Православные реабилитационные центры. Помощь наркозависимым в монастырях и приходах русской православной церкви

В различных источниках можно найти указания и на другие православные реабилитационные центры, работающие с наркоманами. Однако не вся подобная информация на поверку оказывается истинной. Прежде, чем опубликовать нижеследующий список, мы обзвонили все центры и даем информацию, предоставленную их руководителями или лицами, их замещающими. Еще одно замечание: слово «стационар» означает не лечение по больничному типу, а длительное проживание в реабилитационном центре. Амбулаторная же реабилитация предполагает регулярное посещение центра с проживанием дома.
Брянская область

Владивосток

Душепопечительский центр по реабилитации наркозависимых, при храме святого праведного Иоанна Кронштадтского Владивостокской и Приморской епархии.
Центр работает с февраля 2004 года. Руководитель и духовник -- прот. Александр Талько. Пациенты -- мужчины. Дневной стационар. Реабилитация -- совместная молитва, трудовые послушания. Консультации нарколога и психолога.
Адрес: Владивосток, Океанский пр-т, д. 44.
Тел.: 8-4232-40-17-91.

Волгоградская область.

Православный реабилитационный центр “Неупиваемая чаша”.
Действует с 1998 года при Кременско-Вознесенском монастыре. Духовник -- иером. Руфин (Иванов). Пациенты -- мужчины и женщины. Стационар. Реабилитация: воцерковление, участие в таинствах, трудовые послушания.
Адрес: Волгоградская обл., Клетский р-н, хутор Саушки, Монастырская ул., д.1.
Тел.: 8-927-251-69-65.
Электронная почта: [email protected]
Вологда.

Вологодская епархиальная комиссия по борьбе с наркоманией.
Действует с 2001 года. Отверственный -- иерей Владимир Богданчиков. Консультационная помощь, беседы с психологом, наркологом, священником. Пациенты -- мужчины, женщины. Амбулаторная реабилитация.
Адрес: г. Вологда, Торговая площадь, 9, церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Торгу.
Тел.: 8-8172-76-92-81.

Екатеринбург и Свердловская область

Калининградская область

«Старый Свет» - христианский общественный благотворительный фонд.
Сотрудничает в борьбе с наркоманией со всеми христианскими конфессиями, но большинство сотрудников -- православные. Действует с 1992 года. Реабилитация амбулаторная, 12-15 месяцев. Индивидуальная и групповая психотерапия, консультирование, группы самопомощи. Занятия с родственниками больных. Группа профилактики срывов, послелечебная программа. Собеседования по вопросам приема в программу - по понедельникам в 19:30.
Адрес: 117186, Москва, ул. Ремизова, 5.

Электронная почта: [email protected] .
Веб-страница: www.oldworld.narod.ru

Православное братство трезвости при храме Флора и Лавра в селе Ям Домодедовского р-на.
Реабилитация алкоголезависимых и наркоманов. Центр действует с 1994 года. Духовник -- игумен Валерий (Ларичев). Пациенты -- только мужчины. Стационар. Реабилитация построена по принципу православного монастыря: совместная молитва, участие в таинствах, трудовые послушания на огородах и в мастерских.
Тел.: 8-279-62165
Адрес: Московская область, Домодедовский район, село Ям, храм Флора и Лавра.

"Дом милосердия”. Душепопечительский центр имени преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы Федоровны.
Организован при храме свт. Николая в с. Ромашково Одинцовского р-на Московской области. Действует с 1990 года. Руководитель и духовник -- прот. Алексий Бабурин. Пациенты -- мужчины, женщины, дети. Амбулатория. Социально-психологическая и духовная реабилитация.
Адрес: 143013, Московская область, Одинцовский район, п/о «Немчиновка», село Ромашково, Никольская церковь.
Тел.: 591-95-81
Электронная почта: [email protected] .

Православная община «Ерино» .
Организована в 2003 г. по инициативе фонда «Старый свет» при храме Покрова Божьей Матери в с. Ерино Подольского р-на Московской области. Духовник -- иерей Евгений Генинг. Пациенты -- мужчины. Стационар. Используются программы «Старого света».
Тел.: 8-926-523-65-53 (пн, ср, пт: 15:00-18:00).
Адрес для корреспонденции: 117186, Москва, ул. Ремизова, 5.
Собеседования по вопросам приема в общину - по понедельникам в 19:30 по данному адресу.
Электронная почта: [email protected] .
Веб-страница: www.oldworld.narod.ru

Православная община трезвости “Вера”. Организована при храме Богоявления в Гончарах в г. Коломна. Действует с 1999. Духовник -- протоиерей Виктор Ерохин. Реабилитации как таковой не проводится. Члены общины регулярно встречаются в храме для общения и совместной молитвы.
Адрес: 140415, Московская обл., г. Коломна, Гончарная ул., д. 8
Тел.: 8-26-123509.

