Рекомендации для родителей как развивать фонематический слух. Методические рекомендации для педагогов и родителей дидактические игры и упражнения для развития фонематического восприятия и слуха детей среднего дошкольного возраста. Этапы работы по развитию

Подготовила учитель-дефектолог: Михалёва Е.В.

Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов.

Родители будущих первоклассников примерно за год до первого звонка начинают всерьёз задумываться о подготовке ребёнка к школе. Принято считать, что готовность к школьному обучению определяется умением считать, складывать и отнимать числа в пределах десяти, читать слова по слогам.

На самом деле всё гораздо сложнее. Ребёнок перед поступлением в школу не только должен быть готов к обучению на физиологическом уровне, но и являться психологически зрелым для освоения столь сложного процесса как овладение письменной речью.

Нельзя не отметить, что процесс овладения письменной речью сводится к освоению чтения, а затем и письма. Чтобы перейти к изучению письменной речи, необходимо в достаточной мере владеть речью устной.

Устная речь - это речь звучащая, она создается в процессе разговора. Усваивая родной язык дошкольники, овладевают важнейшей формой речевого общения — устной речью. В дошкольном возрасте основной упор делается на становление правильного произношения. Под правильным произношением понимается чёткая артикуляция, верное произнесение всех звуков, понятная речь без «скомканных» окончаний и неправильных исковерканных слов.

Письменная речь - это графически закрепленная речь, заранее обдуманная и исправленная. Письменная речь обращена на зрительное восприятие.

Чтение и письмо - это сложные психофизиологические процессы. И не следует ставить эти процессы как главный показатель готовности к обучению в школе. Убедитесь, что ребёнок готов осваивать такой сложный вид деятельности как письменная речь (сначала чтение, а потом письмо). Показателем готовности к овладению письменной речью является уровень развития устной речи поступающего в первый класс. Что же имеется ввиду?

Во-первых , произносительная сторона речи полностью формируется в дошкольном возрасте. Если нет какого-либо звука или даже звуков, нужно срочно исправлять. Сюда можно отнести и слоговую структуру слова: не весипед, а велосипед; не катан, а стакан…

Во-вторых , у ребёнка должен быть хорошо развит фонематический слух: может выделить первый и последний звук в слове; определить, где находится заданный звук…

В-третьих , грамматический строй речи во многом уже сформирован: не глазы, а глаза; не яблоковый сок, а яблочный…

В-четвёртых , достаточно большой словарный запас: ребёнок использует слова по назначению, может подобрать синонимы, антонимы, владеет обобщающими понятиями…

В-пятых , ребёнок владеет связной речью: может рассказать о себе; в состоянии описать игру, в которую играл; объяснить, что ему хочется…

В-шестых , должна быть достаточно развита мелкая моторика (это относится только к овладению письмом). А развивают мелкую моторику рисование, работа с пластилином, бисером, самостоятельное застёгивание вещей, завязывание шнурков… И только в последнюю очередь работа ручкой в прописях и тетрадях!

Необходимое условие обучения чтению — это умение соотносить звуковой и зрительный ряды, т. е. представлять себе, как звук и слово могут выглядеть на бумаге и, наоборот, привыкнуть к тому, что произносятся они несколько иначе, чем пишутся. Это - наличие сформированного фонематического слуха как способности к различению, как звуков, так и зрительных изображений, особенно тех, которые являются составными частями букв.

У детей, собирающихся пойти в школу, важно развивать фонематический слух. Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. У детей его формирование происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем.

Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте. А именно, успешное обучение чтению и письму предполагает как обязательное условие формирования фонематического восприятия и развитие навыков звукового анализа. Другими словами умение слышать есть данный звук в слове или нет.

Различать близко звучащие, но разные по значению слова. (Палка - Балка, Почка - Бочка.

Различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности.

Совершенствование речевого слуха.

Формирование у детей навыков элементарного звукового анализа: умения определять количество слогов в слове; отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры; выделять ударный слог; проводить анализ гласных и согласных звуков.

Таким образом, умение сосредотачиваться на звуке - слуховое внимание - очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь.

Развитие неречевого слуха . На этом этапе проводятся упражнения на различение неречевых звуков.

на распознание:

  • звучащих инструментов (губная гармошка, свисток, дудочка);
  • звучащих предметов (крупа в коробках, погремушки, шелест листьев, шуршание бумаги); без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы. В это время работает физический слух.
  • Упражнения включают задания
  • действий предметов (хлопанье, скрип, свист, стуки, звуки транспорта).
  • Проводятся игры на узнавание товарищей, голосов других людей, мелодий.

отгадай, что звучит
Нужно показать малышу, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, как звенит бубен, какой звук издает барабан, как звучит погремушка). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребенок не видел сам предмет. А ребенок должен постараться угадать, какой предмет издает такой звук.

солнце или дождик
Взрослый говорит ребенку, что они сейчас пойдут на прогулку. Погода хорошая и светит Солнышко (при этом взрослый звенит бубном). Затем взрослый говорит, что пошел дождь (при этом он ударяет в бубен и просит ребенка подбежать к нему - спрятаться от дождя). Взрослый объясняет малышу, что тот должен внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».

