств: Юпитера, Юноны и Минервы. Под влиянием греческой религии древние безличные латинские божества приобрели в Риме человеческие черты и их стали изображать в виде прекрасных мужчин и женщин. Рим украсился святилищами и статуями.

Как и в Греции, жрецы в Риме не образовали особой касты, а были выборными должностными лицами.

3. Эпоха ранней республики.

К 509 г. до н. э. римские историки относят изгнание из Рима царя Тарквиния Гордого, последнего царя этрусского происхождения. С установлением республиканского правления высшая власть оказалась в руках двух ежегодно избиравшихся консулов, из числа патрициев. В реальной жизни консулы зависели от патрициев и их верховного органа – Сената. Большую роль играли квесторы, которые занимались финансовыми делами, ведали архивом, управляли войсковой казной. В 501 г. до н.э. в Риме впервые избрали должностное лицо наделённое чрезвычайными полномочиями – диктатора. К диктаторской власти римляне прибегали лишь в моменты крайней опасности, требовавшие полного единоначалия. Диктатора избирал сенат. Власть диктатора была неограниченной.

С середины IV в. до н. э. началась территориальная экспансия Рима, в результате многочисленных войн Рим стал сильнейшим государством в Центральной Италии. К середине III в. до н. э. Рим подчинил себе греческие города Южной Италии и занял господствующее положение на Апеннинском полуострове. Своими победами римляне были обязаны чёткой военной организации, воинской дисциплине, значительными военными силами, созданными из покорённых народов, которые входили в Италийский Союз во главе с Римом. Каждый римский гражданин от 17 до 46 лет был обязан нести военную службу. Обычно римская армия состояла из 4 легионов по 4200 человек пехоты и 300 – конницы. Каждому легиону придавались в помощь когорты латинян и союзников, причём в ходе битвы римляне занимали центр боевого порядка, а союзники удерживали фланги.

Основой римской экономики в эпоху ранней республики оставалось сельское хозяйство. Преобладало мелкое и среднее землевладение. Однако уже в это время патриции сосредотачивали в своих руках крупную земельную собственность. В IV в. до н. э. начали возникать большие имения, где использовался труд рабов. В это же время на смену натуральному хозяйству пришло денежное.

В начале V в. до н. э. в самом Риме развернулась борьба патрициев и плебеев за землю. Под давлением плебеев, требовавших кодификации права, были составлены “законы 12 таблиц”, будучи записью действовавшего тогда обычного права “ Законы…….” отразили развитие общественных отношений в Риме в эпоху перехода к классическому рабовладельческому строю. Законы регулировали различные стороны жизни римского общества. К середине IV в. до н. э. в результате более чем двухсотлетней борьбы патриции и плебеи становятся политически равноправными. Уже к исходу IV в. до н. э. сложилась новая патрицианско-плебейская знать – нобилет, опиравшийся на крупную земельную собственность и ставший высшим сословием государства. Органом власти нобилета был сенат. Таким образом Римская республика имела ярко выраженный аристократический характер.

4. Рим – первая держава Средиземноморья.

В III в. до н. э. экспансия Рима в Средиземноморье продолжилась. На Сицилии римляне столкнулись Карфагеном. В результате Пунических войн Рим сокрушил Карфаген и стал сильнейшей державой в Западном Средиземноморье.

В начале II в. до н. э. Рим обратил свои взоры на Восток, где были ослабевшие к тому времени эллинистические государства (Египет, Сирийское царство Селевкидов, Македония и собственно Греция). К середине II в. до н. э. римляне подчинили Македонию и Грецию. Пергамское Царство в Малой Азии также отошло к Риму.

Таким образом, к концу II в. до н. э. Рим превратился сильнейшую державу Средиземноморья. На завоёванных землях возникли римские провинции: Сицилия, Сардиния, Ближняя и Дальняя Испания, Македония, Ахайя, Азия. Наместники, которыми чаще всего становились люди, исполнявшие прежде высшие административные функции в самом Риме, бывшие консулы, преторы, сосредоточили в своих руках всю полноту военной и судебной власти в провинции.

Захватнические войны принесли Риму новые территории, большие массы рабов, небывалый приток богатств. Обычной практикой римского войска стали планомерные грабежи завоёванных городов и целых областей.

Особенно обогатился правивший Римской республикой нобилет. Однако, не отставали от него и всадники, второе римское сословие, сосредоточившие в своих руках финансы и торговлю, в то время, как материальной основой власти нобилета было крупное землевладение.

С возникновением крупных поместий римской знати – латифундий, основанных на труде рабов, рабовладельческая система в Италии стала приобретать классические формы. На огромном невольничьем рынке на о. Делос, главном рынке античной работорговли,были дни, когда продавали по 10 тысяч рабов. Крупное землевладение расширялось и в провинциях, откуда вскоре стал поступать в Рим дешёвый хлеб. Массовый приток дешёвой рабочей силы и хлеба из провинций, неконкурентноспособность мелкого крестьянского хозяйства в Италии и постоянное отвлечение свободного земледельца на воинскую службу подорвали основы жизни италийских крестьян. Они вынуждены были бежать в Рим, либо в провинции, где пополняли ряды городской бедноты – пролетариата, жившего за счёт общества подачками богатой знати. Пролетариат, привыкший к праздной жизни, радовался всё более частым играм и празднествам.

В области культуры в это время продолжались восточные (в основном греческие) влияния (литература, театр, архитектура, искусство, философия, религия). К концу III в. до н.э. различия между римскими и греческими богами стёрлись. Был официально утверждён культ 12 главных богов, имевших соответствие в греческом пантеоне. Войны на Востоке стремительно раздвинули умственные горизонты молодого поколения римлян, высокая эллинистическая культура просто заворожила их. Римляне открыли для себя эллинистический культ индивидуальности. Под влиянием эллинизма личность приучалась ценить себя. С Востока шли в Рим и пороки: себялюбие, роскошь, изнеженность, праздность

5. Рим в эпоху гражданских войн.

Расширение в Италии рабовладельческого хозяйства, постепенное исчезновение в стране свободного крестьянства, рост неимущих слоёв, пролетариата в городах, привели в середине II в. до н. э. к обострению социальных конфликтов как, между рабами и свободными, так и среди самого свободного населения. Первым сигналом стало длившееся 6 лет восстание рабов на острове Сицилия в 137–132 гг. до н. э., восстание Спартака в Италии в 73–71 гг. до н.э., которое с трудом удалось подавить.