Псковская область

«Каменец» - православный реабилитационный центр для наркозависимых.
Действует с 1999 года при храме Свт. Николая в пос. Старый Изборск Псковской области. Духовник -- иерей Алексей Лопухин. Пациенты -- мужчины и женщины. Психосоциальная реабилитация в условиях стационара (15 мест). Срок реабилитации -- около 3 месяцев.
Адрес: Псковская область, Печерский р-н, Новоизборская волость, с. Малые Мильцы.
Тел.: 8-81148-96620.
Электронная почта: [email protected]

Пошитнинский реабилитационный центр.
Создан православным Братством святой великомученицы Анастасии Узорешительницы в 1995 г. в деревне Пошитни. Духовник -- прот. Александр Степанов. Пациенты -- мужчины. Проживание в стационаре 1-2 года. Реабилитация -- совместная молитва, трудовая деятельность, психологические консультации. Руководитель программы: Черлин Владимир Александрович.
Адрес: Псковская область, Пушкиногорский р-н, д. Пошитни, Реабилитационный центр.
Тел.: 8-921-313-18-61
Электронная почта: [email protected]

Братство трезвости “Радонеж” при храме преподобного Сергия Радонежского.
Действует с 1998 года. Духовник -- иером. Сергий (Шестун). Мужчины, женщины. Еженедельные встречи в храме, совместное пение акафистов у иконы Божьей Матери «Неупиваемая Чаша», беседы со священником.
Адрес: Самара, ул. С. Радонежского, д.2.
Тел.: 8-8462-240826; 299596.

Санкт-Петербург и Ленинградская область.

Реабилитационный центр в поселке «Саперное» при храме Коневской иконы Божией Матери . Работает с апреля 1996 года, является подразделением Епархиальный реабилитационный центра «Воскресение». Духовник -- иерей Сергий Белько. Пациенты -- мужчины. Стационар на 10-12 человек сроком 6-9 мес. Духовная, трудовая реабилитация.
Адрес: Ленинградская обл., Приозерский район, посёлок Сапёрное, храм Коневской иконы Божией Матери.
Тел.: 8-81379-90393.

«Мельничный ручей»
Центр работает с 1996 года при храме св. пр. Иоанна Кронштадского в с Уткина Заводь Ленинградской области. Духовник -- иерей Максим Плетнев. Пациенты -- Мужчины и женщины. Стационар сроком около 3 месяцев. Трудовая и духовная реабилитация. После стационара некоторые пациенты направляются на приходы и в монастыри Ленинградской и Ивановской областей.
Адрес: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, с. Уткина Заводь.
Тел.: 8-812-972-14-46. Представительство в СПб: 8-812-325-44-35.
Web-страница: www.mill.sp.ru/index.htm .

Каждому, кто пострадал от дружбы с зеленым змием и хочет избавиться от зависимости, необходимо научиться жить заново, и этому содействует социальная реабилитация алкоголиков. Она помогает бывшим пациентам адаптироваться в обществе, учит обходиться без спиртного, возвращает самоуважение и уверенность в собственных силах. И что особенно важно – человек, получивший психологическую и социальную поддержку, тверже противостоит прежним соблазнам.

Лечение позади, что дальше?

Достичь полного излечения заболевания сложно из-за того, что в течение продолжительного приема горячительных напитков в организме меняются биохимические процессы, их осуществление становится невозможным без спиртного. На физиологическом уровне развивается стойкая зависимость, схожая с наркотической. Как бы сильно ни хотел больной избавиться от нее, сделать это лишь на одном желании подчас невозможно.

Многое зависит от окружающих: если алкоголик не признает себя больным и отказывается от лечения, его надо переубедить, а решивших избавиться от пагубной страсти – всячески поддерживать.

Каким бы ни было успешным лечение, какие бы современные методы ни применялись, на первых порах после выздоровления человек чувствует отстраненность от общества. Приложивший немало душевных и физических сил для преодоления сильнейшей зависимости, он вдруг осознает, что получил только выздоровление, но не возврат в нормальную жизнь. Лишившись главного смысла – рюмки, он не представляет, что делать дальше.