разговор шепотом
Суть заключается в том, чтобы ребенок, находясь от вас на расстоянии 2 - 3 метров, услышал и понял то, что вы произносите шепотом (например, можно попросить малыша принести игрушку). При этом важно следить, чтобы слова произносились четко.

посмотрим, кто говорит
Подготовьте для занятия изображения животных и покажите ребенку, кто из них «как говорит». Затем изобразите «голос» одного из животных, не указывая на картинку. Пусть ребенок угадает, какое животное так «говорит».

слышим звон и знаем, где он
Попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.

Такие упражнения способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания,

Не менее важно различать и анализировать звуки. Это умение называется фонематическим слухом . Маленький ребенок не умеет сравнивать звуки, но его можно этому научить. Цель упражнений на развитие фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать, РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

подскажи словечко
Прочитайте ребенку хорошо знакомое ему стихотворение (например: «Спать пора, уснул бычок...», «Уронили мишку на пол...», «Наша Таня громко плачет...»). При этом не произносите последние слова в строчках. Предложите ребенку самому сказать недостающие слова.

маленький учитель
Скажите ребенку, что его любимая игрушка хочет научиться правильно говорить. Попросите ребенка «объяснить» игрушке, как называется тот или иной предмет. При этом следите, чтобы малыш правильно и четко произносил слова.

услышишь - хлопни
Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок с закрытими глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши.

внимательный слушатель
Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом их них (начало, середина или конец слова).

нужное слово
По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.

зоркий глаз
Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, и определить его место в слове.

сложи звук
Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги и слова, например: [м][а] - ма;[н][о][с] - нос.

скажи наоборот
Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.

Освоение ребенком звукового состава языка лежит в основе развития речи. Иными словами, особенность формирования речи ребенка напрямую зависит от его способности слышать, узнавать и различать речевые звуки.

Освоение ребенком звукового состава языка включают в себя три стадии:

знакомство со звуком,

дифференциация звуков,

знакомство с буквой.

Познакомить родителей детей с понятием «Фонематическое восприятие», обосновать необходимость его развития, дать рекомендации по осуществлению данного направления в домашних условиях. Продемонстрировать некоторые виды игровых заданий, помочь родителям ими овладеть.

Семинар – практикум для родителей

«Формирование фонематического восприятия через игру»

подготовила и провела учитель – логопед: Глухих С. А.

Цель: Познакомить родителей детей с понятием «Фонематическое восприятие», обосновать необходимость его развития, дать рекомендации по осуществлению данного направления в домашних условиях. Продемонстрировать некоторые виды игровых заданий, помочь родителям ими овладеть.

План:

    Что такое фонематическое восприятие, фонематический слух, и каким образом он влияет на развитие ре

    Как развивается фонематический слух в норме и как выявить его нарушение у ребенка?

    С помощью каких упражнений можно развивать фонематические процессы (практическая часть).

    Подведение итогов, вопросы родителей.

    Памятки для родителей по формированию фонематического слуха.

Ожидаемый результат: Обучить родителей конкретным приёмам коррекционной работы. Стимулировать их к активному систематическому сотрудничеству.

Содержание:

(Слайд 2)

«В сотрудничестве, под руководством, с чьей-то помощью ребенок всегда может сделать больше, решить более трудные задачи, чем самостоятельно…»

Л.С.Выготский

Фонематический слух – это различение на слух звуков речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное его значение: «коза-коса», «дом-том», «бочка-почка». И вот уже козой косят луг, коса щиплет травку, а Мишина машина превращается в мыши на машине.

Родители часто жалуются – у моего ребенка «каша во рту», он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах – виновником подобных нарушений может быть неразвитый фонематический слух.

Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов (даже не обладая возможностью выговорить все звуки, ребенок сохраняет структуру слова «кар-ти-на» - «ти-ти-та»), основой легкости овладения грамматическим строем языка, успешного освоения письма и чтения.

Возрастные нормы развития фонематического слуха

Первый год жизни - уже на третьей неделе ребенок должен проявлять сосредоточение на резкие звуки, а в два месяца начинать прислушиваться к более тихим шумам. В три месяца малыш без труда отыскивает взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления. С удовольствием слушает музыку. С четырех месяцев ребенок начинает подражать звукам, к полугоду различает свое имя.

К концу первого года жизни при нормальном развитии фонематического слуха малыш различает часто произносимые слова.

На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что речь еще далека от совершенства, ребенок уже может различать все фонемы родного языка. К концу второго года малыш в состоянии определить на слух неверно произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение еще не контролирует.

Самое важное достижение третьего года жизни – возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то ребенок не сможет овладеть правильным звукопроизношением.

На четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.

На пятом году формируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо.

Развитый речевой слух позволяет:

    Правильно произносить звуки;

    Четко произносить слова;

    Овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка;

    Успешно освоить письмо и чтение.

