Никитин полно степь моя сравнения. Конспект урока на тему «И.С.Никитин «Полно, степь моя». Олицетворение как прием создания картины природы. Внимательно слушают, закрывают глаза

И.С. Никитин. «Полно степь моя, спать беспробудно...»

Тема урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством И.С. Никитина, с его стихотворением «Полно степь моя, спать беспробудно...»; прививать любовь к природе, к слову.

Ход урока

I.Организационный момент.

II.Речевая разминка.

Вёз на горку Саня за собою сани. Ехал с горки Саня, а на Сане сани.

    Прочитайте «жужжащим» чтением.

    Почему слово «Саня» и «сани» написаны по-разному?(Одно слово означает имя, а другое

предмет, на котором катаются.)

    Назовите знакомые части речи. (Дети называют глаголы: вёз, ухал; имя существительное-горку, Саня, сани; предлоги - на, за, с; местоимение - собою.)

    Прочитайте с вопросительной интонацией, выделяя голосом глаголы. (Дети читают.)

    Прочитайте с утвердительной интонацией на глаголах.

    Прочитайте с восклицательной интонацией на глаголах.

    А теперь скороговоркой.

    III. Введение в тему. Знакомство с творчеством поэта И.С. Никитина.

1.Учитель читает стихотворение И.С. Никитина «Утро».

УТРО

Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар по лугам расстилается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается.

Дремлет чуткий камыш. Тишь - безлюдье вокруг.

Чуть приметна тропинка росистая.

Куст заденешь плечом,- на лицо тебе вдруг

С листьев брызнет роса серебристая.

Потянул ветерок, воду морщит-рябит.

Пронеслись утки с шумом и скрылися.

Далеко-далеко колокольчик звенит.

Рыбаки в шалаше пробудилися.

Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут...

А восток всё горит-разгорается.

Птички солнышка ждут, птички песни поют,

И стоит себе лес, улыбается.

Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит,

За морями ночлег свой покинуло,

На поля, на луга, на макушки ракит

Золотыми потоками хлынуло.

Едет пахарь с сохой, едет - песню поёт,

По плечу молодцу всё тяжёлое...

Не боли ты, душа! Отдохни от забот!

Здравствуй, солнце да утро весёлое!

2.Знакомство с биографией поэта.

    Понравилось вам стихотворение? А знаете, кто его написал? Его написал Иван Саввич Никитин. (1824-1861) - русский поэт XIX века.

    Никитин Иван Саввич (21.9.1824 года, Воронеж - 16.10.1861 года, Воронеж) - известный поэт.

    Родился в Воронеже в семье купца и владельца небольшого воско-белильного завода. В восьмилетнем возрасте он поступил в духовное училище, затем в Воронежскую cеминарию (1834–1843), где у него пробудился интерес к литературе, в это же время начинает писать первые стихи. В 1854 - 55 публикует стихи "Бурлак", "Жена ямщика", "Уличная встреча". За этим последовала поэма "Кулак", такие стихи, как "Ночлег в деревне" (1857 - 58), "Пахарь" (1856), "Нищий" (1857), "Пряха" (1858), "Поминки", "Мать и дочь"(1860). На стихи Никитина создано свыше 60 романсов и песен русскими композиторами. В 1859, после успеха его второго сборника, Никитин приобрел книжную лавку, ставшую центром литературно-общественной жизни Воронежа. Но жизненные силы были на исходе, Никитин заболел чахоткой и 16 октября (28 н.с.) скончался в Воронеже.

    Захотелось вам прочитать другие стихи Ивана Никитина?

    Давайте отдохнём, а потом продолжим работу.

    IV. Физкультминутка

    V. Новая тема

    1. Работа над стихотворением « Полно степь моя, спать беспробудно...»

    Откройте учебник на странице 66. Посмотрите на портрет писателя... Прочитайте имя поэта. (Иван Саввич Никитин.)

          * * *

    Полно, степь моя, спать беспробудно:

    Зимы-матушки царство прошло,

    Сохнет скатерть дорожки безлюдной,

    Снег пропал, - и тепло и светло.

    Пробудись и умойся росою,

    В ненаглядной красе покажись,

    Принакрой свою грудь муравою,

    Как невеста, в цветы нарядись.

    Полюбуйся: весна наступает,

    Журавли караваном летят,

    В ярком золоте день утопает,

    И ручьи по оврагам шумят.

    Белоснежные тучки толпами

    В синеве, на просторе, плывут,

    По груди у тебя полосами,

    Друг за дружкою, тени бегут.

    Скоро гости к тебе соберутся,

    Сколько гнёзд понавьют, - посмотри!

    Что за звуки, за песни польются

    День-деньской от зари до зари!

    Там уж лето… ложись под косою,

    Ковыль белый, в угоду косцам!

    Подымайся, копна за копною!

    Распевайте, косцы, по ночам!

    И тогда, при мерцанье румяном

    Ясных зорек в прохладные дни,

    Отдохни, моя степь, под туманом,

    Беззаботно и крепко усни.

    (Октябрь) 1854

    Понравилось вам стихотворение? А чём оно? (Оно о том, как наступает весна.)

    2. Беседа по прочитанному.

