Вопросы для аттестации кандидатов на должность руководителя. Особенности аттестации руководителей образовательных учреждений. Организационно-методическое и информационно-техническое сопровождение аттестации

Название документа: (с изменениями на 6 сентября 2018 года)
Номер документа: 1014
Вид документа: Приказ Департамента образования города Москвы
Принявший орган: Департамент образования города Москвы
Статус: Действующий
Опубликован: Документ опубликован не был

Электронный текст документа подготовлен АО "Кодекс" и сверен по: официальный сайт Департамента образования г.Москвы www.dogm.mos.ru (сканер-копия) по состоянию на 29.03.2017

Дата принятия: 11 августа 2016
Дата начала действия: 01 января 2017
Дата редакции: 06 сентября 2018

Об утверждении Положения о порядке и сроках проведения аттестации руководителей и кандидатов на должности руководителей государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы

Правительство Москвы
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ПРИКАЗ

Об утверждении Положения о порядке и сроках проведения аттестации руководителей и кандидатов на должности руководителей государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы


Документ с изменениями, внесенными:
(вступил в силу с 1 января 2017 года);
;
;
;
;
;
;
;
.
____________________________________________________________________


В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" , Положением о Департаменте образования города Москвы , утвержденным постановлением Правительства Москвы от 27 сентября 2011 г. N 447-ПП

приказываю:

1. Утвердить Положение о порядке и сроках проведения аттестации руководителей и кандидатов на должности руководителей государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы (приложение).

3.1. Приказ Департамента образования города Москвы от 30 апреля 2015 г. N 201 "Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации руководителей и кандидатов на должности руководителей государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы" .

3.2. Приказ Департамента образования города Москвы от 26 мая 2015 г. N 241 "О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 30 апреля 2015 г. N 201" .

3.3. Приказ Департамента образования города Москвы от 09 июня 2015 г. N 293 "О приостановлении действия отдельных положений приказа Департамента образования города Москвы от 30 апреля 2015 г. N 201" .

3.4. Приказ Департамента образования города Москвы от 24 июля 2015 г. N 1291 "О внесении изменения в приказ Департамента образования города Москвы от 30 апреля 2015 г. N 201" .

3.5. Приказ Департамента образования города Москвы от 13 августа 2015 г. N 2014 "О приостановлении действия пункта 3.9 приложения к приказу Департамента образования города Москвы от 30 апреля 2015 г. N 201" .

3.6. Приказ Департамента образования города Москвы от 22 октября 2015 г. N 2825 "О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 30 апреля 2015 г. N 201" .

3.7. Приказ Департамента образования города Москвы от 13 ноября 2015 г. N 2865 "О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 30 апреля 2015 г. N 201" .

3.8. Приказ Департамента образования города Москвы от 16 декабря 2015 г. N 3551 "О внесении изменения в приказ Департамента образования города Москвы от 13 августа 2015 г. N 2014" .

4. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Руководитель Департамента
образования города Москвы
И.И.Калина

Приложение. Положение о порядке и сроках проведения аттестации руководителей и кандидатов на должности руководителей государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы

Приложение
к приказу Департамента
образования города Москвы
от 11 августа 2016 года N 1014

1. Общие положения

1.1. Положение о порядке и сроках проведения аттестации руководителей и кандидатов на должности руководителей государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы (далее - Положение), определяет порядок и сроки проведения обязательной аттестации руководителей и кандидатов на соответствие должности руководителя государственной образовательной организации, подведомственной Департаменту образования города Москвы, реализующей образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования, основные программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы (далее - образовательные организации).
(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Департамента образования города Москвы от 6 сентября 2018 года N 359 .

1.2. Аттестации подлежат:

- руководители государственных образовательных организаций (далее - руководители);

- кандидаты на должности руководителей государственных образовательных организаций (далее - кандидаты), в том числе заместители руководителя, как исполняющие полномочия руководителя образовательной организации в период его отсутствия.

1.3. Аттестация кандидатов и руководителей является обязательной.

1.3.1. Аттестация руководителей проводится в целях подтверждения соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к занимаемой должности.

1.3.2. Аттестация кандидатов проводится в целях установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к должности руководителя образовательной организации.

1.4. Основными задачами аттестации являются:

- определение уровня знаний законодательства, нормативных правовых актов, положений, инструкций и других документов, регулирующих деятельность в сфере образования;

- стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации, личностного профессионального роста, использования эффективных, современных управленческих технологий, методов и средств;

- повышение эффективности и качества управленческой деятельности;

- выявление перспектив использования потенциальных возможностей руководителей и кандидатов.

1.5. Основными принципами аттестации являются гласность, открытость, коллегиальность.

1.6. Аттестация руководителей и кандидатов проводится аттестационной комиссией, создаваемой Департаментом образования города Москвы (далее - Аттестационная комиссия).

1.7. Аттестация руководителей и кандидатов проводится в два этапа: прохождение квалификационных испытаний и собеседование с Аттестационной комиссией.

2. Порядок проведения аттестации руководителей

2.1. Очередная аттестация руководителя проводится не ранее чем за 5 месяцев и не позднее, чем за 2 месяца до истечения срока ранее установленных результатов аттестации.

2.2. Внеочередная аттестация руководителя проводится:

- по решению Департамента образования города Москвы (далее - Департамент) вследствие низких показателей эффективности деятельности образовательной организации, при наличии обоснованных жалоб, по итогам проверок, в результате которых были выявлены нарушения, и др.;

- по личному решению руководителя образовательной организации.

По итогам внеочередной аттестации устанавливается новый срок действия результатов аттестации. Действие ранее установленных результатов аттестации прекращается.

2.3. Заявление руководителя образовательной организации о проведении аттестации (далее - заявление) направляется в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе с использованием сети "Интернет", в организацию, сопровождающую процедуру аттестации в соответствии с разделом 5 настоящего Положения.

К заявлению на аттестацию прикладываются копии документов:

- об образовании (основном и дополнительном),

- о повышении квалификации (за последние 3 года),

- аттестационного листа или выписки из приказа о результатах предыдущей аттестации (при наличии).