Острые социальные конфликты потрясали и мир свободных римлян. Аграрные реформы братьев Гракхов, направленные на увеличение мелких крестьянских наделов в Италии не удались.

Новым политическим фактором, который стал играть решающую роль стала армия. В городах всё больше становилось неимущих, которые не могли служить в армии. Армия всё больше становилась профессиональной, составленной большей частью из пролетариев. Лишённые всякого имущества, они группировались вокруг своего вождя-командира, ожидая от него не только военной добычи, но и последующего наделения воинов землёй.

В Риме началась эпоха военных диктатур, которая одновременно была и эпохой гражданских войн. Военные диктатуры Мария, Суллы, Помпея, Цезаря существенно ослабили роль Сената и республиканских органов власти. Кризис республиканского строя хорошо виден в вырождении политической жизни в Риме. Главной целью политической деятельности, как отдельных лиц, так и целых группировок стало достижение власти и богатства.

В это время продолжалась экспансия Рима, были образованы новые провинции: Сирия, Галлия.

После покорения Галлии Цезарем и гражданской войны между ним и Помпеем, Цезарь в 45г. до н.э. стал единовластным правителем государства. Так завершилась первая фаза гражданских войн, неизбежно приведших к установлению в Риме нового политического строя. Традиционная форма аристократической республики уже не отвечала реальному положению государства, превратившегося из маленького полиса в обширную мировую державу. Правящему нобилету не удалось ни сохранить свою власть в столице, ни обеспечить надёжное управление провинциями. Недовольство разорявшихся крестьян, городской бедноты, восстания рабов угрожали самим основам Римского рабовладельческого государства. Для его сохранения потребовался переход к единовластному правлению. К нему стремился Цезарь, провозгласивший себя пожизненным диктатором и трибуном, а также верховным понтификом – религиозным главой римлян.

После убийства Цезаря, власть поделили между собой Октавиан и Антоний. Октавиану достались Западные провинции и Италия, Антонию – Восточные провинции. В 31 г. до н.э. в морской битве при мысе Акций на юге Пелопонесса Октавиан одержал убедительную победу. Антоний и Клеопатра покончили сбой, а Египет превратился в ещё одну римскую провинцию. Завершился длительный процесс разложения римского республиканского строя. На смену аристократической республике пришло единовластное правление, получившее название “принципат”: принцепсами именовали себя Октавиан и его приемники – римские императоры.

Последние полвека республики были временем бурного роста ростовщического капитала и числа финансистов и банкиров. Ростовщичеством занимались не только всадники, но и сенаторы, хотя официально им это было запрещено. Чтобы обойти закон, они действовали в провинциях через подставных лиц. Целые общины, города и даже царства, зависевшие от Рима, попадали фактически под власть финансистов и ростовщиков. Благодаря успешным финансовым операциям и ограблению провинций в Риме возникали огромные состояния: Помпея – 70 млн. сестерциев, Лукулла – 100 млн. , Красса – 200 млн.

Важные изменения происходили тогда и в отношениях между рабами и их господами. Наделение раба имуществом стало обычным явлением. Всё чаще в первой половине I в. до н.э. некоторых рабов отпускали на свободу, становясь вольноотпущенниками, а тем самым клиентами своего бывшего хозяина, они могли принести ему больше пользы. Вольноотпущенники иногда добивались весьма привилегированного положения и богатства. Но чаще всего это были люди среднего достатка: врачи, учителя, купцы.

В культурном плане в это время особенно бурно развивались философия, риторика, филология, историография. Дальнейшее распространение получили восточные культы, магия, астрология. Больших успехов достигла римская архитектура. В Риме началось каменное строительство: театр Помпея, форум Цезаря. Рим стал превращаться в город из мрамора, покрылся садами и парками.

6. Римская империя.

В результате победы над Антонием и Клеопатрой в 31г. до н.э. Октавиан стал единовластным правителем Римского государства, основав тем самым Римскую империю. При Августе сохранялись многие республиканские традиции, его поддерживало большинство сословий римского государства. Римский плебс получал при Августе даровой хлеб от государства (из 1 млн. населявших тогда Рим, не менее200 тыс.)

Главной опорой власти Августа оставалась армия и прежде всего преторианская гвардия. Завершение длительного периода кровавых гражданских войн принесло государству мир и стабильность. Тем не менее, пограничные войны продолжались. Были основаны новые провинции на Дунае (Паннония и Мезия). Границами империи стали на севере Рейн и Дунай.

Октавиан упорядочил и реорганизовал государственный аппарат управления и провёл целый ряд законов, имевших целью способствовать возрождению римского рабовладельческого общества и семьи.

При Октавиане в Риме развернулось огромное каменное строительство, которое продолжалось и при последующих императорах.

В I–II вв. н.э. в Риме правили императоры из династии Юлиев-Клавдиев и сменившие их – из династии Флавиев. При смене императоров всё большую роль играла армия и преторианская гвардия. Внешняя политика в эти столетия оставалась в общем оборонительной, хотя римской провинцией стала Британия. При императоре Траяне Римская империя максимально расширилась (на Востоке были присоединены территории вплоть до р. Евфрат). Однако в это время всё больше на границах империи ощущается давление варваров (прежде всего германцев). При императоре Траяне, Адриане, Марке Аврелии сложились целые оборонительные рубежи, линии крепостей. Со времён Адриана на службу в легионы принимали даже жителей провинций, независимо от того, имели ли они римское гражданство.

Одним из важнейших явлений в социальной и экономической жизни римского общества тех столетий был начинавшийся кризис рабовладельческого хозяйства. С переходом к оборонительной политике резко сократился приток рабов. Создание крупных земельных владений – латифундий и нехватка рабочей силы вынуждали менять экономическую систему в сельском хозяйстве. Наряду с рабами всё чаще стали появляются лично свободные держатели мелких наделов, вносившие землевладельцу арендную плату – колонны. Колонны обязывались отдавать землевладельцу часть урожая и работать на господской запашке. Некоторые землевладельцы выделяли рабам участки земли для ведения самостоятельного хозяйства.

В это же время возрастает значение провинциальной знати в управлении римским государством. В начале III в. римское гражданство было даровано всему свободнорождённому населению провинций. Выходцы из провинций получили доступ в Сенат, а некоторые из них, такие, как Траян, Адриан, Антонин Пий стали императорами.