Поэтому, несмотря на улучшение здоровья, отсутствие похмельного синдрома, бывший алкоголик, не сумев найти себя в новой, пугающей реальности, может вновь вернуться в старую компанию, подружиться с бутылкой.

Чтобы лечение не оказалось напрасным, избежать подобного сценария можно только при получении помощи по социализации. Она необходима, чтобы бывший пациент почувствовал себя здоровым психологически. Конечно, изменения не произойдут мгновенно, для этого потребуется какое-то время, понимание и поддержка близких.

Эти вопросы решают реабилитационные центры, специализирующиеся на социальной адаптации бывших больных. В них обращаются мужчины и женщины с разной степенью выздоровления: одни с полным запретом употребления алкоголя, другие – с частичным разрешением небольших доз.

Во время прохождения курса:

  • Идет высвобождение от влияния сохраняющихся в организме остатков алкоголя, которые провоцируют заболевание;
  • Больные получают психологическую поддержку, укрепляющую их стремление к здоровому образу жизни и закрепляющую независимость от спиртного.

Православные реабилитационные центры

Многие специальные учреждения, как государственные, так и частные, содействуют бывшим больным в возвращении в общество. Но особенно действенные результаты (около 80 % ремиссии) показывают реабилитационные центры при монастырях и церквях.

Как и в светских учреждениях, в них помогают избавиться от последствий употребления спиртного, стать полноценным членом социума. Также сотрудники проводят профилактическую работу среди детей и молодежи. Привлекательны они и тем, что помощь оказывается бесплатно.

Специфика и задачи:

  • В православных реабилитационных центрах, в отличие от мирских наркологических клиник, не занимаются выводом из запоя и лечением болезни, не применяют медицинские и психотерапевтические методы. В них работают с душевным состоянием человека: помогают определить причину, толкнувшую его к зависимости, устранить ее и сформировать новые взгляды на жизнь.
  • Для этого существует множество программ, рассчитанных на различные временные сроки: от нескольких месяцев до трех лет. Есть и такие заведения, которые не ставят определенных рамок, а работают с пациентами до полного выздоровления.
  • В основе работы православных реабилитационных центров – приобщение к духовной жизни, обязательное участие в церковных службах, трудотерапия, а для пришедших к Богу – получение духовного образования.
  • Бывшие алкоголики изучают Библию, знакомятся с духовной литературой, наставники-священнослужители регулярно проводят с ними беседы о смысле жизни, понимании греха, обретении себя. Во время реабилитационного курса пациенты участвуют в богослужениях, паломничествах, дают обеты трезвости, отрекаются от сектантства, принимают крещение.

Обратиться за помощью в реабилитационный православный центр может любой человек – после лечения в наркологической клинике или нет. Единственное условие – он должен сам этого захотеть. Вся работа построена на добровольном решении человека.

Во многих организациях помогают не только бывшим пьяницам, но и членам их семей – так называемым созависимым. Для них проводятся консультации и профилактически беседы, помогающие совместно с бывшим алкоголиком перестроиться на новую жизнь.

Амбулаторное и стационарное восстановление

Амбулаторная форма поддержки подразумевает постоянное присутствие лишь в дневное время, ночевать уходят домой:

  • Для бывших больных предусмотрены консультации наркологов, психологов, терапевтов, иных специалистов. Регулярно проводятся беседы с духовным наставником, люди участвуют в богослужениях, церковных таинствах (крещении, венчании, отпевании).
  • Одна из действенных форм поддержки – семейные клубы трезвости, на собрания приглашаются все члены семьи. Занятия проходят регулярно, помимо духовников, в них участвуют и психологи.
  • Также хорошие результаты дает работа в группах, построенных по принципу клуба анонимных алкоголиков.

Стационарная реабилитация считается наиболее эффективной формой восстановления. Группы могут быть смешанными либо отдельными для мужчин и женщин. Количество людей в них ограничено: от 5 до 40 человек, в зависимости от возможностей заведения. Бывшие алкоголики живут на закрытой территории недалеко от монастыря либо на его территории. Они не имеют контакта с внешним миром, часто находятся вдалеке от дома, что резко ограничивает возможность срыва, употребления спиртного, общаются лишь с верующими людьми. Обязательное условие – неукоснительное соблюдение дисциплины.