2.4. Руководитель, направленный на внеочередную аттестацию, подает заявление в Аттестационную комиссию не позднее 5 рабочих дней после вынесения решения Департаментом о необходимости пройти внеочередную аттестацию.

2.5. Организация, сопровождающая процедуру аттестации, в срок не позднее пяти рабочих дней со дня получения заявления проводит техническую экспертизу прилагаемых к заявлению документов.

2.6. Продолжительность проведения процедуры аттестации составляет не менее двух и не более четырех месяцев со дня получения заявления до принятия решения Аттестационной комиссией.

По письменному заявлению аттестуемого руководителя при наличии уважительных причин процедура проведения аттестации может быть продлена, но не более чем на один месяц.

2.7. Организация, сопровождающая процедуру аттестации, в отношении руководителей, выходящих на аттестацию, не позднее трех месяцев до истечения сроков предшествующей аттестации направляет информационный запрос в Департамент (управление по работе с обращениями граждан, управление по развитию государственно-общественного управления и связей с общественностью, управление государственного надзора и контроля в сфере образования), Государственное казенное учреждение города Москвы Службу финансового контроля (далее - СФК) о наличии и результатах обращений граждан, проверок, а также о сообщениях в официальных источниках средств массовой информации, учитываемые пресс-службой Департамента (Приложение).

Результаты информационного запроса не позднее 5 рабочих дней направляются в организацию, сопровождающую процедуру аттестации, для дальнейшего ознакомления руководителей и учета в подготовке к аттестационным процедурам (тестированию, формированию аттестационной справки).

Результаты информационного запроса в форме электронного документа направляются аттестуемому руководителю для ознакомления не позднее 10 рабочих дней со дня подачи заявления.

Аттестуемый руководитель не вправе вносить изменения и корректировки в результаты информационного запроса.

2.8. Руководитель не позднее 45 рабочих дней с даты подачи заявления обязан записаться и пройти квалификационные испытания в форме тестирования с использованием автоматизированной системы (далее - тестирование).

В ходе проведения аттестации руководитель имеет право проходить тестирование не более трех раз в течение 45 рабочих дней с даты подачи заявления.

2.9. Тестирование проводится по пяти модулям: "Управление кадрами", "Управление ресурсами", "Управление процессами", "Управление результатами", "Управление информацией".

Тестирование признаётся успешно пройденным при условии общего качества выполнения теста не менее 70% и по каждому из его модулей не менее 50%.

2.10. В случае если все три попытки тестирования пройдены с результатом ниже указанного в п.2.9 настоящего Положения, первый этап аттестации считается завершенным, ко второму этапу руководитель не допускается и признается не соответствующим занимаемой должности приказом Департамента.

2.11. Особенности проведения тестирования:

2.11.1. Количество модулей для тестирования определяется индивидуально для каждого руководителя образовательной организации.

2.11.2. Руководители образовательных организаций, занявших первые 300 мест в рейтинге вклада школ в качественное образование московских школьников по итогам учебного года, предшествующего аттестации (далее - руководители школ, вошедших в ТОП-300) и проработавшие в данной образовательной организации не менее двух лет, освобождаются от прохождения тестирования, если на момент подачи заявления на аттестацию все заместители руководителя аттестованы на соответствие должности руководителя образовательной организации, при отсутствии взысканий, обоснованных жалоб, а также предписаний контролирующих органов и при наличии позитивных результатов информационного запроса, указанного в пункте 2.7 настоящего Положения.

2.11.3. Руководители школ, вошедших в ТОП-300, проходят тестирование на основе результатов информационного запроса о наличии и результатах обращений граждан, проверок, а также о сообщениях в СМИ в отношении своих образовательных организаций:

- руководители, имеющие неаттестованных заместителей по вопросам обеспечения качества образования и реализации образовательного процесса (по содержанию образования, по контролю качества образования, по воспитанию, социализации и дополнительному образованию), проходят тестирование по модулям "Управление процессами", "Управление результатами";

- руководители, получившие в межаттестационный период предписания СФК или не имеющие аттестованных заместителей по управлению ресурсами и финансово-хозяйственной деятельностью, проходят тестирование по модулю "Управление ресурсами";

- руководители, имевшие обоснованные негативные обращения в Департамент со стороны субъектов образовательного процесса, проходят тестирование по модулю "Управление кадрами";

- руководители, имевшие в межаттестационный период нарушение регламента предоставления информации, не имевшие отзывов или имевшие негативные отзывы о деятельности образовательной организации в СМИ регионального и федерального уровня (официальные источники, учитываемые пресс-службой Департамента), проходят тестирование по модулю "Управление информацией";

- руководители, имеющие дисциплинарные взыскания, проходят тестирование по всем модулям.

2.11.4. Руководители школ, не вошедших в ТОП-300, проходят тестирование по всем модулям.

2.11.5. Руководитель, проходящий внеочередную аттестацию по решению Департамента, тестируется по всем модулям.

2.11.6. Руководитель школы, входящей в ТОП-300, проходящий внеочередную аттестацию по собственной инициативе, тестируется в соответствии с п.2.11.2 и п.2.11.3.

2.12. Для проведения аттестации руководителя за 14 рабочих дней до заседания Аттестационной комиссии формируется аттестационная справка в форме электронного документа, включающая в себя:

- данные, полученные из информационных аналитических систем Департамента;

- результаты информационного запроса в соответствии с п.2.7 настоящего Положения;

- результаты тестирования;

- предложения председателя межрайонного совета директоров о сроке, на который может быть аттестован руководитель;

- рекомендации ответственных за реализацию городских проектов, об аттестации руководителей образовательных организаций, педагогические работники которых внесли наибольший вклад в реализацию городских проектов, сроком на 5 лет.
(Дефис дополнительно включен приказом Департамента образования города Москвы от 20 февраля 2017 года N 53 приказом Департамента образования города Москвы от 21 февраля 2018 года N 52 .

Руководитель не позднее, чем за 5 рабочих дней до заседания Аттестационной комиссии обязан ознакомиться с аттестационной справкой под роспись. Внесение изменений и корректировок в аттестационную справку, сформированную по данным информационных аналитических систем Департамента, не допускается.