В III в. в империи начались внутренние распри, войны между претендентами на престол. Распад государственной системы, внутренние междоусобицы, нападения германских племён, восстания рабов и длительные войны с персами, усугубили экономический и социальный кризис римского общества.

Административные, военные и экономические реформы, проведённые в Римской империи в конце III – начале IV в.в. при императоре Диолектиане и Константине смогли продлить существование гигантской державы ещё на 100 лет.

В административном отношении империя была разделена на две части – Западную и Восточную, причём Италия окончательно утратила привилегированное положение центра империи. Рим тоже начал терять былое значение столицы мира. При императоре Константине Великом была построена новая столица – Константинополь (“второй Рим”), которая впоследствии стала центром вселенской империи.

В 394 году император Феодосий в последний раз в истории сосредоточил в одних руках власть над обеими частями империи, но через год он умер, и Римская империя была окончательно разделена на Западную и Восточную. Западная империя пала под натиском варваров в 476 году. Восточная Римская империя просуществовала ещё почти тысячу лет, известная в истории как Византия.

В области культуры в период империи продолжали развиваться наука, философия, риторика, литература, архитектура. Бурное строительство шло не только в Риме, но и в провинциях.

На всей территории империи в первые столетия нашей эры возрастало влияние восточных культов. Новые религии соперничали между собой, и победа в конечном счёте досталась той из них, которая провозгласила единобожие, равенство всех перед богом, братство людей всех народов и посмертное воздаяние за добродетельную жизнь. Это было христианство, которое возникло и оформилось в первые века нашей эры. При императоре Константине христианство становится государственной религией Римской империи.

Закрепление пройденного материала

1. Показать на карте основные области Древней Италии.
2. Назвать основные причины падения царской власти в Древнем Риме и установления Республики.
3. Назвать и показать на карте основные направления внешней политики Рима в эпоху Республики и Империи.
4. Назвать основные черты управления государством в эпоху Империи.
5. Перечислить основные достижения культуры Древнего Рима и их влияние на на европейскую цивилизацию.

Список используемой литературы

  1. Куманецкий К. “Культура Греции и Рима”. М.,1987. 358с.
  2. Тойнби А.Дж . “Постижение истории” М., 1992.73с.
  3. Всемирная история. Т.1. Минск,1993.
  4. Гай Светоний “История 12 цезарей”. М., 1982.67с.
  5. Гай Юлий Цезарь “записки о галльской войне”. М., 1989. 348 с.
  6. Плутарх “Сравнительные жизнеописания”. Т.2. М., 1983. 430 с.
  7. Видеофильм “Древний Рим”. ООО “Видеостудия “Кварт”.





















1 из 20

Презентация на тему: Древние Греция и Рим

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Греция Крито-микенский (конец III-II тыс. до н. э.). Минойская и Микенская цивилизации. Полисный (XI-IV вв. до н. э.). Этническая консолидация греческого мира. Эллинистический (IV-I вв. до н. э.). Кратковременное утверждение мировой державы Александра Македонского. Зарождение, расцвет и распад Рим Царский период (середина VIII ст. до н. э. - 510 г. до н. э.) Республиканский (510-30 гг. до н. э.) Императорский (30 г. до н. э. - 476 г. н. э.) Этапы Истории

№ слайда 3

Описание слайда:

Коротко об истории Греции На первом Крито-Микенском или Элладском этапе носители греческого языка – ахейцы только начинают заселятся на территории Балкан У них преобладают родоплеменные отношения, их главное занятие введение сельского хозяйства. В конце этого этапа у них начинает формироваться письменность. Полисный этап подразделяется на 3 стадии: Гомеровский (предполисный) период, «тёмные века» (XI-IX вв. до н. э.) Архаическая Греция (VIII-VI вв. до н. э.). Классическая Греция (V-IV вв. до н. э.).

№ слайда 4

Описание слайда:

Гомеровский период характеризуется переходом родоплеменных отношений в раннеклассовые. Но еще больше этот период характеризуется неизвестностью, т.к. почти единственным источником информации о нем являются поэмы Гомера, которые долгое время считались литературным мифом. Исходя из поэм в этот период шла война между ахейцами (греками) и троянцами. Люди того времени славились военными подвигами и свято верили в своих богов

№ слайда 5

Описание слайда:

Архаический период(VIII-VI вв. до н. э.) Началом периода принято считать дату учреждения Древних Олимпийских Игр в 776 до н. э. Характеризуется тремя основными процессами, оказавшими определяющее влияние на развитие греческо цивилизации: Великая колонизация - освоение греками побережий Средиземного, Черного, Азовского море. Развитие товарного производства и значительное увеличение количества рабов-чужеземцев, перенаселение полисов 2. Оформление полиса как особого типа общины. Ремесло отделилось от сельского хозяйства, греческие полисы становятся крупными ремесленными центрами. Формируются 2 типа полисов: торгово-ремесленный (Афины) и аграрный (Спарта) 3. Переход от бронзы к железу Внедрение железа во все сферы производства, экономический подъём.

№ слайда 6

Описание слайда:

Развитие производства как предпосылка кризиса В сознании народа начинают зарождаться противоречия: свободный – раб богатый – бедный община - личность Развитие товарного производства и экономический подъем были напрямую связаны с развитием рабства Дешевый рабский труд позволял получить больший доход и более активно использовался в основных отраслях производства. Ведущей формой собственности на землю становится полисная (или античная) - правом владения землей на территории полиса обладали только граждане; свободные люди, не являвшиеся гражданами (метеки), этим правом не обладали. Происходит социально-экономическое расслоение В связи с этим происходит усиление политической борьбы между родовой знатью и свободными гражданами Выделение личности из общины проявляется в особенностях литературы того времени

№ слайда 7

Описание слайда:

«Сам я кончины зато избежал. И пуская пропадает мой Щит. Не хуже ничуть новый могу я добыть» Архилох VI век до н.э. На смену героическому времени темных веков, описанных в «Илиаде» и «Одиссеи» Гомера, приходит лирическое время, наполнено интимными переживаниями и раздумьем. Представителями лирического жанра были Архилох, Сапфо, Алкей, Алкман и др. Примечательно что в эллинистическое время, время когда собственно и наступил кризис, именно канон лирических поэтов (VI-IV века до н.э.) был оценен как достойный изучения Литература Архаики

