
СТЭМ
СТЭМ (студенческий театр эстрадных миниатюр) – игровой конкурс в КВН, где на сцене одновременно могут находиться не более трех человек. Это классическое условие данного конкурса, но, сегодня очень часто нарушающееся, по ряду причин.
Если идти совсем в историю создания этого конкурса, можно сказать, что он был придуман, чтобы разнообразить другие два классических конкурса – «Приветствие» и «Музыкальное домашнее задание». Так как музыкальное домашнее задание, по сути, тоже цельное произведение – придумали такое ограничение – игру в три человека. Это, было связано с вынужденной ситуацией, когда в эфире телеканала оказалось на одну команду меньше. А, так как, телевизионные эфиры раньше были больше у КВН, нужно было сделать так, чтобы заполнить эфирное время, без видимого отсутствия одной команды.
Каждый год существования конкурса СТЭМ придумывались все новые и новые ходы. Ноэто не значит, что этот конкурс является выписанным. На сегодняшний день, СТЭМов написано огромное множество и каждый из них достоин особого внимания, особенно, классические СТЭМы в Высшей лиге КВН.
Что такое СТЭМ и с чем его едят:
СТЭМ – это произведение, интересная история. Если хотите, анекдот, который растянут до трех минут времени (иногда и до пяти). Просто, три минуты – это время, куда можно уместить драматургически законченную историю. Полноценное произведение, в любом случае, предполагает наличие драматургии: полностью законченного произведения. Произведения, где есть начало, середина и конец. Т.е., мы, в начале произведения, задаем условие или персонажей, дальше они развиваются и живут по определенным правилам и в конце происходит кульминация и развязка этого произведения, из которого обычно в финале вытекает какая-то мысль.
В чем очевидные проблемы СТЭМ, с которыми вы столкнетесь при написании:
- Взять за основу готовое уже готовое произведение мировой литературы очень трудно. Каждое общеизвестное произведение, которое понятно и вам и залу (а их не так много) сложно написать смешнее и интереснее, чем они написано уже в КВН до вас. На моей практике была команда, которая приносила СТЭМ на тему «Труффальдино из Бергамо». И понять большей части зала, про что будет СТЭМ и почему он именно такой, не было ни единого шанса. Во-вторых, чтобы делать СТЭМ на тему произведения, нужно иметь мозги, чтобы думать и понимать, о чем это произведение;
- Самая большая проблема – это придумать, собственно, произведение. У вас может получиться хороший номер, хороший блок номеров, хорошие шутки. Но сделать произведение крайне тяжело. Лучше всего, это получается у авторов, которые уже пишут стихи или рассказы. Потому что, у них есть интуитивный навык завершения произведения.
Собственно, история. И с чего начинать.
Молодым авторам понятнее отталкиваться от аналогии с анекдотом. В анекдоте всегда есть интересная история, которую хочется дальше слушать (в случае КВН: смотреть и слушать) «Лев издал указ, что в лесу нельзя писать маты на деревьях», «Летят русский, немец и китаец на самолете, и он начинает падать» – истории, которые интересны в своем развитии. Хорошая история позволяет широко и интересно развивать сюжет. Чем парадоксальнее и необычнее история, тем проще туда искать поводы для шуток и положений.
Правило № 1: не бойтесь бросить историю, в которую уже что-то написалось. Если история не развивается и не заканчивается, есть вероятность того, что она просто нежизнеспособна. Хорошая история, в абсолюте, хорошо пишется за полтора-два часа. Остальное время занимают шутки, миниповороты и то, что сделает вашу историю достойным выигрышным конкурсом.
Что такое поворот?
У любого произведения есть поворот – это ситуация, или ход сюжета, который двигает его в сторону кульминации или просто захватывает внимание читателя или зрителя. В «Мастер и Маргарита» первый поворот (наверное, вы и сами догадались) появление Воланда на Патриарших прудах. В «Титанике» – выигранный билет главного персонажа на корабль. В минипроизведениях, как СТЭМ, обычно не успевают авторы сделать несколько поворотов, поэтому используют два: в начале сюжета, и, в конце, когда уже подходит вся ваша история к конечной мысли.
Что такое – конечная (финальная) мысль в СТЭМе?