2.13. Руководитель лично присутствует на заседании Аттестационной комиссии. В случае невозможности присутствия на заседании руководитель должен уведомить об этом ответственного секретаря в срок не позднее, чем за один рабочий день до назначенной даты.

Перед началом собеседования руководитель информирует в устной форме членов комиссии о наличии либо отсутствии дополнительной информации, касающейся процедуры проведения его аттестации.

2.14. Аттестационная комиссия рассматривает аттестационную справку, проводит собеседование с руководителем, заслушивает председателя соответствующего межрайонного совета директоров, советника отдела инспектирования административных округов Управления государственного надзора и контроля в сфере образования Департамента образования города Москвы и принимает одно из следующих решений:

- соответствует занимаемой должности руководителя образовательной организации;

- соответствует занимаемой должности руководителя образовательной организации с учетом рекомендаций;

- не соответствует занимаемой должности руководителя образовательной организации.

2.15. Руководитель аттестуется на срок до 5 лет. Если при аттестации руководителя Аттестационной комиссией даны рекомендации, срок действия результатов аттестации составляет 3 года.
(Пункт в редакции. введенной в действие приказом Департамента образования города Москвы от 15 июня 2017 года N 405 .

2.16. В отношении руководителей образовательных организаций, имеющих почетное звание "Народный учитель Российской Федерации", решение о соответствии занимаемой должности пролонгируется один раз в 5 лет автоматически. При этом указанные руководители освобождаются от прохождения квалификационных испытаний и собеседования с Аттестационной комиссией.
приказом Департамента образования города Москвы от 10 ноября 2017 года N 1126 .

В отношении руководителей образовательных организаций, имеющих рекомендации ответственных за реализацию городских проектов, Аттестационная комиссия принимает решение о соответствии занимаемой должности на основании аттестационной справки. При этом указанные руководители освобождаются от прохождения первого этапа - квалификационных испытаний.
(Абзац дополнительно включен приказом Департамента образования города Москвы от 20 февраля 2017 года N 53 ; в редакции, введенной в действие приказом Департамента образования города Москвы от 21 февраля 2018 года N 52 .

2.17. Признать показатели деятельности образовательных организаций, применяемые в приказе Департамента образования города Москвы от 30 октября 2014 г. N 862 "Об утверждении Положения об оплате труда руководителей государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы", показателями, отражающими результаты управленческой деятельности руководителей образовательных организаций.

Перечень руководителей образовательных организаций, показавших высокие результаты управленческой деятельности, предоставляется председателю Аттестационной комиссии Управлением экономического анализа Департамента образования города Москвы по результатам ежегодного мониторинга указанных показателей в срок до 15 марта текущего года.

В отношении руководителей образовательных организаций, входящих в перечень руководителей, показавших высокие результаты управленческой деятельности, Аттестационная комиссия принимает решение о соответствии занимаемой должности на основании аттестационной справки. При этом указанные руководители освобождаются от прохождения первого этапа - квалификационных испытаний.
(Пункт дополнительно включен приказом Департамента образования города Москвы от 10 апреля 2017 года N 109)

3. Порядок проведения аттестации кандидатов

3.1. Аттестация кандидата проводится на основании заявления о проведении аттестации (далее - заявление), которое направляется в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе с использованием сети "Интернет", в организацию, сопровождающую процедуру аттестации в соответствии с разделом 5 настоящего Положения.

К заявлению на аттестацию прикладываются документы:

- анкета кандидата;

- копия трудовой книжки и (или) иного документа, подтверждающего трудовую деятельность;

- копии документов об образовании (основном и дополнительном),

- копии документов о повышении квалификации за последние три года,

- копия аттестационного листа или выписки из приказа по итогам предыдущей аттестации (при наличии);


(Дефис дополнительно включен приказом Департамента образования города Москвы от 21 февраля 2018 года N 52)

Копии документов заверяются работодателем кандидата. В случае если кандидат временно не работает, то копии документов заверяются организацией, сопровождающей процедуру аттестации.

3.2. Организация, сопровождающая процедуру аттестации, в срок не позднее 10 рабочих дней со дня получения заявления проводит техническую экспертизу документов, прилагаемых к заявлению.

3.3. По результатам технической экспертизы документов кандидату отказывается в проведении процедуры аттестации в случае выявления:

- оснований, препятствующих занятию педагогической деятельностью, и ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере образования,

- расторжения трудового договора по статье 81 пп.3 , , , , -11 Трудового кодекса РФ .
(Дефис в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года приказом Департамента образования города Москвы от 26 декабря 2016 года N 1204 .

3.4. Аттестационная комиссия допускает к аттестации кандидатов, не имеющих специальной подготовки, предусмотренной требованиями ЕКС и (или) профессиональным стандартом, но обладающих достаточным практическим опытом работы в системе образования города Москвы и профессиональной компетентностью. В этом случае кандидаты должны представить отзыв работодателя, содержащий оценку их профессиональной деятельности с учетом её эффективности и значимости для развития образовательной организации.

3.5. Кандидат в течение 45 рабочих дней со дня подачи заявления обязан записаться на тестирование.

По заявлению кандидат имеет право на две попытки тестирования.

В случае если в течение 45 рабочих дней со дня подачи заявления кандидат не записался на тестирование, то для возобновления процедуры аттестации необходимо вновь подать заявление.

3.6. Тестирование проводится по пяти модулям: "Управление кадрами", "Управление ресурсами", "Управление процессами", "Управление результатами", "Управление информацией".

Результат тестирования признается положительным при условии общего качества выполнения теста не менее 70% и по каждому из его модулей не менее 50%.

Если результаты тестирования составляют менее 70% общего качества выполнения теста и (или) менее 50% по одному из его модулей, то процедура аттестации в отношении данного кандидата прекращается, и Аттестационная комиссия не рассматривает его кандидатуру на заседании.

Кандидаты, имеющие рекомендации ответственных за реализацию городских проектов, освобождаются от прохождения первого этапа аттестации - квалификационных испытаний в форме тестирования.
(Абзац дополнительно включен приказом Департамента образования города Москвы от 21 февраля 2018 года N 52)

3.6.1. Результат тестирования действителен в течение одного года с момента его прохождения.
(Пункт 3.6.1 в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года приказом Департамента образования города Москвы от 26 декабря 2016 года N 1204 .