№ слайда 8

Описание слайда:

Греческая наука Девиз – «Знания радии знания!» Большая склонность к теории. Греческие мыслители пренебрегали практическим применением, считая это уделом не свободных. Открытия в математике, физики, механики – служили либо делу разрушения: военные машины и орудия, либо средством развлечения: механические изделия на сценах театров. И лишь в последнею очередь для облегчения производительности труда. В итоге разрыв между духовной и материальной культурой

№ слайда 9

Описание слайда:

Наука vs Религия Наука, со своими законами, закономерностями и изобретениями сильно влияла на представления людей о сущности мира и его процессах. Причем как положительно, вдохновляя и облегчая жизнь, так и отрицательно подрывая прежние ценности, обычаи и верования. Поэтому в 433-432 гг. до н. э афинским прорицателем Диопифом, приверженцем старины и врагом «софистических» нововведений был предложен закон об судебной ответственности за «непризнание признанных богов и введение новых божеств». Именно по этой статье был осужден Сократ в 399 г. до н.э.

№ слайда 10

Описание слайда:

Классическая Греция (V-IV вв. до н. э.) Нарастание конфликта между торгово-ремесленными типами полисов с демократическими формами государственного устройства и отсталыми аграрными полисами с аристократическим устройством - Пелопоннесская война (431-404 гг. до н. э.) – поражение Афин Общий итог ослабление всех греческих полисов. Война, подорвала экономический и политический потенциал Эллады Расцвет экономики и культуры греческих полисов в V в. до н.э. Победы греков в греко-персидских войнах (500-449 до н. э.) происходит возвышение Афин, создаётся Делосский союз (во главе с Афинами).

№ слайда 11

Описание слайда:

Кризис полиса - IV век до н. э. Особенностью кризиса в являлось то, что он происходил в условиях экономического подъема. Богатства скапливались в основном в руках неграждан - метеков и вольноотпущенников, выполнявших функции «организаторов» ремесленного производства, финансистов, ростовщиков-кредиторов, торговцев, наживавшихся на внутриполисной и международной торговле. Гражданам было запрещено заниматься всеми этими видами деятельности, а также эксплуатацией серебряных рудников в Лаврионе, так как это считалось недостойными их занятиями. Образовывались крупные земельные хозяйства, в которых земельная собственность уже не была связана с полисным гражданством. В ряде полисов установилась тирания. Тирания ограничивала права и свободы граждан полиса, контролировала даже их частную жизнь. Полисы уже не могли защищать себя с помощью ополчения граждан. Ярким признаком кризиса становится наемничество. Полисы нанимают армию, которая становится платной. Главным мерилом ценности становятся деньги, именно они определяют положение человека в обществе. $

№ слайда 12

Описание слайда:

Ослабленные полисы войной между собой, потерей национального единства – разобщенности общества стали легкой добычей Македонского царства Филиппа II в 338 г. до н. э. Затем под предводительством сына Филиппа Александра Македонского (336-323 г. до н.э.) Греко-Македонская государство расширит свои границы и утвердится как мировая держава Эллинизм За счет еще большего расширения границ, еще большего расслоения общества настроения жителей будет характеризоваться индивидуализмом и космополитизмом. Городское хозяйство постепенно начинает приходить в упадок еще при Александре, при нем же нормы и идеалы античной Греции распространяются по всему миру но не в Греции. После смерти Александра начнутся интриги и войны за престол и раздел империи. В 146 г. до н.э. Римская империя нанесет очередное поражение Ахейскому союзу и подчинит Грецию

№ слайда 13

Описание слайда:

Римская империя на пути к господству Ранняя история Рима отмечена господством родовой аристократии, патрициев, кроме которых никто не мог заседать в Сенате. А римское аристократическое образование напоминало спартанское особым вниманием к патриотизму, дисциплине, смелости и военному мастерству. Но уже в 287 до н. э. борьба плебеев с патрициями закончится в пользу первых. Это приведет к к изменению социальной структуры римского общества: добившись политического равноправия, сословие плебеев, перестало отличатся от сословия патрициев; знатные плебейские роды составили вместе со старыми патрицианскими родами новую элиту - нобилитет. Это способствовало ослаблению внутриполитической борьбы в Риме и консолидации римского общества, что позволило ему мобилизовать все свои силы для проведения активной внешнеполитической экспансии

№ слайда 14

Описание слайда:

Рим – мировая держава, Рим – разлагающиеся Республика После завоеваний III-I вв. до н. э. Рим превратился в мировую державу, а Средиземное море - во внутреннее римское озеро. Но расширение границ, увеличение власти, богатств, проникновение других культур (эллинистических), увеличение численности населения, в основном за счет рабов и иностранцев неизбежно подрывает прежние ценности и стандарты. Так было с Грецией, так стало с Римом Сами Римляне того времени чувствуя перемены в обществе не в лучшую сторону «забили тревогу» развивая – теорию «упадка нравов»: «Валерий Максим говорил, что склонность к менее строгому образу жизни стала проявляться после второй Пунической войны (201 г.) .Ливий считал, что возвращавшееся из Азии оккупационное войско (187 г.) занесло с собой в Рим привычку к расточительности. Полибий, рассматривал исчезновение древней скромности и бережливости как следствие войны с Персеем (168 г.). Посидоний начинал период упадка с разрушения Карфагена (146 г.), и в этом ему следовал Саллюстий. Таким образом, датировка начала упадка нравов, даваемая самими римскими авторами, колеблется между 290 г. и 146 г».

№ слайда 15

Описание слайда:

Теория упадка нравов Деятельность «Цензора» с 182 г. до н.э. Катона старшего: политическая программа основывалась на борьбе против «новых гнусностей» (nova flagitia) и на восстановлении древних нравов; На первом месте стояли, несомненно, такие, занесенные якобы с чужбины в Рим пороки, как корыстолюбие и алчность (avaritia), стремление к роскоши (luxuria), тщеславие (ambitus). Проникновение хотя бы только этих пороков в римское общество было, по мнению Катона, главной причиной упадка нравов. Интересы, которые берут верх над интересами гражданскими, общественными. Письма Саллюстия к Цезарю (прим. исторически спорный момент) Наиболее подробно тема упадка нравов развивается у Саллюстия. Он констатирует прежде всего развращенность народа, а затем слабость, бессилие сената. Утеря земельных участков была первым толчком, который вызвал в дальнейшем разложение народа. Выделяет 2 основных порока, которые развиваются в римском обществе: жажда власти - ambitio и страсть к деньгам - avaritia Уважается лишь богатство, добродетель попрана, бедность считается позором, честность - как бы неблагонамеренностью.