    Какие картины природы сменяют друг друга в стихотворении Никитина?

    Опишите их.(Первая картина о том, как степь должна пробудится и умыться росою. Как она принакроется травой, нарядится в цветы, ка невеста. Т. е. Первая картина о том, как степь расцветёт. Вторая картина о наступлении весны. Летят журавли, ручьи по оврагам шумят. Третья картина - картина неба, по которому плывут тучки.)

    К кому обращается поэт? (Поэт обращается к степи.)

    Согласны ли вы, что поэт изображает степь ка живую? Докажите.(Да поэт изображает степь ка живую. Он обращается к ней:

    Степь моя, полно спать беспробудно,

    Пробудись и умойся росою,

    В ненаглядной красе покажись.

    Принакрой, нарядись,

    полюбуйся...)

    Как бы вы озаглавили стихотворение? (Предложение детей.)

    Ребята, а все ли выражения вам были понятны в тексте?

    Объясните значение слов:

    ПОЛНО (спать беспробудно)- значит, хватит,

    КОВЫЛЬ- это степная трава.

    В УГОДУ КОСЦАМ- удовлетворить косцов,сделав им приятное (хорошей травой).

    КОПНА- небольшой округлый стог сена,снопов.

    3.Подготовка к выразительному чтению.

    Подумайте в каком темпе вы будете читать стихотворения: в быстром,чётко, громко произнося слова, или напевно, медленно.(Будем читать медленно,напевно.)

    4.Выразительное чтение стихотворения.

    VI. Итог урока

    С творчеством какого поэта познакомились на уроке?

    О чём стихи Ивана Никитина?

    Домашнее задание.

Тема: «И.С.Никитин «Полно, степь моя». Олицетворение как прием создания картины природы»

Цель : познакомить учащихся с творческой манерой поэта И.С. Никитина на примере стихотворением "Полно, степь моя…"

Задачи:

- совершенствовать навыки беглого, правильного, осознанного, выразительного чтения; продолжить формировать умение переводить информацию, воспринятую на слух в зрительные образы и обратно в словесную форму;

- обогащать словарный запас, формировать навык словесного рисования, развивать образное мышление, творчество, воображение, навыки наблюдения, сравнения.

- воспитывать любовь к Родине, умение видеть прекрасное в поэзии.

Технология, методы, приемы: методы творческого и объяснительного чтения.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Оборудование для учащихся : раздаточный материал.

Оборудование для учителя : презентация.

УУД: Личностные : положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, умение преодолевать возникающие затруднения;

Развитие рефлексии.

Предметные: расширение словарного запаса;

Познавательные : наблюдать за звучанием слов в поэтическом тексте, объяснять интересные выражения;

Коммуникативные : формирование умения высказывать своё мнение;

Регулятивные: формирование умения применять учебную задачу, понимать предлагаемый план действий;

Формирование умения оценивать себя и товарищей.

Ход урока.

Деятельность учителя

I . Организация внимания учащихся. Мотивация учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята!

Добрый день и в добрый час.

Много нового ждёт нас.

И на парте всё в порядке,

Есть и книжки, и тетрадки.

Ребята, сегодня на уроке мы продолжим с вами открывать интересные и любимые страницы книги, но чтобы найти в произведении что-то интересное, каким должен быть читатель?

Я всем вам желаю быть внимательными и думающими читателями.

II .Речевая разминка. Работа с чистоговоркой.

В начале урока мы с вами поработаем над чистоговоркой.

Послушайте, как я прочитаю её: Вёз на горку Саня за собою сани. Ехал с горки Саня, а на Сане сани.

Почему слово «Саня» и «сани» написаны по-разному?

Какой звук повторяется чаще?

Произнесем все вместе

Прочитаем чистоговорку медленно.

Прочитаем быстро.

Еще быстрее.

Молодцы! Вы хорошо подготовились к чтению.

III . Актуализация раннее изученного и проверка домашнего задания.

Ребята, какой раздел учебника изучаем?

Какие произведения прочитаны вами из этого раздела?

Какое произведение понравилось больше всего? Чем?

Какое домашнее задание было вам задано?

Почему ты выбрал именно эту интонацию?

Что помогает стихотворению быть таким красивым?Какие средства выразительности речи?

Выберите нужное: (на слайде) э питет, сравнение, олицетворение.

Почему так думаешь? Поясни.

Что такое эпитет, сравнение, олицетворение?

IV . Подготовительная работа.

Начнем урок со стихотворных строк, которые вы наверняка слышали.

Полюбуйся: весна наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят...

Понравилось вам стихотворение? А знаете, кто его написал? Его написал Иван Саввич Никитин. (1824-1861) - русский поэт XIX века.

Откройте учебник на с.66

Прочитайте тему нашего урока. Прочитаем все вместе, как зовут поэта.

Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему.

2.Знакомство с биографией поэта.

Послушайте мой рассказ о поэте, потом спрошу, что вы узнали о И.С.Никитине.

Никитин Иван Саввич - известный поэт.

Посмотрите на его портрет.