3.6.2. Кандидат, успешно прошедший тестирование, и признанный Аттестационной комиссией несоответствующим должности руководителя, вправе подать заявление на повторное собеседование с Аттестационной комиссией, но не более трех раз в период действия результата тестирования.
(Пункт 3.6.2 в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года приказом Департамента образования города Москвы от 26 декабря 2016 года N 1204 .

3.6.3. Пункт утратил силу с 1 января 2017 года - приказ Департамента образования города Москвы от 26 декабря 2016 года N 1204 ..

3.7. Для проведения аттестации кандидата формируется аттестационная справка в форме электронного документа, включающая в себя:

- информацию, полученную из документов, предоставленных кандидатом;

- результаты тестирования;

- рекомендации ответственных за реализацию городских проектов (при наличии).
(Дефис дополнительно включен приказом Департамента образования города Москвы от 21 февраля 2018 года N 52)

Кандидат не позднее, чем за 3 рабочих дня до заседания Аттестационной комиссии обязан ознакомиться с аттестационной справкой.

3.8. Кандидат лично присутствует на заседании Аттестационной комиссии. При отсутствии кандидата на заседании его кандидатура не рассматривается.

3.9. Аттестационная комиссия рассматривает аттестационную справку, проводит собеседование с кандидатом и принимает одно из следующих решений:

- соответствует должности руководителя образовательной организации сроком на 5 лет;

- соответствует должности руководителя образовательной организации сроком на 3 года;
приказом Департамента образования города Москвы от 15 июня 2017 года N 405 .

Соответствует должности руководителя образовательной организации сроком на 3 года с учетом рекомендаций;
(Дефис в редакции. введенной в действие приказом Департамента образования города Москвы от 15 июня 2017 года N 405 .

Не соответствует должности руководителя образовательной организации.

3.9.1. Кандидаты, в отношении которых более чем 80% членов Аттестационной комиссии проголосовали положительно, вносятся в списки управленческого резерва Департамента образования города Москвы.
(Пункт 3.9.1 дополнительно включен приказом Департамента образования города Москвы от 6 декабря 2017 года N 1155)

3.10. Срок действия результатов аттестации кандидата составляет 3 года.
(Абзац в редакции. введенной в действие приказом Департамента образования города Москвы от 15 июня 2017 года N 405 .

Срок действия результатов аттестации кандидата составляет 5 лет при проведении аттестации государственных гражданских служащих:

- осуществляющих функции заместителей руководителя Департамента;

- осуществляющих функции начальников управлений Департамента образования города Москвы;

- осуществляющих функции советников отдела инспектирования административных округов Управления государственного надзора и контроля в сфере образования Департамента, ранее аттестованных на соответствие должности руководителя образовательной организации, подведомственной Департаменту, и выполнивших все рекомендации, данные им по решению Аттестационной комиссии;

- переведенных на работу в структуру Департамента с должности руководителя образовательной организации, подведомственной Департаменту.
приказом Департамента образования города Москвы от 26 декабря 2016 года N 1204 .

Для действующих заместителей руководителей школ, входящих в ТОП-300, допускается аттестация сроком на 5 лет, если заместитель руководителя проработал в данной организации не менее двух лет, ранее был аттестован на соответствие должности руководителя образовательной организации, подведомственной Департаменту, и выполнил все рекомендации, данные ему по решению Аттестационной комиссии.

4. Порядок работы Аттестационной комиссии

4.1. Персональный состав Аттестационных комиссий и их количество утверждаются приказом Департамента.

В состав комиссии включаются представители Департамента, председатель или заместитель председателя Московской городской организации профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации, организаций, подведомственных Департаменту, общественные деятели, представители высшего образования, общественных организаций, а также председатели межрайонных советов директоров образовательных организаций и советники отдела инспектирования административных округов Управления государственного надзора и контроля в сфере образования Департамента образования города Москвы.
(Абзац в редакции, введенной в действие приказом Департамента образования города Москвы от 21 апреля 2017 года N 172 .

4.2. В состав Аттестационной комиссии входят:

- председатель;

- заместители председателя;

- ответственный секретарь;

- члены Аттестационной комиссии.

4.3. Председатель:

- осуществляет общее руководство деятельностью Аттестационной комиссии;

- председательствует на заседаниях Аттестационной комиссии;

- формирует решения Аттестационной комиссии;

- осуществляет общий контроль реализации решений, принятых Аттестационной комиссией.

4.4. Заместитель председателя в отсутствие председателя и (или) по его поручению председательствует на заседаниях Аттестационной комиссии и исполняет обязанности председателя.

В случае временного отсутствия председателя Аттестационной комиссии и его заместителей обязанности председателя Аттестационной комиссии исполняет председатель или заместитель председателя Аттестационной комиссии другого состава, утвержденного приказом Департамента.

В случае невозможности присутствия на заседании Аттестационной комиссии председатель, заместитель председателя и ответственный секретарь вправе поручить исполнение своих полномочий представителю другого состава Аттестационной комиссии на основании доверенности. В случае отсутствия председателя Московской городской организации профсоюзов работников народного образования РФ по уважительной причине его может заменить лицо с соответствующим образом оформленной доверенностью от Московской городской организации профсоюзов работников народного образования РФ.
(Абзац дополнительно включен с 1 января 2017 года приказом Департамента образования города Москвы от 26 декабря 2016 года N 1204)

4.5. Ответственный секретарь:

- обеспечивает обработку заявлений на аттестацию и других документов, предоставляемых аттестуемыми;

- обеспечивает организационную подготовку заседаний Аттестационной комиссии;

- сообщает членам Аттестационной комиссии и аттестуемым руководителям и кандидатам (далее - аттестуемые) о месте, дате и времени проведения заседания;

- формирует повестку заседаний, обобщает аттестационные справки и представляет их в Аттестационную комиссию;

- ведет протоколы заседаний Аттестационной комиссии;

- готовит проекты приказов по результатам аттестации;

- готовит выписки из приказов по каждому аттестуемому для передачи их работодателю или аттестуемым.