Основные этапы восстановления:

  1. Определенное время, которое оговаривается заранее, пострадавшие от зависимости живут при монастыре. Под наблюдением наставника-священнослужителя осмысливают прежнюю жизнь и стараются ее изменить.
  2. Обязательно занимаются трудотерапией: работают в подсобных хозяйствах, мастерских, строительстве, обустраивают территорию храма или заведения. Это дает бывшим больным осознание своей востребованности, полезности обществу. Кроме того, приобретенные трудовые навыки помогают реализовать себя в дальнейшей жизни.
  3. Бывший алкоголик живет самостоятельно, сам распоряжается финансами, но его все еще курирует духовный наставник.

Один из самых важных вопросов, волнующих людей, переживших алкоголизм и их близких, – сколько стоит такая помощь, во что обходится пребывание в стационаре во время исправления:

  • В христианских реабилитационных центрах исходят из того, что любой страждущий (мужчина или женщина) имеет право на участие, независимо от своего достатка.
  • Центры содержатся на пожертвования спонсоров, родственников, просто неравнодушных граждан. Помощь в социализации оказывается бесплатно, но остальное зависит от возможностей учреждения. В одних – питание за счет организации, в других – требуется некоторая сумма на продукты, а также собственная рабочая одежда и постельное белье.
  • При необходимости предусматривается внесение денег на медицинское обслуживание, которые необходимо пополнять по мере расходования.
  • При поступлении могут запросить помимо паспорта, справку из кожвендиспансера, флюорографию.
  • Иногородние должны иметь при себе деньги на обратный билет до места проживания. Во избежание соблазна купить спиртное, все средства сдаются сотрудникам на хранение и выдаются по окончании срока пребывания.
  • Те, кто решил обратиться за содействием, не пройдя предварительного лечения, должны не пить минимум неделю.

Реабилитация алкоголика – это, прежде всего, содействие в выстраивании правильных отношений с обществом, нахождении своего места в жизни. Православные реабилитационные центры возвращают человеку веру в себя, дают силы на дальнейшее существование без алкоголя.

Алкоголизм - большая беда, масштабная социальная проблема. Некоторые православные обители создали специальные реабилитационные центры. Там осуществляется лечение от алкоголизма в монастыре. Центры занимаются духовной реабилитацией страждущих, возвращением их в социум. В них созданы комфортные условия для проживания больных.

Алкоголикам дарят способность полноценно жить и трудиться на благо семьи и общества. Они могут прийти в себя, обратиться к Господу и наладить отношения с окружающими. Продолжительность реабилитации зависит от степени одержимости пьянством.

Лечение алкоголиков в монастыре с проживанием имеет множество плюсов. Больные очищают душу, каются перед Господом в совершённых грехах и трудятся над собой, чтобы оставить привычку пьянствовать.
Исцеление будет успешнее при поддержке больного любящими людьми. Монастырские центры этому активно содействуют. Родным разъясняется, что они должны помогать страждущему в освобождении от зависимости. Мама, супруги, родственники должны терпеливо общаться с алкоголиками.

В каких случаях зависимые идут в монастырские центры?

Как правило, люди обращаются за помощью в православные центры, когда традиционное лечение не помогло, после череды срывов.

Христианин, находящийся на реабилитации, может, поразмыслив, осознать, каким образом произошло его падение. У него есть шанс осмыслить свою жизнь, исправить отношения с близкими. Если он искренне раскается, Бог непременно поможет ему преодолеть греховное пристрастие. Лечение будет иметь позитивный результат только если человек имеет искреннее намерение навсегда бросить пить спиртное.
Чем ранее начато лечение, тем успешнее будет его итог. Промедление опасно. Токсины способны повредить внутренние органы. Могут начаться проблемы с печенью, нервной и сердечно-сосудистой системой. Нужно вовремя обращаться в медицинское учреждение, не дожидаясь тревожных симптомов. Детоксикация от алкоголя должна проводится бережно. Надо выбрать подходящий для больного рацион. Лекарственные препараты следует употреблять умеренными дозами, дабы не повредить печень и сердце.

В период, когда осуществляется вывод из запоя, необходимо срочно изолировать больного. Однако, следует учесть: он должен идти на это добровольно. Бесплатное лечение алкоголизма в монастырях и церквях помогает поместить зависимых в абсолютно иную, непривычную для них атмосферу. Бок о бок здесь находятся друзья по несчастью.

Сотрудники центра, братья и сестры монастыря относятся к больным с состраданием и любовью. Победить одержимость порочной страстью поможет крепкая вера в Господа и неослабевающее упование на Его милость. В центры попадает много людей, для которых реабилитация стала первыми осознанными шагами к православному храму.