Предлагаю вашему вниманию пошаговую программу развития речевого слуха у ребенка.

Эта "логопедическая лесенка" широко используется логопедами.

Первая ступенька - узнавание неречевых звуков.

Игра «Угадай, что звучало?»

На столе перед ребенком несколько звучащих игрушек: бубен, колокольчик,

погремушка и т. п. Взрослый предлагает ребенку послушать и запомнить звучание

каждого предмета. Затем ребенку нужно только на слух, без зрительной опоры

определить, что звучит. Название каждого звучащего предмета проговаривается.

Количество игрушек увеличивается.

Игра «Дятел»

воспроизведение ритмического рисунка (ритма) при отхлопывании или подаче звука на любом инструменте.

«Дятел дерево долбит,

Эхо точно повторит:

I – I, II – I, I – II – I»

Игра « Найди колокольчик »

Дети встают в круг. Незаметно для водящего они передают за спиной друг у друга колокольчик. Водящий должен отгадать и показать, за спиной какого ребенка звенел колокольчик.

Игра «Что ты слышишь?»

Познакомить детей со звуками, которые издают различные предметы:

Мяч, ударяясь о пол

Шарик, перекатываясь в стеклянной банке

Газета, если ее разрывать

Перелистывание книги

Резание ножницами и т.д.

Затем эти же действия, но в другой последовательности, педагог производит за напольной ширмой.

Дети должны как можно полнее и точнее рассказать, что они слышат каждый раз.

Вторая ступенька – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.

Игра: Взрослый предлагает ребенку определить, далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо).

Кричат дети: АУ (громко), АУ (тихо); мяучит кошка, мычит корова, квакают лягушки и т.п.

Игра «В лесу»

Дети по очереди называют имя водящего (водящий стоит к ним спиной). Водящий на слух определяет и показывает, кто его позвал.

Затем игра усложняется: все дети зовут водящего (Ау!), а тот отгадывает, кто его звал.

Последний вариант усложнения этой игры в том, что водящий произносит (Ау!), то тихо, то громко, а дети определяют, далеко или близко он находится.

Затем каждый ребенок по очереди произносит (Ау!), то громко, то тихо – в зависимости от того, что скажет педагог:

«Далеко ушел в лес»

«близко зовет, от самой опушки».

Игра «Кто сказал, мяу?»

(Игрушечный котенок показывается детям, педагог просит запомнить, послушать внимательно, как он мяукает, когда находится близко (громко), и когда далеко (тихо). Затем произносит «Мяу», меняя силу голоса, а дети определяют, близко или далеко мяукает котенок

Затем сами дети мяукают по сигналу педагога: «близко», «далеко».

    Дальнейшее усложнение игры состоит в том, что дети будут различать мяуканье, ориентируясь на тембр и индивидуальные особенности голоса

    • говорящего. Педагог объясняет, что котенок очень боится щенка и мяукает жалобно, дрожа и замирая от страха.

      Каждый ребенок по очереди мяукают, изображая страх, а водящий отгадывает. Аналогично проводятся занятия, на которых дети учатся, например, различать, где гудит пароход (у-у-у) – далеко (тихо), или близко (громко);

      Какая дудочка играет, большая (у-у-у) – произносится низким голосом) или маленькая (у-у-у) – высоким голосом.

      Кто плачет? – мальчик (а-а-а) – низким голосом, или девочка (а-а-а) – высоким голосом и т.д.

    Перед детьми выкладываются картинки с изображением домашних животных и их детенышей:

    Коровы и теленка (му-му);

    Козы и козленка (бе-бе);

    Свиньи и поросенка (хрю-хрю);

    Гуся и гусенка (га-га);

    Кошки и котенка (мяу-мяу) и т д

    Каждое звукоподражание взрослый произносит то низким голосом (корова), то высоким (теленок). Дети, ориентируясь на качество и высоту звука одновременно, находят и поднимают соответствующую картинку
    (например, коровы или теленка).

    Третья ступенька – дифференциация слов близких

    по звуковому составу.

    Игра «Правильно – неправильно»

    Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенок должен назвать то, которое отличается от остальных:

    Ком – ком – кот – ком

    Дудка – будка – будка – будка

    Игра «Доскажи словечко (рифму)»

    Взрослый читает стишок, а ребенок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме:

      Шел по лесу шустрый мишка,

    На него свалилась … (шишка)

      Тише, Танечка, не плачь

      Не утонет в речке … (мяч)

      • Мы собирали васильки,

      На головах у нас … (венки)

        Ветер, ветер, ты могуч,

      Ты гоняешь стаи … (туч)

        На ветке не птичка -
        Зверек-невеличка,
        Мех теплый, как грелка.
        Зовут его... (белка).

        Ты не бойся - это гусь,
        Я сама его... (боюсь).

        Грязнулю всегда
        Выручает... (вода).

        В дом войти боится вол:
        - Подо мной прогнется... (пол).

        Свистнул чижик:
        - Фью, фью, фью!
        Я с утра росинки... (пью!)

      Четвертая ступенька – дифференциация слогов.