4.6. Члены Аттестационной комиссии лично участвуют в заседаниях Аттестационной комиссии.

4.7. Председатель межрайонного совета директоров образовательных организаций приглашается на заседание Аттестационной комиссии и участвует в голосовании только при рассмотрении вопросов аттестации руководителей образовательных организаций, находящихся на территории совета.

Советник отдела инспектирования административных округов Управления государственного надзора и контроля в сфере образования Департамента образования города Москвы приглашается на заседание Аттестационной комиссии и участвует в голосовании только при рассмотрении вопросов аттестации руководителей образовательных организаций курируемого им административного округа.
(Абзац дополнительно включен приказом Департамента образования города Москвы от 21 апреля 2017 года N 172)

4.8. Заседание Аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее половины от общей численности ее состава.

4.9. Решение Аттестационной комиссии принимается простым большинством голосов - более 50 процентов голосов от всего состава Аттестационной комиссии, присутствующего на заседании, посредством тайного электронного голосования.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года приказом Департамента образования города Москвы от 26 декабря 2016 года N 1204 .

Аттестуемый в ходе заседания знакомится с результатами голосования, которые отображаются на электронном табло.

Решение Аттестационной комиссии сообщается аттестуемому непосредственно после отображения результатов голосования на электронном табло.

При прохождении аттестации аттестуемый руководитель, являющийся членом Аттестационной комиссии, не участвует в голосовании по своей кандидатуре.

4.10. Решение Аттестационной комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем, заместителями председателя, ответственным секретарем и членами Аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании.

4.11. Решение Аттестационной комиссии о результатах аттестации утверждается приказом Департамента.

4.12. Выписки из приказа по результатам аттестации выдаются аттестуемым на руки под роспись.

4.12.1. Выписка из приказа по результатам аттестации руководителя хранится в его личном деле.

4.12.2. При оформлении трудового договора с аттестованным кандидатом выписка из приказа хранится в его личном деле.

4.13. Споры о нарушении установленной Положением процедуры проведения аттестации руководителей и кандидатов рассматриваются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4.14. Аттестуемый имеет право подать апелляцию о нарушении установленной Положением процедуры проведения аттестации.

Апелляции в отношении содержания и структуры тестовых заданий, проведения собеседования с членами Аттестационной комиссии не принимаются.

4.15. Апелляция подается в форме электронного документа в течение трех рабочих дней после завершения процедуры аттестации в организацию, сопровождающую процедуру аттестации, и рассматривается апелляционной комиссией в течение семи рабочих дней с момента ее поступления.

4.16. Состав апелляционной комиссии утверждается приказом Департамента.

4.17. Апелляционная комиссия организует проверку сведений, изложенных в апелляции, и выносит одно из решений:

- об удовлетворении апелляции;

- об отклонении апелляции.

4.18. Решение апелляционной комиссии оформляется протоколом. Аттестуемый информируется о принятом решении апелляционной комиссии в течение двух рабочих дней по указанному им адресу электронной почты.

5. Организационно-методическое и информационно-техническое сопровождение аттестации

5.1. Организационно-методическое и информационно-техническое сопровождение процедуры аттестации осуществляет Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы "Московский институт открытого образования" (далее по тексту - Московский институт открытого образования).

5.2. Московский институт открытого образования:

- принимает и регистрирует заявления на аттестацию от руководителей и кандидатов в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе с использованием сети "Интернет";

- организует прием документов и материалов, необходимых для работы Аттестационной комиссии;

- разрабатывает формы заявлений на аттестацию, аттестационных справок, анкету кандидата и согласует их с Аттестационной комиссией, а также обеспечивает их размещение в открытом доступе;

- проводит техническую экспертизу представленных на аттестацию документов;

- формирует графики проведения тестирования, доводит их до сведения аттестуемых;

- обеспечивает проведение тестирования;

- организует информационно-аналитическое и организационно-техническое сопровождение работы Аттестационной комиссии;

- разрабатывает вопросы и задания для тестирования с привлечением специалистов (при необходимости);

- проводит апробацию тестовых заданий силами членов Аттестационной комиссии;

- разрабатывает методические рекомендации по организации проведения процедуры аттестации;

- осуществляет психологическое сопровождение аттестуемых;

- обеспечивает разработку и функционирование электронного ресурса сопровождения аттестации кандидатов и руководителей;

- ведет базу данных и архив по руководителям и кандидатам, прошедшим процедуру аттестации;

- представляет отчетную документацию по итогам проведения аттестации по запросу Департамента.

Приложение. Форма информационного запроса

Приложение

Показатели запроса

Результат запроса

Модули для тестирования

Поставщик информации

Наличие неаттестованных заместителей руководителя:

По вопросам обеспечения качества образования и

Управление процессами

управление развития кадрового потенциала

реализации образовательного процесса

Управление результатами

системы образования

По управлению ресурсами и финансово-хозяйственной деятельностью

Управление ресурсами

Предписания, полученные по итогам проверок контролирующих органов

Управление ресурсами

СФК, управление государственного надзора и контроля в сфере образования, управление экономического анализа, контрактная служба

Обращения в Департамент со стороны субъектов образовательного процесса (обоснованные негативные)

Управление кадрами

управление по работе с обращениями граждан

Наличие нарушений регламента предоставления информации

Управление информацией

управление координации и планирования,

Отсутствие информации о деятельности образовательной организации в источниках СМИ, учитываемых пресс-службой Департамента

Управление информацией

управление развития информационных технологий,
управление по развитию государственно-

Наличие подтвержденных негативных отзывов о деятельности образовательной организации в источниках СМИ, зафиксированных пресс-службой Департамента