Родился он в Воронеже, отец его был купцом-владельцем свечного завода. Учился в училище, но не закончил его, т. к. помогал отцу в торговых делах. Все тяготы взрослой жизни взял на себя маленький Иван Саввич. Ему пришлось очень много работать, чтобы заработать на хлебушек. Стихи он стал писать очень рано, но долго не решался их напечатать, показать их другим. И первое напечатанное стихотворение Никитина «Русь» принесло ему известность, скоро он выпустил целый сборник своих стихотворений, на вырученные средств. впоследствии он открыл книжный магазин и библиотеку.

Дети с удовольствием читают такие стихотворения И.С. Никитина как: "Дитяти", " Дедушка", "Когда один, в минуты размышленья..." и многие другие.

Итак, что вы узнали об И.С. Никитине?

Давайте отдохнём, а потом продолжим работу.

Физкультминутка

3. Подготовка к восприятию произведения.

Закройте глаза, тихо произнесите слово «весна». Подумайте, что приносит нам весна радость или печаль?

Да, у весны не простой характер. Все дарит нам - и радость, и печаль.

V . Работа над стихотворением « Полно, степь моя, спать беспробудно...»

1.Первичное чтение произведения.

Послушайте внимательно стихотворение и подумайте, к кому обращается поэт Никитин?

2.Эмоционально-оценочная беседа.

Какое впечатление произвело на вас это произведение?

К кому обращается поэт Никитин?

3.Лексическая работа. Работа в паре . (слайд).

Задание:Соедините слова с их значениями.

Проверка. Спрашиваю пару.

Правильно ли выполнили работу?

4.Вторичное чтение.

Ребята, самостоятельно прочитайте это стихотворение и подумайте, какие картины природы сменяют друг друга в стихотворении Никитина?

5.Аналитичекая беседа.

Почему поэт обращается к степи?

Опишите, какая весна в этом стихотворении? Зачитайте.

Какая картина изображена вслед за весной?

О какой поре лета говорит Никитин? Зачитайте.

Рассмотрите иллюстрацию. Что изображено? Подберите строчки к стихотворению.

Есть ли в стихотворении картина осени? Зачитайте.

6.Творческая работа. Словесное рисование

Как вы себе представляете степь? Опишите картину, которую вы представили.

Какие бы краски вы выбрали для своей картины? Почему?

Что бы вы изобразили в центре? Почему? Что было бы еще на вашей картине? Почему именно это вы хотели бы поместить?

Какими строчками из стихотворения вы бы подписали свою картину? Зачитайте их.

Посмотрите на иллюстрацию. Такой вы представляли себе степь? Подпишите эту иллюстрацию строчками из стихотворения.

7.Обобщающая беседа.

– Что представало вашему взору, когда вы слушали эти строки?

– Какие средства выразительности речи использует поэт? Докажите.

Что такое олицетворение?

Что помогает представить олицетворение?

– Как обращается поэт к степи?

– Какие строчки вам особенно понравились? Прочитайте их.

– Каким настроением проникнуто стихотворение?

Как бы вы озаглавили стихотворение? Обсудите с другом, как озаглавить стихотворение.

Проверка.

8.Работа над выразительным чтением.

– По характеру стихосложения что напоминает это произведение?
–Почему так напевно и торжественно звучит это стихотворение? (включить запись отрывка песни)

9.Подготовка к выразительному чтению .

При подготовке пользуйся памяткой, посмотрите на слайд

1. Правильно ставь ударения.

2. Соблюдай паузы.

4. Определи темп (быстро, медленно)

5. Читай эмоционально.

6. Покажи интонацией свое отношение к произведению

(Работа в парах над выразительностью чтения)

10. Выразительное чтение стихотворение

Чьё чтение вам особенно понравилось? Почему?

VI. Итог урока.

С творчеством какого поэта познакомились на уроке?

Как называется его стихотворение?

- С какими средствами выразительности речи мы сегодня работали?
– Поделитесь своими впечатлениями от знакомства с данным стихотворением.
– Какова основная мысль стихотворения?

Помогают ли последние строчки стихотворения понять отношение поэта к природе? (слайд)

В стихотворении мы видим не только изображение поэтом картины природы, но и самого поэта. Такие стихи мог написать человек, который любил родную землю, её необозримые просторы. Мы вместе с ним восхищаемся этой красотой. Поэта можно понять только по хорошим, настоящим стихам, когда их читаешь, будто слышишь голос самого поэта. (слайд)

1.Составление синквейна.

Теперь составим «синквейн» к этому стихотворению.

Вспомните, что такое «синквейн»

Памятка.

а) 1строка – подлежащие (тема)

б) 2 строка - 2 прилагательных (раскрывает тему)

в) 3 строка- 3 глагола (действия, отношение к теме)

г) 4 строка – фраза (предложение, ваше отношение)

д) 5 строка - вывод (слово –ассоциация с первым словом)

Проверка задания.

Рефлексия "Листья".

VI . Домашнее задание

VII . Анализ активности учащихся.

Сегодня на уроке работали…

(Оценка «5» ставится, если чтение было хорошим, без ошибок, ученик отвечал на вопросы.

Оценка «4» ставится, если ученик читал хорошо, но допустил несколько ошибок, но хорошо отвечал на вопросы по тексту.

Оценка «3» ставится, если ученик читал, допуская много ошибок, плохо отвечал на вопросы).