Принципы монастырского исцеления

Освобождение от зависимости выполняется гуманно, без насилия над личностью. Применяются как духовные, так и психологические и физические методы лечения.

Духовный аспект показывает, что корень проблемы в отдалении личности от Бога. Как ни старается человек заполнить духовную пустоту внутри себя, как ни пытается восполнить дефицит любви - никто, кроме Господа не поможет. Духовная реабилитация, включающая Покаяние и Причастие, а также участие в богослужениях чудесно помогает в преодолении алкозависимости.

Психологическая реабилитация преодолевает поведенческую зависимость, помогает начать жить без алкоголя.

К методам физической реабилитации относятся:

  • трудотерапия;
  • занятия спортом;
  • прогулки на свежем воздухе.

Реабилитируемые алкоголики соблюдают распорядок дня. Зависимые должны тренировать волю. Обязательно нужно исключить праздность. Тогда некогда будет думать об алкоголе. Его место должно быть занято:

  • учёбой;
  • душеполезными книгами;
  • трудом;
  • беседами с психологом;
  • общением с товарищами.

Методики монастырского исцеления

Лечение алкоголизма в монастырях и церквях включает в себя реабилитацию, закрепление результата, полученного традиционным лечением. Безусловно, следует прилагать и свои усилия. Видя серьёзность отношения к лечению, сотрудники центра и иноки обязательно постараются помочь. С целью реабилитации болеющих собирают в группы.

Желающие могут очистить душу в Таинстве Исповеди, покаяться в согрешениях и стараться бросить пристрастие к алкогольным напиткам. Больные обязательно должны регулярно присутствовать на Литургиях. О них возносятся молитвы на водосвятных молебнах. Одержимым пьянством следует обязательно молиться в течение дня, читать Святое Евангелие и Псалтырь.

Когда есть вера в Бога и упование на промысел Господень, можно справиться с алкоголизмом без препаратов, гипнотических сеансов и кодирования. Кодирование - нежелательное, радикальное средство. Лучше не прибегать к нему, так как оно негативно воздействует на психику.

Больные часто стыдятся себя. Чтобы преодолеть это чувство, им надо участвовать в общественно полезной деятельности. Тогда повысится самооценка, возникнет ощущение себя достойным членом общества, наладятся отношения с родными и близкими.

Мужские и женские монастыри

Узнать, в каких монастырях лечат от алкоголизма можно в ближайшей епархии. Там же можно осведомиться о странноприимной для приезжих. В таких обителях нередко помогают пьяницам, лишившимся квартиры и семьи.

Наиболее известными мужскими монастырями, которые опекают алкозависимых являются следующие:

  • В православном братстве трезвости при церкви в честь святых Флора и Лавра в Московской области предусмотрен труд в мастерских и на огородах, а также совместная молитва.
  • В православной общине «Ерино» разрешается жить сроком до трех лет. Монастырский режим.
  • В Высоцком мужском монастыре города Серпухова ведутся беседы со священниками, совместная молитва и труд.

Помощь оказывают и в женских монастырях, страдающим от пьянства:

  • В Свято-Введенской Ивановской обители болящих приобщат к совместной молитве и труду.
  • В Александро-Невском монастыре в Маклаково, расположенном в Московской области, женщины будут вовлечены в монашескую жизнь.
  • В монастыре в честь Рождества Пресвятой Богородицы, находящейся под Уссурийском, нужна помощь в работе на приходах. Зависимые обязательно будут молиться на монастырских богослужениях.
    Бесплатные курсы реабилитации получают многочисленные благодарные отзывы.

Сегодня каждый священник, несущий службу не только в столичных городах, но и в глухой деревне, сталкивается с почти неизвестным ранее в России духовным явлением — наркоманией. Десятки молодых людей, а еще чаще обезумевшие от горя их матери и отцы, приходят в храм за последней надеждой, которую дает только Бог, когда все человеческие средства уже исчерпаны.

Среди этих пришедших практически нет сознательных православных христиан: в церковной среде наркомания крайне редкое, исключительное явление. Кто-то из этих несчастных номинально крещен, кто-то хочет креститься, чтобы «выздороветь», но многие вступают в этот неведомый для них мир с искренним желанием постичь те великие истины о Боге и человеке, которые они знали только понаслышке. Постичь той интуицией, которая рождается от жажды жизни у обреченных людей: они понимают, что в ответе на эти великие вопросы кроется их спасение.