№ слайда 16

Описание слайда:

Кризис полиса Причиной кризиса древнеримской морали был кризис полиса, а «упадок нравов», ломка традиций, отход от древних норм и устоев - лишь неизбежным следствием. Немыслимо управлять огромным государством и осуществлять в нем не только свое материальное, но и духовное превосходство, основываясь на моральных критериях и нормах, сложившихся в маленькой городской общине и рассчитанных именно на членов этой замкнутой общины. Кризис полиса и нравов – падение Республики: «противоречие между политической формой республики I в. до н. э. и её социально-классовым содержанием. Широкий средиземноморский рынок, новые группы провинциальных рабовладельцев, сложные взаимоотношения между Италией и провинциями, между гражданами и «негражданами» настоятельно требовали новой системы управления. Было невозможно управлять мировой державой методами и аппаратом, пригодными для маленькой общины на Тибре. Старые классы, интересы которых отражала римская республика, к концу I в. до н. э. исчезли или деградировали. Почти совершенно исчезло италийское крестьянство; нобилитет и всадничество в результате гражданских войн в значительной своей части погибли физически или разорились».

№ слайда 17

Описание слайда:

Падение Республики I в. до н. э. Захват власти диктатором и тираном Суллой 82-79 г. до н.э. Введение проскрипции – охота за «врагами народа» и вознаграждения за их головы – доносы, убийства, наживание одних за счет смерти других 2. Восстание Спартака 75-71 гг. до н. э Восстание рабов-гладиаторов жаждущих свободы и справедливости 3. Юлий Цезарь с 46-го по 44 годы до н. э. заложил принципы диктатуры в Римской республике, ставшие основой для возникновения Римской империи, которая фактически оформилась при правлении наследника Цезаря - Октавиана Августа.

№ слайда 18

Описание слайда:

Империя интриг После заговора и убийства Цезаря, за престол завязалась вечная борьба За звание первого императора собирали войска, плели интриги приемный сын Цезаря – Август Октавин (слева) и бывший соратник Цезаря Марк Антоний (справа). По подобному сценарию история империи развивалась впредь до ее распада на Восточную и Западную части

№ слайда 19

Описание слайда:

Кризис III века н.э. Кризису предшествуют постоянные сменяющиеся императоры, набеги варваров, гражданская война 193-197 гг. и коррупция Военный блок: Демографический кризис. Нежелание служить в армии – молодые люди отрубали большой палец правой руки. Империя и завоевания предков больше не вдохновляли Крупные землевладельцы также не хотели отдавать свою рабочую силу на государственную службу Экономический блок: Упадок среднего землевладения. Дробление крупных владений и передача их в аренду. Высокая стоимость налогов на перевозки продукции приводит к разрыву связей между отдельными провинциями Разрушение денежной системы. Так в Римской Британии доходит до того что деньги полностью теряют значимость и торговые отношения начинают ввестись по средством бартера.

№ слайда 20

Описание слайда:

В кризисе Римской империи ее дальнейшего распада английский историк 18 века Э. Гиббон называет 5 причин: 1. Разрушение института семьи 2. Ослабление чувства личной ответственности 3. Непомерные налоги 4. Стремление к гедонизму 5. Упадок религии В 410 году вестготами был взят Рим, а 4 сентября 476 года вождь германцев Одоакр заставил последнего западного римского императора Ромула Августа отречься от престола. Таким образом завершилось 12-вековое владычество Рима

Подписи к слайдам:

Эллинистическая цивилизация – Встреча Запада и Востока выполнила: учитель истории Кубаян Р.Л. Г.Белореченск,2015 год.

1. «Рассуждая как всеобщий покровитель, посланный богами, он … соединил в одно целое людей со всех концов света, смешав их, словно вино в праздничном кубке.. он потребовал, чтобы родиной считали – Вселенную, добрых людей – соплеменниками, а злых чужестранцами, чтобы эллины и варвары не различались между собой ни по плащам, ни по щитам».

2. Он, македонянин, страну и жилища предков покинул … И к азиатам пошел, судьбы принужденьем гонимый, Род, избивая людской, на все племена обнажая Свой сокрушительный меч: ...он – молния, что поражает Все племена, он злая звезда для народов!

Проблема: Александр – жестокий завоеватель или человек, мечтавший о единении людей и культур?

Александр Македонский-союз Эллады - Херонее - падение Греции – Филипп - Персидская держава - поход на Азию.

Проигравшая Греция, в битве при Херонее в 338 г. до н.э., и союз Эллады, заключили с Филиппом Македонским договор. Филипп объявил войну Персии, которую продолжил его сын Александр и совершил военный поход на Азию

Где произошло первое столкновение? - С кем? Продолжаем расследование. Куда направляемся для поиска улик далее? Следующая наша остановка? Куда ведут следы дальше? Куда ведут следы после Египта? Скажите, какая цель была у Александра Македонского? Остановился ли теперь Александр, победив своего ненавистного врага? Смог ли он покорить всю Индию? Что мы знаем о природе Древней Индии? Какой стала армия?

« фоторобот » Александра Македонского Жестокость мечтатель тщеславный воин образованный

Вывод: Александр Македонский - жестокий завоеватель и человек, мечтавший о единении людей и культур. Он одновременно мечтал о славе великого завоевателя и об объединении Востока и Запада.

Постановка проблемы Осуществились ли мечты Александра Македонского о слиянии разных народов и культур Запада и Востока в рамках одной цивилизации?

Мировая кухня

Монархия Корона Сыр

Греция Полис Оливки

Аристократы Рабы Перец

Рецепт «Эллинистическая цивилизация» Создание на Востоке новых городов - полисов по греческому образцу. 2. Закрепление деления общества на слои, как на Западе так и на Востоке. 3.Монархическое правление в древнегреческих государствах по восточному образцу. 4.Принятие восточными народами культуры, языка и обычаев греков-эллинов.

«Эллинистический мир» стремился к слиянию в единое целое, в которое каждый внёс бы свою лепту. Почему задача создания единого общества актуальна в XXI веке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

гуманитарные проблемы ядерной цивилизации

урок физики в 11 классе в разделе " Физика атомного ядра" по теме " Смертельная опасность или жизненная необходимость"....