Молодцы, ребята. Мне очень понравилось с вами работать. На этом урок окончен, всем спасибо за внимание.

До свидания!

Думающим, внимательным.

Внимательно слушают.

Одно слово означает имя, а другое предмет, на котором катаются.

Звук [с]СЧитают медленно.Читают быстро.Еще быстрее.

Поэтическая тетрадь 1перечисляют

Отвечают.

Отвечают.

Открывают учебник на стр.66Читают.

Пересказывают.

Произносят.

Слушают запись.

Это разные времена года.

Первая картина о том, как степь должна пробудиться и умыться росою. Как она принакроется травой, нарядится в цветы, ка невеста. Т. е. Первая картина о том, как степь расцветёт. Вторая картина о наступлении весны. Летят журавли, ручьи по оврагам шумят. Третья картина - картина неба, по которому плывут тучки.

Поэт обращается к степи…. Муравой.отвечают

О сенокосе.отвечают

отвечают

Приводят примеры из стихотворения

Сравнение, олицетворение, эпитет, обращение.

Да, поэт изображает степь как живую. Он обращается к ней:

Степь моя, полно спать беспробудно,

Пробудись и умойся росою,

В ненаглядной красе покажись.

Принакройся, нарядись, полюбуйся...По звучанию своему похоже на протяжную песню

Оценивают, высказывают свои мнения.

Ответы детей

И.С. НикитинаО красоте природы.О природе.Олицетворение, косцы, степь.Впечатления учащихся

Стихотворение из пяти строчек

Личностные: положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, умение преодолевать возникающие затруднения;

Формирование умения аргументировать свой ответ.

Расширение литературного кругозора.

Формирование умения применять учебную задачу, понимать предлагаемый план действий;

Формирование экологического сознания;

Коммуникативные: формирование умения высказывать своё мнение

Предметные: расширение словарного запаса;

Познавательные: наблюдать за звучанием слов в поэтическом тексте, объяснять интересные выражения;

Формирование умения выполнять анализ стихотворения;

Формирование умения находить ответы на вопросы.

Формирование умения оценивать себя и товарищей;

Формирование воссоздающего воображения;

Конспект урока по литературному чтению.
УМК: Школа России
Учебный предмет: Литературное чтениеКласс 3 А Дата проведения: 3.10.2017Тема урока: И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…»Цель урока: познакомиться со стихотворениями И. С. НикитинаПланируемые достижения:Предметные: Знания: формировать сведения о поэте; формировать теоретические понятия: жанр, род, выразительные средства.Умения: читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте; наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Метапредметные:Регулятивные УУД:1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.2. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;Познавательные УУД:1.Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; текст- иллюстрация); строить рассуждения.2. Ориентироваться на развороте учебника3. Находить ответы на вопросы в учебнике.Коммуникативные УУД:1.Развиваем умение слушать и понимать других.2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.3.Оформлять свои мысли в устной форме.Личностные УУД:1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.Ресурсы:
-для учителя: конспект урока, учебник, проектор, презентация
-для ученика: учебник.
Ход урока:
Формируемые УУД Деятельность учителя Деятельность ученика Время
Самоопределение к деятельности (организационный момент)
Личностные УУД:
формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности Здравствуйте! Садитесь.
Сейчас у нас урок литературного чтения. Сегодня на уроке вам понадобятся ваши знания, умения и внимание.
Ребята, сегодня на уроке мы продолжим с вами открывать интересные и любимые страницы книги, но, чтобы найти в произведении что-то интересное, каким должен быть читатель?
Я всем вам желаю быть внимательными и думающими читателями.
Здравствуйте.
Думающим, внимательным. Актуализация знаний
Регулятивные УУД:

Коммуникативные УУД:



Личностные УУД:

Ребята, какой раздел учебника изучаем?
-Какие произведения прочитаны вами из этого раздела?
-Какое произведение понравилось больше всего? Чем?
-Какое домашнее задание было вам задано?
Опрос домашнего задания.
-Почему ты выбрал именно эту интонацию?
-Что помогает стихотворению быть таким красивым? Какие средства выразительности речи?
-Выберите нужное: эпитет, сравнение, олицетворение.
-Почему так думаешь? Поясни.
-Что такое эпитет, сравнение, олицетворение?

Беседа об авторе.- Сегодня на уроке мы вновь встретимся с удивительным поэтом, который тонко чувствовал природу, умел радоваться любым ее проявлениям. Поэтическая тетрадь
«Весенняя гроза», «Листья», «Мама! Глянь-ка из окошка», «Зреет рожь над жаркой нивой»
Ответы детей
Выучить стихотворение поэта А. А. Фета.
Ответы детей
Ответы детей
Ответы детей
Ответы детей
Эпитет – это красочные прилагательные.
Сравнение – это троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому - либо общему для них признаку.
Олицетворение – это выражение, дающее представление о каком-либо понятии или явлении путем изображения его в виде живого лица,
наделенного свойствами данного понятия
Постановка и решение проблемы
Регулятивные УУД:
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
Коммуникативные УУД:
1.Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3.Оформлять свои мысли в устной форме. Посмотрите на слайд, что на нем изображено?
Что такое степь?