      К четвертой ступени дети уже подготовлены к тому, чтобы учиться различать слоги. Самые легкие для произнесения звуки: ф, в, п, б, н, поэтому и начинать различать слоги лучше с элементарных комбинаций, включающих именно эти звуки.

      Игра «Четвертый лишний»

      Педагог произносит несколько слогов, например:

      На-на-на-па

      Дети определяют, что здесь лишнее (па).

      Затем слоговые ряды усложняются:

      На-но-на ма-ма-мо-ма

      КА-ка-га-ка ти-ки-ти-ти

      Па-ба-па-па ва-ва-ву-ва

      Чистоговорки.

      Взрослый начинает, а малыш договаривает последний слог.

      Ба-ба-ба - у дороги два стол... (ба).

      За-за-за - уходи домой, ко... (за).

      Ти-ти-ти - на Луну ле... (ти).

      те-те-те - сядем в темно... (те).

      Лю-лю-лю - лук зеленый я по... (лю).

      Фе-фе-фе - посижу я на со... (фе).

      Постепенно в течение этого периода дети должны овладеть умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие.

      Пятая ступенька – дифференциация звуков.

      На этом этапе дети учатся различать фонемы (звуки родного языка).

      Начинать надо обязательно с различения гласных звуков.

      Игра «Не ошибись» («Зажги фонарик»)

      Я буду называть ряд звуков, когда услышишь звук А , хлопни в ладоши (зажги фонарик):

      УОАИОААИОАУИОАИАОАУА

      Игра «Угадай-ка»

      Педагог раздает детям картинки с изображением волка, девочки, птички, и объясняет:

      Волк воет – у-у-у

      Девочка плачет –а-а-а

      Птичка поет –и-и-и

      Педагог произносит звук кратко;

      Детям раздаются вместо картинок кружки трех цветов и объясняет:

      Красный кружок соответствует звуку (а), желтый (у), зеленый (и)

      Аналогично учимся различать согласные звуки.

      Игра "Звук заблудился".

      Дети должны отыскать не подходящее по смыслу слово и подобрать нужное:

Мама с бочками (дочками) пошла Доски на гору везем,

По дороге вдоль села. Будем строить новый ком (дом).

Мишка плачет и ревет:

Просит пчел, чтоб дали лед (мед).

Шестая ступенька – формирование навыков элементарного

звукового анализа.

Игра «Загадки»

Я прочитаю вам загадки, вы отгадайте загадку, правильно выделите в слове –

отгадке первый звук :

«Испугается – бежит,

Остановится – дрожит»

(заяц)

Назовите первый звук в слове зззаяц?

«Растет она в земле,

Известна в целом мире.

Частенько на столе

Красуется в мундире».

(картошка)

Назовите первый звук в слове – отгадке?

Но что делать, если в школе нет логопункта или по каким-либо другим причинам ребёнок не может посещать занятия логопеда? Даже родители, получив консультацию логопеда и соответствующие рекомендации, могут заниматься с детьми дома самостоятельно и достичь значительных успехов в преодолении ошибок, связанных с фонематическим недоразвитием.

В связи с этим можно рекомендовать и учителям включать в уроки русского языка упражнения по развитию фонематического восприятия, тем более, что учителя, как и логопеды, тоже учат детей различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки, соотносить звуки и буквы, производить звукобуквенный анализ слов и т.д. Думается, что это позволит значительно сократить количество вышеперечисленных ошибок, а в некоторых случаях и полностью предотвратить их появление. А чтобы работа по развитию фонематического слуха имела системный характер и продолжалась в течение всего учебного года (а не ограничивалась несколькими уроками на этапе обучения грамоте), а также не отнимала много времени на уроке и не набивала "оскомину" у детей, советуем проводить такие упражнения в виде дидактических игр. Применение дидактических игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет:

во-первых, учить детей весело, радостно, без принуждения. Ведь о том, что игра - это часть учебного процесса, знает только учитель, ученик же не подозревает об этом, он играет.

во-вторых, игра помогает наряду с формированием и развитием фонематического восприятия организовать деятельность ребёнка, обогащает его новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к урокам русского языка, воспитывается любовь к родному языку.

В-третьих, игру можно применять в различных вариантах (иногда использовать только фрагменты игры), обновляя при этом речевой материал и включая в неё дидактический материал по русскому языку разноуровневого характера.

В-четвёртых, на примере дидактической игры учитель может реализовать задачи не только по развитию собственно фонематического восприятия, но и решить конкретные задачи самого урока, соотносящиеся с ключевыми вопросами программы по русскому языку в начальной школе.

Педагогу необходимо проводить нацеленную работу по развитию фонематического слуха и совершенствованию произносительных возможностей учеников, используя специальные задания, построенные на вербальном и невербальном материале. Порядок включения таких заданий регулируется последовательностью формирования фонематических процессов в онтогенезе и может быть представлен как совокупность следующих друг за другом этапов:

первый этап - совершенствование слухового восприятия, чувства ритма, слухоречевой памяти;

второй этап - развитие фонематического восприятия и формирование чётких фонематических представлений;

третий этап - формирование навыков фонематического анализа и синтеза.