Управление информацией

общественного управления и связей с общественностью

Наличие дисциплинарных взысканий

Управление кадрами

Управление ресурсами

Управление процессами

Управление результатами

Управление информацией

управление координации и планирования

Возросшие в последнее время полномочия руководителей, возглавляющих крупные образовательные комплексы, определяют требования, предъявляемые к уровню их компетентности, опыту профессионального осуществления функций управления. Формирование профессионального корпуса руководителей образовательных организаций определяет комплекс мероприятий, среди которых аттестация на соответствие должности стала базовым компонентом.
Федеральный Закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» юридически закрепил обязательность прохождения аттестации на соответствие должности руководителя образовательной организации. Согласно ст. 51 п. 4 порядок и сроки проведения аттестации устанавливают учредители образовательных организаций.
В Москве применение статьи 51 ФЗ-273 регулирует Положение о порядке проведения аттестации руководителей и кандидатов на должности руководителей государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования, утвержденное приказом Департамента образования от 30 апреля 2015 г. №201 (в редакции приказов от 26 мая 2015 г. №241, от 9 июня 2015 г. №293). Этот документ определяет порядок проведения обязательной аттестации руководителей и кандидатов на должности руководителей государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования, реализующих образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования, основные программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы.
Аттестация - одна из наиболее действенных кадровых технологий, позволяющих установить уровень соответствия действующего руководителя или кандидата на должность руководителя образовательной организации требованиям, предъявляемым к данной должности. Основные принципы аттестации - гласность, открытость, коллегиальность.
Аттестацию руководителей и кандидатов проводит аттестационная комиссия, создаваемая Департаментом образования. Персональный состав аттестационных комиссий и их количество утверждают приказом департамента. Сопровождение процедуры аттестации с мая 2015 года осуществляет Московский институт открытого образования. Аттестацию руководителей и кандидатов проводят в два этапа: квалификационные испытания в форме тестирования и собеседование с аттестационной комиссией.
Новый Порядок предполагает оптимизацию процедуры аттестации, сокращение временных затрат и регламентацию действий всех участников этого процесса, начиная с подачи заявления на аттестацию и заканчивая собеседованием с аттестационной комиссией. Аттестацию и кандидатов, и руководителей проводят на основании личного заявления в форме электронного документа, направленного в организацию, сопровождающую процедуру аттестации, - МИОО. Процедура, определяемая новым Порядком, призвана целенаправленно повышать ответственность руководителя за свою аттестацию и соответственно за ее итоги.
В Москве Департамент образования осуществляет планомерное формирование кадрового резерва руководителей образовательных организаций, которое в свою очередь предполагает проведение обязательной аттестации кандидатов на должность руководителя.
Согласно Порядку кандидату может быть отказано в проведении процедуры аттестации в случае выявления:
- оснований, препятствующих занятию педагогической деятельностью, и ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере образования;
- расторжения трудового договора по статье 81 п. 3, 5, 8, 9-11; по статье 278 п. 2 Трудового кодекса РФ - в течение двух лет с момента расторжения;
- отсутствия специальной подготовки, предусмотренной требованиями ЕКС, и стажа работы на педагогических должностях.
Однако к аттестации может быть допущен кандидат, не имеющий специальной подготовки, предусмотренной требованиями ЕКС и (или) профессиональными стандартами, но обладающий достаточным практическим опытом педагогической деятельности в системе образования Москвы и профессиональной компетентностью. В этом случае кандидат должен представить отзыв работодателя, содержащий оценку профессиональной деятельности кандидата с учетом ее эффективности и значимости для развития образовательной организации.
Для действующих руководителей образовательных организаций в процессе их трудовой деятельности возможна как очередная, так и внеочередная аттестация.
Внеочередную аттестацию проводят в межаттестационный период:
- либо по решению Департамента образования вследствие низких показателей эффективности деятельности образовательной организации, при наличии обоснованных жалоб, по итогам проверок, в результате которых были выявлены нарушения;
- либо по личному решению самого руководителя образовательной организации.
По итогам внеочередной аттестации устанавливают новый срок действия ее результатов. Действие ранее установленного срока аттестации прекращается.
Руководитель, направленный на внеочередную аттестацию, подает заявление в аттестационную комиссию не позднее пяти рабочих дней после получения уведомления об аттестации. В заявлении на внеочередную аттестацию руководитель указывает дату прохождения квалификационных испытаний, которая не должна превышать 30 календарных дней со дня получения уведомления об аттестации.
На сегодняшний день для руководителей образовательных организаций сняты ограничения сроков подачи заявлений на очередную аттестацию, однако руководителю следует быть внимательным, чтобы не опоздать с подачей заявления, так как продолжительность проведения процедуры аттестации составляет не менее одного и не более четырех месяцев со дня получения заявления организацией, сопровождающей процедуру аттестации, до принятия решения аттестационной комиссией.
Изменения коснулись и этапа проведения квалификационных испытаний. Квалификационные испытания проводят в форме компьютерного тестирования. Новый Порядок предусматривает возможность двух попыток тестирования как для руководителей, так и для кандидатов, по ранее действовавшему Порядку руководитель мог проходить тестирование лишь единожды.
Если результаты тестирования составляют менее 70% общего качества выполнения теста и (или) менее 50% по одному из его модулей, процедуру аттестации в отношении кандидата прекращают, аттестационная комиссия не рассматривает его кандидатуру на заседании.
А вот для руководителя такой результат приводит к более жестким последствиям. В случае непрохождения первого этапа аттестации (тестирование) руководителя не допускают ко второму этапу аттестации (собеседование с аттестационной комиссией) и его признают приказом департамента не соответствующим занимаемой должности.
Изменились подходы к формированию теста. Согласно новому Порядку тест состоит из двух частей: инвариантной и вариативной. То есть каждый тестируемый проходит аттестацию по двум обязательным модулям и трем модулям, которые может выбрать из предложенного списка.
К инвариантной части отнесены модули «Государственная политика в сфере образования» и «Правовые основы управления».
Вариативная часть представлена модулями «Финансово-экономические основы управления», «Деловое администрирование», «Образовательные технологии», «Функциональные обязанности в административной команде образовательной организации», «Обеспечение безопасности образовательного процесса», «Организация образовательного процесса», «Использование информационных систем в управлении образовательной организацией», «Организация финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации».
Количество вариативных модулей не постоянно. Выбор вариативной части тестирования осуществляет аттестуемый при подаче заявления на аттестацию. Пункт Порядка аттестации, определяющий возможность выбора модулей тестирования, начинает действовать с начала нового учебного года, то есть с 1 сентября 2015 года.
Несколько изменились и преференции для руководителей школ, входящих в рейтинг. В новом учебном году во внимание берут образовательные организации, занявшие первые 300 мест в рейтинге по результатам образовательной деятельности. Руководителей первой двадцатки рейтинга при прохождении аттестации освобождают от квалификационных испытаний.
Руководителей школ, занявших с 21-й по 70-ю позицию рейтинга, тестируют лишь по одному модулю - «Государственная политика в сфере образования»; с 71-го по 170-е место - по модулям «Государственная политика в сфере образования» и «Правовые основы управления»; с 171-го по 300-е - по модулям «Государственная политика в сфере образования», «Правовые основы управления» и по одному из вариативных модулей.
При внеочередной аттестации по инициативе работодателя руководитель проходит квалификационные испытания по всем модулям, в случае аттестации по личной инициативе - тестирование по модулям в соответствии с позицией образовательной организации в рейтинге.
В соответствии с новым Порядком каждый аттестуемый должен лично присутствовать на заседании комиссии. При этом на каждого аттестуемого для работы аттестационной комиссии готовят аттестационную справку на основе сведений, полученных из информационно-аналитических систем Департамента образования, и информации, предоставленной самим аттестуемым. В аттестационную справку также вносят результаты тестирования, а в отношении аттестуемого руководителя дополнительно - предложения Департамента образования и председателя межрайонного совета директоров о сроке, на который может быть аттестован руководитель.
Аттестационная комиссия рассматривает аттестационную справку, проводит собеседование с аттестуемым и принимает одно из решений:
- «соответствует должности руководителя образовательной организации»;
- «соответствует должности руководителя образовательной организации с учетом рекомендаций»;
- «не соответствует должности руководителя образовательной организации».
Руководителя образовательной организации аттестуют на срок до 5 лет. Если при аттестации руководителя аттестационной комиссией даны рекомендации, срок действия результатов аттестации составляет 2 года.
Срок аттестации кандидата на должность руководителя составляет 2 года независимо от наличия рекомендаций аттестационной комиссии.
Изменения в процедуре аттестации закономерны и заданы вектором развития всей системы московского образования. Современный руководитель столичной школы - лидер, задающий и реализующий все изменения, направленные на совершенствование и самой системы, и управленческого корпуса.