И каждый русский батюшка, будь то магистр богословия или неученый монах, открывает перед этой жаждущей душей такие удивительные горизонты, такой непостижимо-прекрасный мир, что обреченный, смертельно-больной, с искалеченным сознанием и разрушенной волей человек, получает не только надежду, но и силы, и желание жить дальше, он черпает из неведомых ему дотоле источников радость нового познания мира — и того мира, что окружает его, и мира духовного, который он находит внутри себя. Наконец, самой своей жизнью он начинает познавать Непостижимого Бога, перед которым в благоговении преклоняется этот теперь уже свободный, новый человек.

Он узнает, что бывшее с ним — это не просто болезнь, а нечто большее — то, что его предки называли славянским словом «СТРАСТЬ», которое переводится и как «сильное, неукротимое желание», а еще как «мучение, страдание». Но эта страсть особая — она искусственная, привнесенная извне, но ставшая столь сродной его душе и телу, что превратилась как бы в часть его самого. И еще он трезво и мужественно понимает, что эта страсть будет в нем до конца жизни и до конца жизни ему придется бороться с ней. Но в Церкви ему дано все, чтобы выйти из этой борьбы победителем: таинство причащения, исповедь, аскетический опыт многих поколений подвижников, благодатная Божественная помощь.

Большая часть людей, пораженных этим недугом и потому пришедших в Церковь, проходит именно такой духовный путь. Но, конечно же, бывает и по-другому. Вот статистические данные о работе с наркоманами одного из монастырей Русской Православной Церкви — Иоанно-Богословского, что находится в Рязанской епархии. Этот монастырь сотрудничает с отделением внебольничной помощи и реабилитации НИИ наркологии. В монастырь были привезены «18 больных, у которых диагносцировалась полинаркомания с преимущественным злоупотреблением героином». Возраст больных от 18 до 24 лет, продолжительность употребления наркотиков до 5 лет. Они пробыли в монастыре от 6 до 12 месяцев. Никто, конечно же, не ставил целью делать их монахами, но они должны были подчиняться монастырскому уставу, ходить на богослужения, нести послушания на подсобном хозяйстве, на кухне, в библиотеке. Они читали духовную литературу, часто общались со священником, который стал их духовным наставником.

В результате из восемнадцати человек двое отказались от участия в реабилитационной программе монастыря с самого начала, еще на этапе адаптации. Осталось 16. У двенадцати отмечается ремиссия длительностью от 6 месяцев до двух лет, у четверых возникали кратковременные двух-трехдневные срывы, после чего они ненадолго возвращались в монастырь, чтобы восстановить себя. Подробнее об этом члены конференции услышат в докладе сотрудников НИИ наркологии Разуваева, Дудко и Пузиенко.

Вот типичная картина того, как священники по всей стране борются за наркозависимых больных иногда вместе с профессиональными наркологами, дополняя знания и опыт друг друга, но чаще в одиночку: не у всех есть такая возможность.

Одиннадцать лет ведет без преувеличения подвижнические труды профессиональный врач психиатр протоиерей Алексий Бабурин, возглавляющий душепопечительский центр для наркологических больных — дом милосердия в храме села Ромашково. В церковных и медицинских кругах известны имена иеромонаха Валерия (Ларичева), к.м.н., руководителя братства трезвости, настоятеля храма Флора и Лавра в селе Ям, московской обл., протоиерея Димитрия Дудко, который уже 30 лет занимается этой проблемой, д.м.н иеромонаха Анатолия (Берестова), который трудится в Москве, в душепопечительном центре во имя святого праведного Иоанна Кронштадсткого.

Мы в Сретенском монастыре раньше специально не занимались этой проблемой. Ее поставила перед нами сама жизнь. За семь лет в нашем приходе воцерковилось довольно много бывших наркоманов, около пятидесяти молодых людей. Человек тридцать из них сегодня полностью прекратили прием наркотиков, создали семьи, воспитывают детей. Трое стали послушниками монастыря. Человек пятнадцать-двадцать все еще иногда срываются, но они уже твердо знают путь возвращения к себе, возвращения к Богу. Постигла нас и трагедия. Один из наших прихожан, который попал к нам в страшном состоянии героиновой зависимости, затем шесть лет держался (за исключением нескольких эпизодов)… С ним вдруг произошел срыв в компании старых друзей, и он умер от передозировки. Причем пришел он к ним с желанием помочь, откликнувшись на их просьбу о помощи, пришел в свой день рождения. Старые друзья ради праздника сначала угостили его спиртным, потом основательно напоили, а потом уговорили приять героин, чтобы доказать, что они вместе, что он их «друг». (Специалисты-психологи утверждают, что наркоман охотнее поделится наркотиком с тем, кто пытается «слезть с иглы», чем с тем несчастным, у которого происходит даже самая жестокая «ломка». Для нас, православных людей, это еще одно доказательство демонической духовности, которую несут с собой наркотики.)