Степь - это равнина, поросшая травянистой растительностью, в умеренных и субтропических зонах Северного и Южного полушарий. Характерной особенностью степей является отсутствие или очень малое количество деревьев.
Степь, это довольно однообразный пейзаж, там нет ни гор, ни лесов.
Как вы думаете, что бы мог написать поэт о степи? Какое бы он сочинил стихотворение, скучное или радостное, интересное или не очень интересное?
Хотелось бы вам узнать, как бы звучала степь в стихотворении?
Давайте узнаем, так ли это. А для этого познакомимся с творчеством поэта Ивана Саввича Никитина.
И тема нашего урока И. С. Никитин.
Сформулируйте цель урока, опираясь на тему нашего урока.
Слайды 1. - Иван Саввич Никитин (1824-1861) - русский поэт.
Родился он в Воронеже, отец его был купцом-владельцем свечного завода. Учился в училище, но не закончил его, т. к. помогал отцу в торговых делах. Все тяготы взрослой жизни взял на себя маленький Иван Саввич. Ему пришлось очень много работать, чтобы заработать на хлебушек. Стихи он стал писать очень рано, но долго не решался их напечатать, показать их другим. И первое напечатанное стихотворение Никитина «Русь» принесло ему известность, скоро он выпустил целый сборник своих стихотворений, на вырученные средств. впоследствии он открыл книжный магазин и библиотеку.
-Дети с удовольствием читают такие стихотворения И.С. Никитина как: "Дитяти", " Дедушка", "Когда один, в минуты размышленья..." и многие другие.
-Итак, что вы узнали об И.С. Никитине?
Физминутка
Степь
Равнина, поле без деревьев или их там очень мало.
Ответы детей
Да
Познакомиться со стихотворением И.С. Никитина
Ответы детей Открытие нового знания
Регулятивные УУД:
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
Познавательные УУД:
1.Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; текст- иллюстрация); строить рассуждения.
2. Находить ответы на вопросы в учебнике.
Коммуникативные УУД:
1.Развиваем умение слушать и понимать других.
3.Оформлять свои мысли в устной форме.
Личностные УУД:
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Подготовка к восприятию произведения.
- Закройте глаза, тихо произнесите слово «весна». Подумайте, что приносит нам весна радость или печаль?
- Да, у весны не простой характер. Все дарит нам - и радость, и печаль.
Работа над стихотворением «Полно, степь моя, спать беспробудно...»
1.Первичное чтение произведения.
-Послушайте внимательно стихотворение и подумайте, к кому обращается поэт Никитин.
2.Эмоционально-оценочная беседа.
-Какое впечатление произвело на вас это произведение?
-К кому обращается поэт Никитин?
3.Вторичное чтение.
-Ребята, самостоятельно прочитайте жужжанием это стихотворение и подумайте, какие картины природы сменяют друг друга в стихотворении Никитина.
- Понравилось вам стихотворение? А о чем оно?
- Какие вам слова были непонятны?
- Прочитаем по цепочке, по две строчки стихотворение
4. Беседа по прочитанному
- Какие картины природы сменяют друг друга в стихотворении Никитина? Опишите их.
- Как называет автор траву?
- К кому обращается поэт?
- Согласны ли вы, что поэт изображает степь как живую? Докажите.
- Как бы вы озаглавили стихотворение?
- Ребята, а все ли слова и выражения вам были понятны в тексте?
- Объясните значение слов.
Полно (спать беспробудно) -
Ковыль -
В угоду косцам -
Копна -
5. Подготовка к выразительному чтению
- Подумайте, в каком темпе вы будете читать стихотворение: быстро, четко и громко произнося слова, или напевно, медленно.
-При подготовке пользуйся памяткой, посмотрите на слайд
(слайд)

(Работа в парах над выразительностью чтения)
10. Выразительное чтение стихотворение
- Оцените чтение стихотворения своих товарищей?
- Чьё чтение вам особенно понравилось? Почему?
С творчеством какого поэта познакомились на уроке?
-Как называется его стихотворение?– Поделитесь своими впечатлениями от знакомства с данным стихотворением.– Какова основная мысль стихотворения?
-Помогают ли последние строчки стихотворения понять отношение поэта к природе? (слайд)
-В стихотворении мы видим не только изображение поэтом картины природы, но и самого поэта. Такие стихи мог написать человек, который любил родную землю, её необозримые просторы. Мы вместе с ним восхищаемся этой красотой. Поэта можно понять только по хорошим, настоящим стихам, когда их читаешь, будто слышишь голос самого поэта. (слайд)
Ответы детей
К степи
(О том, как наступает весна.)
Ответы детей
Чтение стихотворения
(Примерный ответ. Первая картина о том, как степь должна пробудиться и умыться росой. Как она принакроется травой, нарядится в цветы, как невеста, т. е. первая картина о том, как степь расцветет. Вторая картина о наступлении весны. Летят журавли, ручьи по оврагам шумят. Третья картина описывает небо, по которому плывут тучки.)
(Муравой.)
(Поэт обращается к степи.)
(Примерный ответ. Да, поэт изображает степь как живую. Он обращается к ней:
Степь моя, полно спать беспробудно... Пробудись и умойся росою, в ненаглядной красе покажись. Принакрой, нарядись, полюбуйся...)
(Предположения детей.)
значит, хватит.
степная трава.
удовлетворить желания косцов, сделав им приятное (хорошей травой).
небольшой округлый стог сена, снопов.
(Будем читать медленно, напевно.)
Памятка "Как читать выразительно".
1. Правильно ставь ударения.
2. Соблюдай паузы.
3. Выбери силу голоса (громко, тихо).
4. Определи темп (быстро, медленно)
5. Читай эмоционально.
6. Покажи интонацией свое отношение к произведению
Ответы детей
Ответы детей
И. С. Никитина
«Полно, степь моя, спать беспробудно…»
Ответы детей
Да Рефлексия.
Коммуникативные УУД:
1.Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3.Оформлять свои мысли в устной форме. 1.Составление синквейна.
-Теперь составим «синквейн» к этому стихотворению.
- Вспомните, что такое «синквейн»
(слайд)
Проверка задания.
С творчеством какого поэта мы познакомились?
Достигли цели нашего урока?
Домашнее задание: нарисовать иллюстрации к стихотворению и выучить отрывки к этим иллюстрациям.
Спасибо за урок!