Марина БОРОВИК, начальник управления аттестации руководящих кадров образовательных организаций МИОО

Обязанность кандидатов на должность руководителя учреждений, которые осуществляют деятельность в сфере образования и ее руководителя проходить обязательную аттестацию установлена ч. 4 ст. 51 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" . Однако порядок проведения аттестации руководителей школ федеральным законодательством не регламентирован.

Согласно указанной норме порядок, сроки и проводимые испытания аттестации кандидатов на должность руководителя и действующих руководителей образовательных организаций (далее - ОО) устанавливает учредитель. Таким образом, нормативные правовые акты, регулирующие порядок проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителей организаций в зависимости от подчиненности ОО, принимаются органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в сфере образования, органами местного самоуправления. образовательного учреждения придерживается основных принципов - коллегиальности, гласности и открытости.

Цель аттестации руководителей образовательных учреждений

Анализ нормативных правовых актов органов, осуществляющих управление в сфере образования, показывает в основном единый подход к пониманию целей и задач аттестации руководителей. Так, целью аттестации руководителя ОО признается

Примерные вопросы для подготовки руководителей и кандидатов на должности руководителей образовательных учреждений к тестированию

Блок I. Государственная политика в сфере образования

1. Что является предметом регулирования Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»?
Ответ: Предметом регулирования являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (далее - отношения в сфере образования).

2. Как определяется стандарт в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»?
Ответ: Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;образовательный С Стандарт - совокупность обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных образовательными организациями высшего образования, определенными настоящим Федеральным законом или указом Президента Российской Федерации;

3. Какие программы относятся к основным образовательным программам ?
Ответ: 1) общеобразовательные
2) профессиональные
3) профессиональной подготовки

4. Основные принципы государственной политики в сфере образования?
Ответ:1) признание приоритетности образования;
2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;
3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования ;
4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;
5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;
6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность ;
7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;
8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;
9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;
10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;
11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;
12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.

5. Цель Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015гг.?
Ответ: Обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации

6. Какие из перечисленных принципов входят в состав принципов управления Федеральной целевой программой развития образования (ФЦПРО) на 2011 – 2015гг.?
Ответ: Эффективность реализации Программы будет обеспечена за счет внедрения новых подходов, методик и технологий на всех уровнях системы образования путем инвестиций в научно-исследовательские проекты и проекты по внедрению полученных результатов, а также за счет использования принципов программно-целевого подхода и "управления, направленного на результат".

7. Какие мероприятия необходимо провести для решения задачи «Развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг»?
Ответ: 1)обеспечение условий для развития и внедрения независимой системы оценки результатов образования на всех уровнях системы образования (дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее, начальное и среднее профессиональное, высшее профессиональное, послевузовское профессиональное образование , дополнительное образование);
2)развитие системы оценки качества профессионального образования на основе создания и внедрения механизмов сертификации квалификаций специалистов и выпускников образовательных учреждений с учетом интеграции требований федерального государственного образовательного стандарта и профессиональных стандартов;
3)создание единой информационной системы сферы образования;
4)создание условий для развития государственной и общественной оценки деятельности образовательных учреждений, общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ. Под общественно-профессиональной аккредитацией образовательных программ понимается аккредитация, которая проводится общественно-профессиональными объединениями (организациями работодателей, профсоюзами, саморегулируемыми и иными общественными организациями).

8. Что такое общественно-профессиональная аккредитация образовательных программ?
Ответ: аккредитация, которая проводится общественно-профессиональными объединениями (организациями работодателей, профсоюзами, саморегулируемыми и иными общественными организациями).

9. Что включает в себя развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений в ФЦПРО?
Ответ: 1)создание центров поддержки одаренных детей при крупных университетах и дистанционных школ при национальных исследовательских университетах;
2)создание единой федеральной базы данных победителей и призеров всероссийской олимпиады школьников, олимпиад школьников, мероприятий и конкурсов, по результатам которых присваиваются премии для поддержки талантливой молодежи;
3)разработка и внедрение норматива подушевого финансирования на педагогическое сопровождение развития (образования) талантливых детей.