На первом этапе учитель может использовать следующие виды заданий:

  • ·после прослушивания предложить детям выделить и назвать неречевые звуки (например, бытовые шумы, звуки улицы, школы, звучание музыкальных инструментов и т. д.);
  • ·чередовать характер действий или изменять направление движений, ориентируясь на громкость или смену темпоритмических характеристик звукового сигнала (барабан, бубен, хлопки);
  • ·запомнить и как можно точнее воспроизвести ритмический рисунок с помощью отхлопывания, отстукивания или зарисовывания;
  • ·прослушать серию звуков (например, удары в барабан) и определить их количество (показать цифру, отхлопать столько же раз);
  • ·различать на слух голоса учеников класса по высоте, силе, тембру.

Приведём примеры таких игр (приложение 2).

Вначале проводятся игры, активизирующие слуховые ощущения и слуховое внимание ребёнка: "Слушай звуки", "Двигайся на звук", "Сторож".

Затем ребёнка следует учить обнаруживать различия между одинаковыми и разными акустическими сигналами на материале резко различающихся и близких звучаний (игры "Одинаковые и разные звуки", "Определи одинаковые звуки").

Затем слуховое восприятие развивается в процессе узнавания и дифференциации неречевых звучаний по их акустическим свойствам (громкость, длительность, высота). Проводятся игры "Найди мишку", "Близко - далеко", "Тишина", "Покажи звук", "Долгий звук - короткий звук", "Высоко - низко", "Угадай, что звучит", "Похожие звуки", "Сколько предметов?".

Также следует предлагать ребёнку прослушивать различные музыкальные произведения или их фрагменты; важно научить его различать звучание одного инструмента (соло) и многих (оркестр). Развитию слухового восприятия способствует различение простых и усложнённых музыкальных ритмов (редкий, частый) и темпов (умеренный, быстрый, медленный). Эти умения формируются в процессе проведения игровых приёмов под музыку. Дети отстукивают, отхлопывают различный по сложности музыкальный ритм, стараются воспроизвести его с помощью звучащих игрушек (бубен, барабан, погремушка и др.). Затем синхронно выполняют плавные или ритмичные движения, в зависимости от темпа и ритма музыки: например, укачивают мишку или подбрасывают мяч; "красят кисточкой потолок", "ключом открывают дверь", "солят салат" и т.д.

Когда дети научатся различать отдельные характеристики неречевых звуков (громкость, высота, длительность), проводятся упражнения, направленные на дифференциацию эмоционально выразительных характеристик звуков, воспринимаемых целостно, - тембра. В процессе прослушивания аудиозаписей различных неречевых звучаний: звуков природы, фрагментов музыкальных произведений (аудиокассеты "Звуки окружающего мира. Из чего родилась музыка", "Голоса животных и птиц" и др.) - ребёнок учится эмоционально правильно реагировать на звучания и передавать многообразные оттенки слуховых образов. Например, слушая грохот грома, мяуканье кошки, громкий стук, пение птиц, рычание медведя, дети выражают своё отношение (страх, радость и т.д.) к воспринятому с помощью движений и мимики лица.

Большое значение имеют тренировочные упражнения, направленные на формирование умений различать направление звучания, источник звучания, расположенный спереди или сзади, справа или слева от ребёнка. Так развивается пространственный слух (игры "Покажи, где звук", "Где котёнок, где щенок?").

Умения воспринимать, дифференцировать, запоминать неречевые звучания, а также выполнять темпоритмические движения под музыку являются базовыми для развития речевого слуха и выразительной устной речи.

Одновременно с формированием звукопроизношения необходимо проводить развитие фонетического слуха, которое включает различение слогов и звукокомплексов по акустическим характеристикам (громкость, высота, длительность).

Определение громкости речевых элементов способствует улучшению слуховой чувствительности за счёт эффекта "прислушивания" и повышению разборчивости восприятия речи в изменяющихся акустических условиях. Это умение тренируется в упражнениях, направленных на выработку условных реакций на речевые звукокомплексы заданной громкости. Например, хлопнуть в ладоши, услышав тихие гласные звуки; "спрятаться" в ответ на громкие; повторить звукокомплексы (ау, эй и др.) различным по силе голосом в играх "Эхо", "Заблудились"; показать на сюжетной картинке "громко говорящего" и "тихо говорящего", соотнеся понятия "далеко - тихо", "близко - громко" и т.д.

Определение высоты звука и его воспроизведение являются базовыми умениями в практическом усвоении мелодической стороны речи. Понятия "высокий - низкий" закрепляются с помощью движений (например, руки), соответствующих понижению и повышению голоса диктора (игра "Лесенка"); раскладывания картинок в соответствии с повышением высоты голоса изображённых персонажей; отгадывания принадлежности звучания без зрительной опоры; собственных голосовых упражнений (пропевание гласных звуков низким и высоким голосом) по показу и по инструкции; "озвучивания" предметов, их изображений и т.д.