Эта трагедия со смертью нашего прихожанина и друга потрясла нас. И мы все, и в первую очередь бывшие наркоманы, поняли, что борьба идет не на жизнь, а на смерть, и эта страсть не оставит их до конца жизни.

Поэтому никаких воздушных замков мы не строим. Мы твердо сознаем, что Бог сделает для спасения человека все, но, как пишут святые отцы Церкви, Бог не может спасти человека без него самого. И хотя нас убеждают, что процент излечения в православных противонаркотических общинах в десять, если не больше раз выше, чем в обычных лечебницах, каждый срыв, а тем более каждая смерть, — это наша вина, наше упущение, недостаток наших молитв.

И еще недостаток профессионализма. Именно поэтому по благословению Святейшего Патриарха при нашем Сретенском монастыре мы создали центр «Преодоление», в котором сотрудничают и священнники, и специалисты-наркологи, поэтому решились созвать нынешнюю конференцию — чтобы поучиться друг у друга, чтобы увидеть наших соратников, о которых мы знаем только то, что они есть по всей России, что мы делаем одно дело, но порой разрозненно, не зная опыта друг друга.

На нашей конференции еще не раз будут говорить о том, что наркомания угрожает национальной безопасности страны, что чудовищно, но рассадниками наркомании стали армия и школа, что существует разветвленная коррумпированная преступная структура, которая получает на наркотиках от 500 до 2000 % прибыли и борьба с которой требует огромных сил, требует мужества для принятия государственных решений, — но мне хотелось бы остановить Ваше внимание еще на одной новой проблеме — проникновение наркотиков в нашу многострадальную измученную деревню, в крестьянскую среду, которой досталось за последнее столетие, быть может, больше всех.

В Рязанской губернии, где находится скит нашего Сретенского монастыря, как и практически во всех губерниях, наркотики можно купить буквально в любой деревне! Если раньше было принято считать, что проблема наркомании касается только крупных городов, то сегодня это не так. Дешевые наркотики заполонили русскую деревню. И крестьянская молодежь не защищена ничем — ни верой, ни нравственными понятиями о добре и зле, ни какой бы то ни было идеологией, ни даже чувством самосохранения.

Чтобы не быть голословным, приведу выдержки из статьи провинциальной газеты «Нижегородскеие новости» от 11.01.2000 «Наркомания — болезнь души». Речь в статье идет о ситуации с наркоманией в маленьком городе Кстове Нижегородской области: «В глубинке, где традиционный «наркотик» — водка и самогон, казалось бы такому дорогому удовольствию как настоящий наркотики — места нет. Но время, как известно, развенчивает самые стойкие убеждения. Для провинциального Кстова наркотики — реальность, а не перспектива, начинающаяся эпидемия, которая начала уносить жизни, жертвы обещают быть еще и еще». Около семидесяти процентов кстовских школьников, по оценкам специалистов-психологов, либо устойчивые наркоманы, либо имеют предрасположенность к наркомании. Самым маленьким шесть-семь лет…

А что предохранит Кстовских школьников от наркомании? Почему бы им не выкурить этого зелья или не уколоться героином, который стремительно дешевеет и уверенно проникает в провинцию. Почему они должны быть менее «крутыми», слабее «оттянуться», не «брать от жизни все», чем те их сверстники в телевизоре, которые диктуют им как надо жить, задают и моду, и мысли, и желания?

Вот еще одно исследование из провинции. Сотрудник НИИ психического здоровья А.И.Мандель приводит данные по городу Томску. Он рассматривает 98 случаев отравления опийными алкалоидами, закончившихся летальным исходом. Среди умерших преобладают лица возрастной группы от 15 до 25 лет. Лишь 17,5% из них состояли на учете у нарколога. То есть официальная статистика, к слову, более чем в 5 раз занижает действительное количество наркозависимых, «плотно сидящих» на тяжелых наркотиках. Средний возраст умерших — 21 год.