Памятка.
а) 1строка – подлежащие (тема)
б) 2 строка - 2 прилагательных (раскрывает тему)
в) 3 строка- 3 глагола (действия, отношение к теме)
г) 4 строка – фраза (предложение, ваше отношение)
д) 5 строка - вывод (слово –ассоциация с первым словом)
И. С. Никитина
Да Подпись учителя _______________________________ Подпись методиста____________________________________

Тюменская область. Ханты-Мансийский автономный округ.

Нижневартовский район.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОХТЕУРСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

Конспект урока литературного чтения

по теме:

Иван Саввич Никитин

«Полно, степь моя, спать беспробудно…»

Приготовила: Комалова Любовь Александровна

2016 - 2017 учебный год

УМК: «Школа России»

Тема урока: И.С.Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно»

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Планируемые результаты:

Предметные:

Уч-ся должны уметь:

Прогнозировать содержание произведения;

Узнавать художественные приёмы;

Использовать слова для создания картины природы;

Объяснять отдельные выражения в лирическом тексте.

Личностные.

- у меть проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

Побудить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

уметь работать коллективно по составленному алгоритму действия;

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме;

Слушать и понимать речь других;

Договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять роли контролера, исполнителя.

Познавательные УУД.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;

делать выводы о результатах совместной работы .

Основные понятия: метафора, олицетворение, сравнение, эпитет.

Межпредметные связи: окружающий мир

Ресурсы:

    учебник

    компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, аудиозапись стихотворения И.Никитина «Полно, степь моя, спать беспробудно...»

    карточки с заданиями.

Содержание урока:

    Организационный момент.

    Проверка домашнего задания:

Чтение стихотворения наизусть – А.А.Фет «Зреет рожь над жаркой нивой...»

    Актуализация опорных знаний+ приложение 1

Слайд 2

Чем художники рисуют картины? А музыканты?

Как думаете, чем изображают картины поэты и писатели?

Вспомните, какие художественные приёмы они используют?

Слайд 3

* работа в паре, по карточке

Вспомним эти приёмы - работаем в паре.

Слайд 4

Вспомните, какой раздел мы изучаем? (поэтическая тетрадь)

Пройдём в нашу галерею портретов русских поэтов. С произведениями каких поэтов вы уже познакомились?

О чём их стихотворения?

В галерее есть ещё один портрет с вопросительным знаком. Как думаете, чей это портрет? (высказывают предположения)

По окончании изучения раздела «Поэтическая тетрадь» вы тоже попробуете написать свои детские стихи о природе, родине. И ваши портреты займут достойное место в галерее портретов русских поэтов.

4. Постановка темы и целей урока.

Слайд 5

Кто уже догадался, какая тема урока? Назовите цели урока.

    Изучение нового материала.

Слайд 6 + приложение 2

А) Знакомство с биографией поэта – И.С.Никитина

* работа по индивидуальным карточкам - Приложение 2

Слайд 7

Проверьте себя (тест «Да или нет»)

Б) Подготовка к восприятию стихотворения

Прочитайте название стихотворения. Как думаете, о чём оно?

К кому обращается автор?

Что такое степь?

Предлагаю отправиться в небольшое путешествие по степи.

Слайд 8

В) Знакомство со стихотворением «Полно, степь моя, спать беспробудно…»

Слайд 9

    Прослушивание аудиозаписи

    Первичное восприятие

Понравилось стихотворение?

Подтвердилось наше предположение о теме стихотворения?

    Словарная работа

Слайд 10 – 12 + приложение 3

Ребята, в этом стихотворении встретятся слова, которые вы могли слышать раньше, но значение их вы не знаете. Давайте вместе разберем значения некоторых слов.

Что это такое? Соединим стрелочками слово с определением.

Полно – хватит

Ковыль – степная трава

В угоду косцам – сделать приятное (дать больше травы)

Копна – небольшой округлый стог сена.

    Фи.зминутка для глаз

    Самостоятельное чтение стихотворения

Перечитайте медленно. Подумайте, сколько картин вы бы нарисовали?

Слайд 13

    Выборочное чтение, словесное рисование.