Определение длительности речевых сигналов является основным умением для различения словесного и фразового ударения, темпа речи, её выразительности. Длительные и краткие звучания речевых элементов (звуков, слогов, звукоподражаний, слов, фраз) усваиваются в процессе показа движениями руки длительности и краткости услышанных звуков, звукоподражаний, изменения скорости произнесения ребёнком слогов, слов, фраз. Определение направления звучания речевых стимулов осуществляется в игровых приёмах, идентичных описанным ранее при развитии неречевого слуха. В данном случае в играх "Найди меня", "Кто где?" следует использовать речевой материал, например имена детей, звукоподражания животным и т.д. Дифференцированное восприятие различных признаков речевых звуков создаёт предпосылки для понимания смыслоразличительной роли их отдельных признаков, что способствует развитию фонематического восприятия.

На втором этапе содержание заданий усложняется и в работу включаются речевые звуки, с которыми детям предлагается совершить следующие действия:

  • ·запомнить и воспроизвести без ошибок ряд звуков (или слогов, слов), начиная с двух - трёх элементов и постепенно доводя их число до шести - семи;
  • ·выделить из ряда слов, отличающихся одним звуком, заданное педагогом слово;
  • ·подобрать сходные по звучанию слова;
  • ·найти в слоговом ряду лишний (отличающийся одним звуком) слог;
  • ·угадать гласный звук по беззвучной артикуляции.

В процессе развития фонематического восприятия первоначально внимание следует привлекать к различению "не слова" и слова (наименьшая смысловая единица языка). С этой целью слова выделяются из предложения путём показа отдельных предметов и действий, ответов на вопросы с помощью подходящей картинки. Затем внимание ребёнка направляется на фонематический состав, который может изменяться в зависимости от лексического и грамматического значений слова.

  • -начинающиеся с фонем, которые отличаются несколькими признаками (Маша - каша, ложка - кошка, забор - набор, ворона - корона; варит - жарит, пьёт - льёт - шьёт и т.д.);
  • -начинающиеся с оппозиционных фонем, т.е. отличающихся одним признаком (зуб - суп, дом - том, мышка - мишка, мак - бак, бить - пить);

различающиеся гласными звуками (мак - мок, лак - лук, дом - дым, мошка - мушка);

различающиеся последней согласной фонемой (нож - нос, сом - сок -сон);

различающиеся согласной фонемой в середине (коса - коза, касса - каша, забыть - завыть);

являющиеся омонимами (шляпка гриба, дамы, гвоздя и др.).

Тренировочные упражнения проводятся в игровой форме с использованием различных знакомых предметов (или иллюстраций), названия которых фонематически различаются. Затем наглядная опора исключается, и задания выполняются только по словесной инструкции.

"указание предмета", место которого менялось;

"подача предмета", т.е. выбор из множества предметов называемого;

"поручение с предметом";

"отыскивание предмета";

заканчивание предложений путём показа соответствующей картинки.

Понимание изменений грамматических значений, зависимых от фонематического состава слова, осуществляется путём противопоставления:

по значению основных и производных существительных с уменьшительными суффиксами (где сани, а где саночки и т.п.);

существительных в единственном и множественном числе (покажи, где нос, а где носы);

  • -существительных в именительном и косвенных падежах (белка - нет белки и даю белке, кормлю белку и т.д.);
  • - окончаний глагола при изменении его лица, числа, времени, рода (я иду- он идёт - они идут, я упал - она упала, кот спал - кот спит и т.д.);

разноприставочных глаголов (шьёт, пришивает, вышивает, зашивает, обшивает и т.п.);

окончаний прилагательных при изменении их рода и числа (голубой, голубая, голубое, голубые и т.п.).

Отработанный речевой материал должен активно использоваться при составлении предложений или их пар, включающих слова, противопоставленные по фонематическому признаку.

Том вошёл в дом. Захар ест сахар.

Мама варит. Мама жарит.

Света увидела папочку. Света увидела бабочку.

Света увидела бабочку. Света видела бабочку.

В процессе запоминания и воспроизведения слоговых рядов, слов и предложений, состоящих из различных сочетаний правильно произносимых гласных и согласных звуков, при изменении ударения и интонации развивается слуховое внимание и слуховая память.

Работа над дифференциацией слов, составлением фраз и объединением их в короткие рассказы подводит ребёнка к овладению операциями звукового анализа и синтеза. Итак, перечисленные игры можно использовать не только на логопедических занятиях по развитию фонетико-фонематических процессов, но и на уроках русского языка. Ценность таких игр заключается в том, что на их материале учитель может отрабатывать также скорость чтения (игры "Незнайка с кармашком", "Волшебный круг", лото "Читаем сами" и т.д.), слоговой состав слова (игры "Занимательная грамматика", "Математическая грамматика" и др.), развивать орфографическую зоркость (игры "Допиши словечко", "Занимательная грамматика" и т.д.) и многое другое. Ценность занимательных дидактических игр состоит ещё и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность в графолексической деятельности, и создают положительный эмоциональный настрой в ходе урока. А знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, положительными эмоциями, не становятся полезными - это "мёртвый груз". А главное, радуясь возможности поиграть, ребёнок с удовольствием выполняет любые задания учителя и необходимые упражнения, что естественным образом стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.