В Михайловском районе Рязанской области, в деревнях вокруг нашего скита, смертность в три раза превышает рождаемость. Родившиеся дети, если им повезло и их родители не алкоголики, с большим процентом вероятности станут наркоманами. Они тоже могут умереть в 21 год, если сейчас не будут введены самые решительные меры против их нынешних и будущих убийц.

Чтобы понять, что все это не преувеличение, достаточно побывать в любом городском морге. Недавно мне пришлось хоронить пожилого человека. В морге лишь он лежал среди нескольких совсем юных тел. Я спросил, почему это, что происходит? Сотрудник морга ответил коротко: «Наркотики».

«В России, — пишет научный сотрудник НИИ наркологии В.П. Нужный, — относительные размеры смертности в пожилом возрасте снижены, а смертность среди лиц трудоспособного возраста резко увеличена. Благодаря этому возрастная кривая смертности имеет черты типичные для стран, переживающих эпидемию инфекционных заболеваний или ведущих продолжительные военные действия»

Нам скажут, что эта катастрофическая ситуация связана с социальными проблемами: голодом, нищетой, безработицей, с государственными настроениями… В какой-то мере это, может быть, и так. Но посмотрите на пример западных, так называемых «благополучных» стран, граждане которых обеспечены всем в изобилии.

Сегодня рост наркомании в США не только не остановлен, но постоянно увеличивается, несмотря на беспрецедентные государственные антинаркотические программы, несмотря на миллиардные средства, выделяемые на борьбу с наркоманией. В странах, где практикуется либерализм по отношению этому злу, ситуация складывается еще хуже. Голландия, где частично, тоже во исполнение правительственной программы, легализованы наркотики, превратилась в «наркотическую яму Европы». Испания, правительство которой в 1985 году последовало примеру Голландии, добилась лишь того, что через 10 лет число только зарегистрированных наркоманов возросло в 8 раз. Несколько лучше ситуация в странах, где проводится сверхжесткая политика — это некоторые арабские страны. Но и там употребление наркотиков ежегодно возрастает на 2-3%.

Наркомания — это проблема не только и не столько медицинская, правовая или социальная. В первую очередь, это проблема мировоззренческая. Не случайно только те, в ком на личном уровне совершилось духовное прозрение, кто обрел прочную духовную основу в своей жизни, обретают спасение.

Но в веру нельзя никого обратить насильно. Даже наркомана, уже почуявшего свою гибель, нельзя привести в церковь и «насильно» спасти. Православие — это выбор свободного человека. И сделав этот выбор, человек получает необыкновенные силы для борьбы со злом внутри себя.

Если наше общество решится всерьез бороться с этой чумой нашего времени, то оно должно пройти таким же путем. В противном случае, никакие правительственные программы, никакие многомиллионные вложения, никакие реабилитационные центры не остановят распространения этого зла, как не останавливают они его в западных странах.

В России вот уже десяток лет ищут национальную идею. Если поиски ее будут продолжаться вне контекста национальной русской истории, вне духовных основ Православия, то искать можно бесконечно долго. Нам не найти ничего, кроме того, что дано России Богом. Если мы отвергнем это, то нас по второму кругу ждут испытания, подобные тем, что произошли в ХХ веке.

Необходима прочная государственная идеология, основанная на здравом мироощущение, крепкий духовный фундамент, способный выдержать такую громаду, как Россия со всеми ее проблемами, новыми и застаревшими болезнями, — нужна сила, могущая оградить человека от всего многоликого, беспощадного, лукавого зла, которое пока еще расползается сегодня по всей нашей земле.

Тихон Шевкунов , архимандрит,

наместник Сретенского ставропигиального монастыря,

Доклад на конференции «Россия без наркотиков».

Последние материалы раздела:

Основные даты жизни и творчества
Основные даты жизни и творчества

Михаил Афанасьевич Булгаков (3 мая 1891, Киев, Российская империя - 10 марта 1940, Москва, СССР) - русский писатель, драматург, театральный...

Внутренняя политика президента Дж
Внутренняя политика президента Дж

14 июля 2015, 18:37 Семья Буша считается одной из самых богатых и одной из самых влиятельных семей США. По официальным данным их состояние...

Как сблизить списание стоимости ОС в бухгалтерском и налоговом учете?
Как сблизить списание стоимости ОС в бухгалтерском и налоговом учете?

С 2016 года лимиты стоимости основных средств скорректированы. Учет имущества до 100 000 рублей имеет ряд особенностей, а в налоговом и...