Демо-тест к теме: "Средневековые цивилизации Европы" составлен по учебнику Д.Д. Данилова, А.А. Данилова и др. "Всеобщая история Средних веков" для 6 класса. Перед использованием теста, пос...

Краткий отрывок из начала книги (машинное распознавание)

$PEKO-
^//атинский
Кабинет
USEUM
Iraeco-
^ATINUM
VI. KASHCHEYEV
THE HELLENISTIC
WORLD AND ROME
елэ
WAR, PEACE AND DIPLOMACY
220-146 B.C.
MUSEUM
GRECO-LATINUM
MOSCOW, 1993
В.И.КАЩЕЕВ
эллинистический
МИРИРИМ
ВОЙНА,МИР И ДИПЛОМАТИЯ
в 220-146 годах до н.э.
ГРЕКО-ЛАТИНСКИИ КАБИНЕТ
Ю.А. ШИЧАЛИНА
МОСКВА. 1993
ББК 63.3(0)322
К31
Кащеев В.И.
Эллинистический мир и Рим: Война, мир и
К31 дипломатия в 220 - 146 годах до н. э. - М.:
Греко-латинский кабинет, 1993 . - 374 с.
В книге рассматривается напряженный и драматический
период в истории Восточного Средиземноморья - завоевание
эллинистических государств Римом. Перед читателем предстает эпоха
грандиозных войн и интесивной дипломатической деятельности.
Показана специфика войны как основного средства
межгосударственных отношений, военная организация Рима и
эллинистических государств, различные средства и методы дипломатии,
элементы международного права, отдельные аспекты идеологии и
религии. Автор рассматривает дипломатические представления того
времени и тенденции развития римско-эллинистических
отношений в свете важнейших нравственных ценностей эллинов и римлян.
Рецензенты:
кафедра истории древней Греции и Рима
Санкт-Петербургского государственного университета (зав.
кафедрой - доктор исторических наук, профессор Э.Д.
Фролов);
доктор исторических наук, профессор А.И. Зайцев;
доктор исторических наук, профессор А.С. Шофман
Под редакцией доктора исторических наук,
профессора В.Г. Боруховича
тг 0503010000-004 г.
К С05(03)-93 Без объявл
ISBN 5^87245-007-9 О В.И. Кащеев, 1993
ПАМЯТИ ОТЦА
ИВАНА ГРИГОРЬЕВИЧА КАЩЕЕВА
... Где найти человека столь
легкомысленного или нерадивого, который не
пожелал бы уразуметь, каким образом и
при каком политическом устройстве почти
весь обитаемый мир оказался менее чем за
пятьдесят три года под единой властью
римлян? Никогда раньше не было ничего
подобного.
Полибий 1.1.5
Когда сильный с оружием охраняет
свой дом, тогда в безопасности его имение;
когда же сильнейший его нападет на него и
победит его, тогда возьмет все оружие его,
на которое он надеялся, и разделит
похищенное у него.
Евангелие от Луки. 11.21-22
Суд же состоит в том, что свет
пришел в мир; но люди более возлюбили тьму,
нежели свет, потому что дела их были злы;
ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет
и не идет к свету, чтобы не обличились дела
его, потому что они злы, а поступающий по
правде идет к свету, дабы явны были дела
его, потому что они в Боге соделаны.
Евангелие от Иоанна. 3.19-21
Щ&^^И^И
Конец III - первая половина II вв. до н. э. -
время великих перемен в истории античного мира: в
противоборстве сошлись эллинистический мир и Рим,
древнегреческая цивилизация и цивилизация римская,
встретились две во многом отличные одна от другой
культуры; результаты этого противоборства изумили не
только современников, к коим принадлежал Полибий,
но и историков последующих эпох. Многие из них
попытались дать свой ответ на тот вопрос, который был
поставлен Полибием: «Каким образом и при каком
политическом устройстве почти весь обитаемый мир
оказался менее чем за пятьдесят три года под единой
властью римлян?». Но проходило время, и к этому
вопросу исследователи возвращались вновь: не потому
ли, что в прошлом, как в зеркале, каждая эпоха
пытается увидеть свой облик?
Начальная временная граница исследования -
220 г. до н. э. В этот период произошли изменения в
политической жизни крупнейших эллинистических
государств (почти одновременно сменились правители в
Сирии, Египте и Македонии), и у римлян
складываются более регулярные и тесные отношения с
государствами эллинистического мира. Не случайно основное
свое повествование Полибий начинает именно с этой
даты. В качестве конечного временного рубежа можно
было бы избрать 168 г. до н. э. - год завершения
Персеевой войны, краха Македонской монархии и по-
8
ПРЕДИСЛОВИЕ
литического поражения Селевкидов1, ибо на этой дате
первоначально предполагал остановить свое
повествование древнегреческий историк. И все же вернее для
этой цели взять 146 г. до н. э. - год римских побед
над карфагенянами и Ахейским союзом, год
разрушения Карфагена и Коринфа, когда римлянами в
международных отношениях Средиземноморья была
поставлена точка над «i».
Таким образом, хронологические рамки этого
исследования (220 - 146 гг. до н. э.) совпадают с
временными границами, которые окончательно
выбрал Полибий для своей «Всеобщей истории» -
наиболее важного и ценного источника для реконструкции
взаимоотношений эллинистических государств в Риме.
Из множества проблем экономической,
политической, социальной и духовной жизни народов
Восточного Средиземноморья я избрал лишь одну -
межгосударственные отношения2. При этом сложный
спектр взаимоотношений эллинистических государств
и Рима в области идеологии и религии затрагивается
лишь постольку, поскольку они имеют
непосредственные связи с политической сферой: в войне и
дипломатии. Этим объясняется и то, что роль идеологии,
пропаганды и религии во взаимоотношениях государств
Восточного Средиземноморья не раскрывается здесь
глубоко и детально, но лишь намечена в общих
чертах. А значение экономических факторов3 или, к
примеру, Олимпийских игр2* в международных отношени-
1 Ср., например: Klose P. Die volkerrechtliche Ordnung der helle-
nistischen Staatenwelt in der Zeit von 280 bis 168 v. Chr. Miinchen,
1972.
Ср.: Жигунин В.Д. Международные отношения
эллинистических государств в 280 - 220 гг. до н. э. Казань, 1980.
3 См.: Larsen J.A. Roman Greece // An Economic Survey of
Ancient Rome. Baltimore, 1938. Vol. 4. P. 259-498.
4 См., например: Bengtson Η. Die Olympischen Spiele in der An-
tike. Zurich; Stuttgart, 1971. S. 83ff.
9
ПРЕДИСЛОВИЕ
ях эллинистического мира не затрагиваются вообще:
это хорошие сюжеты для специальных работ. Здесь же
прежде всего рассматриваются формы
межгосударственных отношений и дипломатии^, поэтому средства и
методы внешней политики эллинистических государств
и Рима исследуются не сами по себе, а в контексте
нравственных ценностей эллинов и римлян.
Период становления Римской
Средиземноморской державы - это время, когда возникло тесное
единство народов и государств всего
Средиземноморья: на Западе и Востоке. Это единство, замеченное
еще Полибием, стало предметом его историописания.
Однако я, работая над книгой, сознательно оставил в
стороне вопрос о роли Карфагена в международных
отношениях средиземноморского региона в конце III
- первой половине II вв. до н. э. как потому, что
римско-карфагенские связи - это тема
самостоятельного исследования6, так и потому, что
взаимоотношения Карфагена и эллинистических государств в
рассматриваемый период неудовлетворительно
представлены в наших источниках. Основной акцент в работе
сделан на межгосударственных отношениях в
Восточном Средиземноморье7.
^ Ср.: Gruen E.S. The Hellenictic World and the Coming of Rome.
Berkeley; Los Angeles; L., 1984. Vol. 1-2.
" Об основных трудах по этой проблеме см.: САН. 2nd ed. Vol. 8.
Cambridge а.о., 1989. P. 558-560.
" В книге я опираюсь на некоторые материалы и выводы ранее
опубликованных своих статей: 1) Первая римско-македонская
война в интерпретации английских и американских антиковедов //
ΑΜΑ. 1986. Вып. 6. С. 42-57; 2) Лозунг освобождения греков в
межгосударственных отношениях Восточного Средиземноморья
(III - II вв. до н. э.) // ΑΜΑ. 1990. Вып. 7. С. 41-50; 3)
Договор Филиппа V и Антиоха III в интерпретации античных и
современных авторов // ΑΜΑ. 1990. Вып. 8. С. 44-52; 4) Полибий и
внешняя политика Рима в конце III - первой половине II вв. до
н. э. // Из истории социально-этических и политико-правовых
идей. Саратов, 1990. С. 44-51; 5) Посредничество и арбитраж во
10
ПРЕДИСЛОВИЕ
Я сердечно благодарю профессора Ф.У. Уолбан-
ка (Кембридж), который не только отредактировал
английский текст резюме, помещенного в книге, но и
помог решить финансовые проблемы ее издания; без
его трудов, советов и личного участия эта монография
никогда не увидела бы свет.
Выражаю признательность рецензентам:
коллегам, работающим на кафедре истории древней Греции
и Рима Санкт-Петербургского университета, в первую
очередь заведующему кафедрой профессору Э.Д.
Фролову и доценту А.Б. Егорову, профессору Казанского
университета А.С. Шофману и, в особенности,
профессору А.И. Зайцеву (Санкт-Петербург), чьи
доброжелательные замечания и пожелания способствовали
улучшению книги. Моя благодарность - научному
редактору профессору Саратовского университета
В.Г. Боруховичу, а также доценту Т.П. Кац
(Саратов), давшей ценные советы при подготовке рукописи
к печати.
Кандидат исторических наук И.Х. Гарипзанов
(Казань) и доцент Л.Р. Ротермель (Омск)
предоставили мне возможность познакомиться с рукописями
их диссертаций, посвященных вопросам английской,
американской и германской историографии
античности. СВ. Васильев (Саратов) взял на себя решение
некоторых технических вопросов, связанных с изданием
книги, и (совместно с Д.Е. Лукониным) прочел
корректуру. Л.С. Образцова (Москва) и К. Траншел (Ча-
пел-Хилл, Сев. Каролина) внесли важные
исправления в корректуру резюме на английском языке.
М.Ю. Неборский (Москва) оказал мне помощь в
составлении указателей. Всем им я искренне благодарен.
Хочу выразить благодарность тем, кто мне
помогал: в Казанском университете - коллегам и друзьям
из научного семинара "Античный понедельник", в Са-
взаимоотношениях эллинистических государств и Рима // Из
истории античного общества. Нижн. Новгород, 1991. С. 38-49.
11
ПРЕДИСЛОВИЕ
ратовском университете - коллегам по кафедре
истории древнего мира, в Москве - работникам
редакционного отдела Греко-латинского кабинета. Я глубоко
признателен профессору Ю.А. Шичалину (Москва),
великодушно согласившемуся издать мою книгу.
В. Кащеев
Февраль 1993 г.
@X^fN©
ΦΦΦΓΓΊΦΦΦ
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИОГРАФИИ
1. Полибий: История и политика
Полибий - писатель, заслуживающий
величайшего доверия.
Тит Ливии. История Рима. 30.45.5
Победоносные войны и успешная
дипломатическая деятельность Рима в конце III - первой половине
II вв. до н. э. всего лишь за несколько десятилетий
существенно изменили характер международных
отношений во всем Средиземноморье, оказали сильное
влияние на судьбы многих государств и народов
античного мира. Будучи свидетелем побед римского
оружия, Полибий попытался понять и объяснить сложные
взаимосвязи различных государств в этот период и
создал принципиально новое по типу историческое
повествование, воплотившееся в его «Всеобщей
истории»1. Римские историки со времени Фабия Пиктора,
О формировании исторической и политической концепции По-
либия см.: Erbse Η. Zur Entstehung des polybianischen Geschichts-
werk // Rheinisches Museum. 1951. Bd. 94. S. 157-179; Fritz K.v.
The Theory of the Mixed Constitution in Antiquity: A Critical Ana-
13
ПОЛИБИЙ: ИСТОРИЯ И ПОЛИТИКА
преследуя свои политические и личные цели, каждый
по-своему освещали римскую внешнеполитическую
историю; по понятным причинам они имели доступ к
такой информации, которую нельзя найти у Полибия.
Критически проанализированный, этот материал
может быть использован современными исследователями
римской истории. И тем не менее, именно Полибиево
описание является базовым для реконструкции
внешней политики Рима в Восточном Средиземноморье.
Жизненный путь и сочинения. Полибий родился
в 208 г. до н. э.2 в Мегалополе в хорошо известной
семье (его отец Ликорта был даже стратегом А


План урока: 1. Особенности социально-экономического развития Древнегреческого и римского государств 2. Скептицизм: основанная идея, представители 3. Эпикуреизм: основанная идея, представители 4. Стоицизм: основанная идея, представители 5. Кинизм: основанная идея, представители.