Дети с интеллектуальной недостаточностью, поступающие в первый класс, оказываются почти не готовыми к обучению в школе из-за несформированности у них фонематического восприятия. Фонематическое восприятие - навык восприятия слова с точки зрения количества и последовательности звуков (букв) в слове.

При несформированности фонематического восприятия учащиеся затрудняются в овладении слоговым и звуко-буквенным анализом, что ведёт к нарушению письменной речи. В дальнейшем в письменных работах учеников младших классов наиболее распространёнными являются следующие ошибки:

  • пропуск букв и слогов; при этом чаще пропускаются гласные, что объясняется отсутствием кинестетической опоры (например: город - «горд», воробей - «врбей), и согласные при их стечении (стрекоза - «стркоза», «срекоза»);
  • недописывание букв или слогов (крикнул - «крикну», синий - «сини», наступила - «наступи», пилили - «пили»);
  • наращивание слов лишними буквами или слогами; чаще всего вставляются лишние гласные между стечением согласных (трава - «тарава», декабрь - «декаборь», рубашка - «рубашека») или повторяется один из слогов (притащили - «притатащили»);
  • перестановки букв или слогов внутри слова: обычно наблюдаются при стечении согласных (косилка - «косикла»), и в словах с повторяющимися гласными (на дереве - «на девере», колобок - «коболок»);
  • грубое искажение слов (храбрый - «хабаб»);
  • слитное написание слов (он влез на дерево - «онлеснадерва»);
  • произвольное деление слов (вскочил на ветку - «вскочилна ветку»);
    Основными, наиболее важными моментами в формировании фонематического восприятия являются следующие направления:

I. уточнение представления о гласных;

II. формирование понятия о слоговом составе слов и навыка работы с 2, 3, 4, сложными словами;

III. уточнение представления о твердых и мягких согласных;

IV. формирование навыка звукобуквенного анализа слов.

Важный момент в работе - наглядность, иллюстрированный материал, т.к. опора на слуховое восприятие не дает необходимых результатов.

Упражнения по направлениям.

I. Детям уточняется представление о гласных звуках и буквах Iи IIряда. Они учатся слышать и выделять их из слогов разного типа и слов различной структуры с использованием метода графической схемы с учетом его слоговой структуры. При графическом изображении слово проговаривается по слогам. Таким образом дети учатся слышать гласные звуки, ощущать движения органов артикуляции в момент их произнесения, видеть соответствующие буквы в составе слова и в дальнейшем не пропускать их при письме.

Выписать гласные среди других букв, слогов, слов;
. хлопнуть на гласный;
. назвать картинки, выделить в их названиях гласные звуки, изобразить слова графически;

Дополнить слово гласным;

Составить слова, назвать в них гласные;


Дополнить подписи к картинкам необходимыми гласными;

Списать слова, вставляя пропущенные гласные;
. прочитать пары слов, вставить пропущенные гласные;

Определить пропущенные гласные (по картинкам и без использования картинок);

Найти ошибки, исправить их, подчеркнуть вставленные гласные;

II. Учащиеся практически усваивают слоговой состав слова, как отдельно взятую часть, - слог. Количество слогов в слове, приобретают Они учатся слышать, понимать последовательность и количество слогов слове, приобретают навык правильного деления слов на слоги с учетом стечения согласных в словах, например: кош-ка, а не ко-шка. Такой подход к делению слов на слоги обуславливается тем, что согласные, стоящие рядом, разъединяются, т.е. одна согласная закрывает слог, а вторая - открывает. Параллельно идет работа с гласными. Таким образом, ученики лучше воспринимают каждую гласную и не пропускают её при написании подобных слов. Работа строится по схеме: 2-х сложные слова, 3-х сложные, 4-х сложные.

Списать слова по слогам, подчеркнуть гласные;
. списать слова, делить их на слоги по образцу, подчеркнуть (назвать) гласные;

Подобрать слова к схемам;

Записать слова по памяти (2-4 слова);
. соединить слоги, прочитать полученные слова по слогам, записать, подчеркнуть гласные;

Назвать картинки, назвать недописанный слог в слове, подчеркнуть гласные;

Назвать недописанный слог в слове, подчеркнуть гласные (без опоры на картинку);
. назвать картинки, прочитать подписи, переставить слоги и написать; прочитать слова правильно;



Составить слова из слогов, записать их, выделить гласные (без опоры на картинку);

. разгадать ребусы, записать получившиеся слова;

Задания на закрепление.

Выбрать из слов сначала слова из 1 слога, затем из 2-х, из 3-х;
. списать текст или предложение: 1вариант - не деля, слова на слоги; 2 вариант - деля слова на слоги;
. включение указанных упражнений в предложения, тексты;

III. Учащиеся учатся слышать и различать твердое и мягкое звучание согласного, усваивают способы обозначения мягкости согласных на письме: с помощью гласных второго ряда (первый способ) и мягкого знака (второй способ). Показать мягкость кинестетического различия в звучании, учить опираться на эти ощущения.