Это индикатор (прежде всего, для зрителя и жюри) насколько вы хорошо понимаете то, о чем вы написали ваш конкурс. В любом случае, финальная кода (конечная мысль) должна быть именно о вашем произведении.
Правило № 2: не пишите притянутые мысли к вашему конкурсу или отдельные несвязные афоризмы или фразы. Обычно это губит команду и показывает, что их история непонятно о чем. Самая большая проблема команд – идти по кальке и оборванной информации. Ну, типа, нам нужна, же, кода. Давайте поставим любую. Так это не работает в данном случае, как и с музыкальным домашним заданием.
Шутка – королева любого конкурса КВН.
Увлекшись написанием произведения, нужно помнить, что КВН – это игра в шутки. Если в СТЭМе очень много диалогов и нет шуток – ваш СТЭМ проигрышный. Нельзя в КВН просто вести беседы. Каждая фраза должна быть или шуткой, или подающей шутку. Методики написания конкурса разные. Одна из эффективных – написать историю с шутками на 7 минут, выкинуть все, что без шуток или полушутки и сделать 3-4 минуты, плотного, хорошего произведения.
Как готовить СТЭМ на редактуру.
Как ни странно, но такой конкурс, как СТЭМ нужно всегда показывать на ногах! Редактор – это живой человек, и, если он вас не любит сильно, как родных детей, есть вероятность 95% того, что слушать текст на бумаге он не станет, или еще хуже – скажет: «Да, пацаны, очень клево, давайте» и вы получите за свой конкурс тройки. Редактор должен понимать, как ваша история будет выглядеть на мероприятии, потому что есть очень важное правило – редактор собирает концерт! То, что сидите и читаете перед ним свой шедевр на собранных впопыхах листочках, может откинуть вас на самый первоначальный штурм разгона идеи. А это уже, считайте, что перед игрой, вам нужно будет придумать совершенно новую историю, к слову, у соперника, которая может быть уже утверждена.
Правило № 3. Не смотрите на истории или конкурсы других команд. На моей пятилетней практике, на самой игре с жюри и зрителями разные конкурсы работают совершенно по-разному. И здесь очень важно, как ваш конкретный конкурс готов. Разукрашивайте свой конкурс реквизитом, актерской игрой, постановкой, разводкой. Образами и вероятность того, что ваш конкурс встанет в игру значительно возрастет.
Разбор существующих конкурсов.
Команда КВН «Днепр» Высшая лига. ¼ финала. 2013 год.
Итак. История: Парень решился на прыжок с парашютом. Но они с инструктором упали. Интересная история – да. Актуальная для большинства зрителей – конечно.
Поворот: Он собирался в небе сделать предложение. Потерялась его девушка. Теперь ее нужно найти.
И второй поворот, который является завершением конкурса: девушка находится и парень делает ей предложение. И финальная мысль: ты, же, предложение делаешь. А этот день должен запомниться на всю жизнь.
Команда КВН «Астана.KZ» Высшая лига. Финал. 2010 год.
История: Под Новый год семья решила встретить новый год вместе с мамой жены. Старая, как мир, история, которая всегда будет актуальная и понятна всем в зале – раз. Финал проводится под Новый год – второй актуал.
Поворот: все желания, которые загадали члены семьи, вдруг сбылись.
Второй поворот: приходит сосед, который проспал таинство Нового года и у него осталось желание.
Финальная мысль: в наших странах все может быть хорошо. Было бы желание..
Команда КВН «Триод и Диод» Высшая лига. ¼ финала. 2012 год.
История: С секретного завода похищена секретная разработка.
Поворот: брат приносит в отделение полиции разработку. Есть введение дополнительного персонажа – Скорохода, который живет отдельно с общим сюжетом, но наполняет конкурс шутками и добавляет в него динамики.
Второй поворот: сообщают, что поймали вора с разработкой.
Финальная мысль: в данном конкурсе финальная мысль отсутствует, конкурс закончили на шутке про второстепенного персонажа. Что, тоже, в КВН допустимо, при смешной и интересной истории.
Играйте в КВН, пишите интересные конкурсы. Выигрывайте и становитесь легендами!
Всегда ваш, Сергей Чумаченко.