Секст Эмпирик (н. II века) древнегреческий врач и философ Секст Эмпирик (н. II века) древнегреческий врач и философ Пиррон из Элиды (ок. 360 до н. э. 270 до н. э.) древнегреческий философ Пиррон из Элиды (ок. 360 до н. э. 270 до н. э.) древнегреческий философ Представители стоицизма


Эпикуреизм - философское учение, исходящее из идей Эпикура и его последователей. Тетрафармакос: не должно бояться богов; не должно бояться смерти: «Пока мы существуем, нет смерти; когда есть смерть, нас более нет»; благо легко достижимо; зло легко переносимо.


Эпикур (342/341 до н. э. 271/270 до н. э.) древнегреческий философ Эпикур (342/341 до н. э. 271/270 до н. э.) древнегреческий философ Тит Лукреций Кар (99 до н. э. 55 до н. э.) римский поэт и философ Тит Лукреций Кар (99 до н. э. 55 до н. э.) римский поэт и философ Представители эпикуреизма


Стоицизм философская школа, возникшая во времена раннего эллинизма и сохранившая влияние вплоть до конца античного мира. Делится на логику, физику и этику: структурная взаимосвязь трех частей служит доктринальным выражением всеобщей «логичности» бытия, или единства законов мирового разума-Логоса в сферах познания, мироустроения и морали.


Зенон из Китиона (346/336/ /262 до н. э.) древнегреческий философ Зенон из Китиона (346/336/ /262 до н. э.) древнегреческий философ Сенека (4 до н. э. 65 н.э.) римский философ-стоик, поэт и государственный деятель Сенека (4 до н. э. 65 н.э.) римский философ-стоик, поэт и государственный деятель Представители стоицизма


Кинизм - утверждает, что наилучшая жизнь заключается не просто в естественности, а в избавлении от условностей и искусственностей, в свободе от обладания лишним и бесполезным. для достижения блага следует жить «подобно собаке», сочетая в себе: простоту жизни, следование собственной природе, презрение к условностям; умение с твердостью отстаивать свой образ жизни, стоять за себя; верность, храбрость, благодарность.


Диоген Синопский ок. 412 до н. э.10 июня 323 до н. э.) древнегреческий философ Диоген Синопский ок. 412 до н. э.10 июня 323 до н. э.) древнегреческий философ Антисфен Афинский 444/435 до н. э. 370/360 до н. э.) древнегреческий философ, основатель кинизма Антисфен Афинский 444/435 до н. э. 370/360 до н. э.) древнегреческий философ, основатель кинизма Представители кинизма


Философия эллинско-римского периода (IV в. до н.э. – V в. н. э.) Эллинский периодРимский период стоицизм периодIV – II вв. до н.э.I-II вв. представители основная идея скептицизм периодIV-I вв. до н.э.II-III вв. представители основная идея эпикуреизм периодIV-III вв. до н.э.I-II вв. представители основная идея кинизм периодV-I вв. до н.э.I-IV вв. представители основная идея


Задание: расставьте предложенные тезисы и имена основателей в соответствии с философской концепцией: Зенон из Китиона, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий Эпикур Тит Лукреций Кар Антисфен Афинский, Диоген Синопский, Первые христианские секты Пиррон, Секст Эмпирик 1. Не следует бояться природы, т. к. кроме неё, атомов и пустоты, ничего нет. 2. Не следует бояться смерти, т. к. никакой загробной жизни нет, а смерть лишь распад тела на атомы. 3. Не нужно бояться богов, которые, хотя и существуют, но никак не влияют на жизнь человека, потому что не желают нарушать свою безмятежную жизнь 1. Во власти человека быть мудрецом подчиниться разуму природы или глупцом игнорировать разум природы. 2. Только разумная жизнь благо. 3. Благо согласие с главным законом всей природы законом самосохранения. 4. Жить добродетельно следовать во всем этому закону.


1. Социальные катаклизмы доказывают иллюзорность приоритета общего над индивидуальным. 2. Только индивидуальное естественно и реально. 3. Внутренняя свобода достигается пренебрежением ко всему, что не является необходимым; разумным самоограничением в еде, одежде и прочих естественных потребностях. Основные вопросы: 1. Что представляют собой вещи? 2. Как о них следует высказываться? 3. В чем польза от наших суждений? Ответы: 1. О вещах ничего нельзя сказать определенного. Истина и ложь неразличимы. 2. Поэтому следует воздерживаться от любых категорических суждений о вещах. 3.Воздержание от суждений лучший способ обрести спокойствие души.


Марк Аврелий – (26 апреля 121 г. 17 марта 180 г.) римский император (гг.) Марк Аврелий – (26 апреля 121 г. 17 марта 180 г.) римский император (гг.) Жить каждый день так, как если бы он был последним, никогда не суетиться, никогда не быть равнодушным, никогда не принимать театральные позы - вот совершенство характера. Наша жизнь - это то, во что её превращают наши мысли Подумайте, что хотел сказать в этой фразе стоик



Последние материалы раздела:

Сырокопченая колбаса в домашних условиях: особенности приготовления, лучшие рецепты и отзывы Салями колбаса сырокопченая
Сырокопченая колбаса в домашних условиях: особенности приготовления, лучшие рецепты и отзывы Салями колбаса сырокопченая

Обычно для колбасных оболочек используют кишки, пищеводы и мочевые пузыри.Кишки под воздействием своего содержимого, ферментов и кислот желудочного...

Чудодейственная сила материнской молитвы
Чудодейственная сила материнской молитвы

Молитва об обращении заблудшихВсевышний Боже, Владыко и Содетелю всея твари, наполняй вся величеством Твоим и содержай силою Твоею! Тебе...

Ягоды асаи - полезные свойства, отзывы и противопоказания
Ягоды асаи - полезные свойства, отзывы и противопоказания

Про ягоды асаи в мире ходит немало различных слухов и мнений, касающихся их пользы, уникального состава и интересного происхождения. В мире этот...