Первая картина о том, как степь должна пробудится и умыться росою. Как она принакроется травой, нарядится в цветы, ка невеста. Т. е. Первая картина о том, как степь расцветёт.

Вторая картина о наступлении весны. Летят журавли, ручьи по оврагам шумят.

Третья картина - картина неба, по которому плывут тучки.)

Как бы вы озаглавили стихотворение? (Предложение детей.)

    Используемые художественные приёмы в стихотворении

Какие художественные приёмы использует автор в стихотворении?

( Олицетворение - поэт изображает степь ка живую. Он обращается к ней:

Степь моя, полно спать беспробудно,

Пробудись и умойся росою,

В ненаглядной красе покажись.

Принакрой, нарядись,

полюбуйся...

Сравнение – «белоснежные тучки толпами», «скатерть дорожки безлюдной»;

Эпитеты – «дорожки безлюдной», «ненаглядной красе»

Метафора – «зима – матушка»)

    Выразительное чтение стихотворения А.Блока «На лугу».

6. Физминутка

Мишка вылез из берлоги.
Огляделся на пороге.(повороты влево и вправо)
Потянулся он от сна:
К нам опять пришла весна.(потягивание, руки вверх)
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил.(вращение головой)
Наклонился взад- вперед,(наклоны вперед- назад)
Вот он по лесу идет.
Ищет Мишка корешки,
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки -
Для медведя витаминки. (наклоны: правой рукой коснуться левой ступни и наоборот)
Наконец медведь наелся
И на бревнышке уселся. (дети садятся)

7. Продолжение изучения новой темы.

    Подготовка к выразительному чтению.

Подумайте, в каком темпе вы будете читать стихотворения: в быстром,чётко, громко произнося слова, или напевно, медленно. (Будем читать медленно,напевно.) - Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.

Прочитайте выразительно.

8. Итоги урока

Что необходимо поэту, чтобы создать картину? (Применить средства художественной выразительности) какие? (метафора, олицетворение, эпитет, сравнение)

Слайд 14

9. Домашнее задание

С.114- 115 – выразительное чтение: желающие могут нарисовать свою иллюстрацию к стихотворении

Слайд 15

10 Рефлексия.

Выберите и продолжите любое предложение:

На уроке я узнал

Я похвалил бы себя за

Мне захотелось

Сегодня я сумел

Приложение 1

Приложение 2

Биография поэта Ивана Саввича Никитина

Иван Саввич Никитин родился в Воронеже, отец его был купцом-владельцем свечного завода. Учился в училище, но не закончил его, т. к. отцу грозило разорение и надо было помогать ему в торговых делах. Все тяготы взрослой жизни взял на себя маленький Иван Саввич. Ему пришлось очень много работать, чтобы заработать на хлебушек.

Стихи он стал писать очень рано, но долго не решался их напечатать, показать их другим. И первое напечатанное стихотворение Никитина «Русь» принесло ему известность, скоро он выпустил целый сборник своих стихотворений, на вырученные средства впоследствии он открыл книжный магазин и библиотеку.

Биография поэта Ивана Саввича Никитина

Иван Саввич Никитин родился в Воронеже, отец его был купцом-владельцем свечного завода. Учился в училище, но не закончил его, т. к. отцу грозило разорение и надо было помогать ему в торговых делах. Все тяготы взрослой жизни взял на себя маленький Иван Саввич. Ему пришлось очень много работать, чтобы заработать на хлебушек.

Стихи он стал писать очень рано, но долго не решался их напечатать, показать их другим. И первое напечатанное стихотворение Никитина «Русь» принесло ему известность, скоро он выпустил целый сборник своих стихотворений, на вырученные средства впоследствии он открыл книжный магазин и библиотеку.

Биография поэта Ивана Саввича Никитина

Иван Саввич Никитин родился в Воронеже, отец его был купцом-владельцем свечного завода. Учился в училище, но не закончил его, т. к. отцу грозило разорение и надо было помогать ему в торговых делах. Все тяготы взрослой жизни взял на себя маленький Иван Саввич. Ему пришлось очень много работать, чтобы заработать на хлебушек.

Стихи он стал писать очень рано, но долго не решался их напечатать, показать их другим. И первое напечатанное стихотворение Никитина «Русь» принесло ему известность, скоро он выпустил целый сборник своих стихотворений, на вырученные средства впоследствии он открыл книжный магазин и библиотеку.

Биография поэта Ивана Саввича Никитина

Иван Саввич Никитин родился в Воронеже, отец его был купцом-владельцем свечного завода. Учился в училище, но не закончил его, т. к. отцу грозило разорение и надо было помогать ему в торговых делах. Все тяготы взрослой жизни взял на себя маленький Иван Саввич. Ему пришлось очень много работать, чтобы заработать на хлебушек.

Стихи он стал писать очень рано, но долго не решался их напечатать, показать их другим. И первое напечатанное стихотворение Никитина «Русь» принесло ему известность, скоро он выпустил целый сборник своих стихотворений, на вырученные средства впоследствии он открыл книжный магазин и библиотеку.

Приложение 3

Иван Саввич Никитин (1824-1861) - русский поэт.