Выписать (прочитать) слоги сначала с твердыми согласными, затем с мягкими;
. анализ слов - паронимов (с опорой на картинки и без них);
Сравнить пару слов:
- по смыслу;
- по звучанию первого согласного;
- по написанию гласной;

Подобрать пары слов, записать получившиеся пары;


Назвать картинки, назвать недописанный слог в слове, подчеркнуть мягкие согласные;
. найти ошибки в словах, написать слова правильно;

Определить, в подписях, к каким картинкам «убежал» мягкий знак;

«И дома играем, фонематический слух развиваем»

Правильно слышу – хорошо говорю!

Что такое фонематический слух и каким образом он влияет на развитие речи?

С помощью каких упражнений родители могут самостоятельно развивать у ребенка точное звуковое восприятие?

Фонематическое восприятие

Речь идет о способности человека различать на слух звуки речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное его значение: «коза-коса», «дом-том», «бочка-почка». И вот уже козой косят луг, а Мишина машина превращается в мышей на машине. Родители часто жалуются: у моего ребенка «каша во рту», он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах… Виновником подобных досадных нарушений речи вполне может быть неразвитый фонематический слух.

Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, построения правильной слоговой структуры слов, основой легкости овладения грамматическим строем речи, успешного освоения письма и чтения.

Уделяя дома внимание развитию фонематического слуха, вы облегчите ребенку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем – чтении и письма. Несложная система игр позволит вам самостоятельно и продуктивно помочь малышу овладеть родным языком, избежать возможных трудностей и предотвратить возникновение речевых нарушений. Если нарушения уже имеются, то развитие фонематического слуха будет первым шагом на пути его преодоления.

Упражнения для развития фонематического слуха построены по принципу от простого к сложному. Выявив, на каком этапе ребенок перестает справляться с заданиями, начинайте с этого уровня.

Первый уровень

Узнавание неречевых звуков. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.

Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте вместе с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что сейчас звучало.

Игра «Шумящие мешочки». Вместе с малышом насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, скрепки. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что там внутри.

Игра «Волшебная палочка». Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стенку, миску и т.д. Потом усложните задание – пусть ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет звучал.

Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.

Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например: два хлопка, пауза, два хлопка. В усложненном варианте ребенок повторяет ритм с закрытыми глазами.

Второй уровень

Различение звуков речи по тембру, силе, высоте.

Игра «Громко – тихо». Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия – когда вы произносите слова громко и когда тихо.

Игра «Три медведя». Ребенок отгадывает, за кого из героев сказки говорит взрослый. Более сложный вариант – малыш сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.

Третий уровень

Различение сходных между собой по звучанию слов.

Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком кладут картинки со сходными по звучанию словами (сом, ком, лом). Взрослый называет предмет, а ребенок должен поднять соответствующую картинку.

Игра «Верно – неверно» . Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

Четвертый уровень

Различение слогов.

Игра «похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги.

Игра «Что лишнее?». Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-фа-ва-фа-фа» и т.п. Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний слог.

Пятый уровень

Различение звуков. Надо объяснить ребенку, что слова состоят из звуков, а затем немного поиграть.

Игра «Кто это?». Комарик говорит «ззз», ветер дует «ссс», жук жужжит «жжж», тигр рычит «ррр». Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто его издает.

Игра «Похлопаем». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда услышит заданную фонему.

Шестой уровень

Освоение ребенком навыков анализа и синтеза.

Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.

Игра «Похлопаем». Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука.

Игра «Отгадай слово». Ребенку предлагают слова с пропущенным звуком – их нужно отгадать. Например, из слов убежал звук «Л» (…ампа, мы…о, …ук, кук…а, мас…о)

Держите все под контролем

Даже когда дети заняты игрой сами, без взрослых, старайтесь слышать, что и как они говорят, и поправляйте в случае, если ребенок произносит слово неправильно или употребляет неверно – большинство речевых ошибок закрепляются в памяти с раннего детства. Следите также и за собственной речью.

Использованные источники:

    Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет:

    Кирилова Е.В. Развитие фонематического восприятия у дошкольников.

Последние материалы раздела:

Методические рекомендации для педагогов и родителей дидактические игры и упражнения для развития фонематического восприятия и слуха детей среднего дошкольного возраста
Методические рекомендации для педагогов и родителей дидактические игры и упражнения для развития фонематического восприятия и слуха детей среднего дошкольного возраста

Подготовила учитель-дефектолог: Михалёва Е.В. Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. Родители будущих первоклассников...

Пошаговый мастер-класс с фото
Пошаговый мастер-класс с фото

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №30 комбинированного вида «Байтерек» Конспект занятия по рисованию...

Интересное в мире науки и техники Новое в мире техники
Интересное в мире науки и техники Новое в мире техники

2016 год был богат на громкие научные открытия и зрелищные технические достижения. Открытия широко освещаются в СМИ, а наиболее интересные новинки...