Стихотворение
"Полно, степь моя, спать беспробудно"

Полно, степь моя, спать беспробудно:
Зимы-матушки царство прошло,
Сохнет скатерть дорожки безлюдной,
Снег пропал - и тепло и светло.

Пробудись и умойся росою,
В ненаглядной красе покажись,
Принакрой свою грудь муравою,
Как невеста, в цветы нарядись.

Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.

Белоснежные тучки толпами
В синеве, на просторе, плывут,
По груди у тебя полосами,
Друг за дружкою, тени бегут.

Скоро гости к тебе соберутся,
Сколько гнёзд понавьют,- посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской от зари до зари!

Там уж лето... ложись под косою,
Ковыль белый, в угоду косцам!
Подымайся, копна за копною!
Распевайте, косцы, по ночам!

И тогда, при мерцанье румяном
Ясных зорек в прохладные дни,
Отдохни, моя степь, под туманом,
Беззаботно и крепко усни.

Иван Саввич Никитин (1824-1861) - русский поэт.
Самые ранние из сохранившихся стихотворений относятся к 1849 году, многие из них носят подражательный характер. Дебютировал в печати стихотворением «Русь», написанным в 1851 г., но опубликованном в «Воронежских губернских ведомостях» только 21 ноября 1853 г., то есть уже после начала Крымской войны. Патриотический пафос стихотворения сделал его весьма злободневным. В дальнейшем стихотворения Никитина печатались в журналах «Москвитянин», «Отечественные записки» и других изданиях. В первый отдельный сборник (1856) вошли стихотворения на самые разные темы, от религиозной до социальной. Сборник вызвал разноречивые отклики. Второй сборник стихотворений вышел в 1859 году. Прозаический «Дневник семинариста» напечатан в «Воронежской Беседе за 1861 г.» (1861).
Никитин считается мастером русского поэтического пейзажа и преемником Кольцова. Главные темы в поэзии Никитина - родная природа, тяжкий труд и беспросветная жизнь крестьян, страдания городской бедноты, протест против несправедливого устройства жизни. В основном же он, будучи мужественно сдержанным и осторожным, видимо, в самом сокровенном, глубоко за­таенном, скрывал за чувством прекрасного в природе свои человеческие страдания. Тем пронзительнее звуча­ла в нём природа, а он в ней, тем глубже западало это все в душу читателя.
Дмитрий Ковалёв

ПЕРШИН Николай Федорович - артист эстрады, мастер художественного слова. Заслуженный артист РСФСР (1956). На концертной эстраде, по радио перед многочисленными аудиториями рабочих, студентов, солдат, школьников вот уже более четверти века выступает темпераментный, звонкоголосый чтец Н. Першин, один из самых неутомимых энтузиастов живого, звучащего слова.Репертуар Н. Першина можно назвать обширным: бессмертные творения Толстого, Тургенева, Достоевского, отрывки из произведений М. Шолохова, А. Фадеева и других советских писателей составляют богатство творческой программы артиста. Вдумчиво и убедительно читает Н. Першин художественную прозу. Но гораздо ярче, с подлинным подъемом и, я бы сказал, с неиссякаемым молодым задором исполняет он стихи и поэмы.Ещё в 1927 году, окрыленный советской действительностью, юный Н. Першин увлеченно читает с эстрады В. Маяковского, Н. Асеева, В. Каменского, В. Луговского, А. Безыменского, А. Жарова. И. Уткина.Мажорная по своей природе, светлая и энергичная манера чтения, отличающаяся демократичностью и простотой, приносит артисту успех.В годы Великой Отечественной войны Н. Першин исполняет фронтовые стихи, отрывки из поэм Н. Тихонова, А. Твардовского, П. Антокольского, К. Симонова, А. Суркова, С. Михалкова, А. Прокофьева. В послевоенный период репертуар чтеца пополняется лирикой А. Недогонова, Сергея Смирнова, Р. Гамзатова, О. Берггольц.И к чести Н. Першина надо сказать: на протяжении всей своей концертной деятельности он неотступно, с отличным чувством отбора читал и читает С. Есенина, взволнованно и бережно донося до аудитории самое важное в творчестве этого удивительного поэта - его грустную, нежную душу и самозабвенную любовь и русской землеНиколая Федоровича Першина, которому недавно присвоено почетное звание заслуженного артиста республики, по праву следует отнести к числу искренних, умелых пропагандистов советской поэзии.

Http://zabava.ru/people/nikolay_pershin/

Последние материалы раздела:

Врожденная глаукома Жалобы больных с ювенильной открытоугольной глаукомой
Врожденная глаукома Жалобы больных с ювенильной открытоугольной глаукомой

Ювенильная или юношеская глаукома среди других видов глауком встречается приблизительно в 3% случаев. Актуальность проблемы ее изучения...

Ботаника - это раздел науки о растениях
Ботаника - это раздел науки о растениях

Ботаника (от греч. botanikós - относящийся к растениям, botánē - трава, растение) наука о растениях. Б. охватывает огромный круг проблем:...

Юрий Корчевский - Бездна
Юрий Корчевский - Бездна

Юрий Корчевский Бездна. Первые после Бога © Корчевский Ю.Г., 2015© ООО «Издательство «Яуза», 2015© ООО «Издательство «Эксмо», 2015Многие совпадения...