10. Основные направления развития национальной образовательной инициативы НАША НОВАЯ ШКОЛА, утвержденной Президентом РФ 4 февраля 2010 г.
Ответ:1) Переход на новые образовательные стандарты
2) Развитие системы поддержки талантливых детей
3) Совершенствование учительского корпуса
4) Изменение школьной инфраструктуры
5) Сохранение и укрепление здоровья школьников
6) Расширение самостоятельности школ

11. Какие аспекты включает в себя развитие системы поддержки талантливых детей, предложенное в Национальной образовательной инициативе НАША НОВАЯ ШКОЛА?
Ответ: Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе. Старшеклассникам нужно предоставить возможность обучения в заочных, очно-заочных и дистанционных школах, позволяющих им независимо от места проживания осваивать программы профильной подготовки. Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, отработать механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся при приеме в вузы.
Одновременно следует развивать систему поддержки сформировавшихся талантливых детей. Это, прежде всего, образовательные учреждения круглосуточного пребывания. Следует распространять имеющийся опыт деятельности физико-математических школ и интернатов при ряде университетов России. Для ребят, проявивших свои таланты в различных областях деятельности, будут организованы слеты, летние и зимние школы, конференции, семинары и другие мероприятия, поддерживающие сформировавшуюся одаренность.
Работа с одаренными детьми должна быть экономически целесообразной. Норматив подушевого финансирования следует определять в соответствии с особенностями школьников, а не только образовательного учреждения. Учитель, благодаря которому школьник добился высоких результатов, должен получать значительные стимулирующие выплаты.

12. Какие аспекты включает в себя сохранение и укрепление здоровья школьников, предложенное в Национальной образовательной инициативе НАША НОВАЯ ШКОЛА?
Ответ: Сбалансированное горячее питание, медицинское обслуживание, включающее своевременную диспансеризацию, спортивные занятия, в том числе внеурочные, реализация профилактических программ, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни - все это будет влиять на улучшение их здоровья. Кроме того, должен быть осуществлен переход от обязательных для всех мероприятий к индивидуальным программам развития здоровья школьников. В 2010 году будет введен новый норматив занятий физкультурой - не менее трёх часов в неделю с учётом индивидуальных особенностей детей.
Именно индивидуальный подход предполагает использование современных образовательных технологий и создание образовательных программ, которые вызовут у ребенка интерес к учебе. Практика индивидуального обучения с учетом возрастных особенностей, изучение предметов по выбору, общее снижение аудиторной нагрузки в форме классических учебных занятий позитивно скажутся на здоровье школьников. Но здесь нужны не только меры со стороны взрослых. Намного важнее пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, выборе курсов, адекватных индивидуальным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь станет важнейшим условием сохранения и укрепления здоровья.

13. Какие механизмы стимулирования заложены в Приоритетный национальный проект «Образование»?
Ответ: В Проекте заложено два основных механизма стимулирования необходимых системных изменений в образовании. Во-первых, это выявление и приоритетная поддержка лидеров - «точек роста» нового качества образования. Во-вторых - внедрение в массовую практику элементов новых управленческих механизмов и подходов - «центров кристаллизации» институциональных изменений.

14. Что является целью осуществления поддержки лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта "Образование"?
Ответ: Целью данного мероприятия является стимулирование преподавательской и воспитательной деятельности учителей, развитие их творческого и профессионального потенциала

15. Цель Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012 – 2016 гг.) «Развитие образования города Москвы ("Столичное образование")»?
Ответ: Создание средствами образования условий для формирования личной успешности обучающихся и воспитанников в обществе.

16. Приоритет политики Правительства города Москвы в сфере реализации государственной программы «Развитие образования города Москвы ("Столичное образование"), направленный на обеспечение возможности каждому ребенку в возрасте от 3 до 7 лет, проживающему в городе Москве?
Ответ: 100% охваченность различными формами дошкольного образования всех детей в возрасте от 3 до 7 лет, проживающих в городе Москве и нуждающихся в разных формах образования

17. Каким путем достигается повышение качества общего образования в соответствии с Государственной программой города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)?
Ответ: 1.поддержка (на конкурсной основе) общеобразовательных учреждений, обеспечивающих московский стандарт качества образования;
2.поддержка (на конкурсной основе) общеобразовательных учреждений, обеспечивающих максимальный прогресс индивидуальных образовательных достижений для всех групп учащихся;
3.поддержка реализации проектов перспективного развития общеобразовательных учреждений, разработанных на основе инициативы «Наша новая школа»;
4.поддержка (на конкурсной основе) общеобразовательных учреждений и их инновационных сетей, реализующих проекты внедрения современных образовательных технологий, обеспечивающих достижение образовательных результатов, необходимых для жизни и работы в инновационной экономике (развитие метапредметных компетенций, креативности, компетентностей социального и межкультурного взаимодействия), в т. ч. поддержку общеобразовательных учреждений, реализующих программы, соответствующие международным стандартам (в т. ч. программу Международного бакалавриата);
5.поддержка (на конкурсной основе) общеобразовательных учреждений и их инновационных сетей, обеспечивающих построение индивидуальной образовательной траектории (в том числе, в условиях предпрофильного и профильного обучения) обучающихся;
6.создание стажировочных площадок для распространения лучших практик

18. С какой целью определено направление повышения качества и престижности программ профессионального образования как приоритет государственной политики?
Ответ:Подготовка востребованных экономикой города Москвы квалифицированных исполнителей и специалистов. Широкое использование механизмов государственно-частного партнерства в профессиональном образовании.

19. Что предполагает комплексность, интеграция и привлечение внешних ресурсов как ключевой принцип реализации Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.)?
Ответ: Цели Программы достигаются через всю сеть образовательных учреждений и организаций, расположенных в городе Москве и предоставляющих образовательные услуги (независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности). Такой подход позволяет поддерживать позитивную конкуренцию, эффективно использовать ресурсы, обмениваться лучшими практиками, создавать максимальные возможности для выстраивания индивидуальных образовательных траекторий.
Для реализации этого принципа будут созданы межведомственные переговорные площадки, где будут вырабатываться стратегия и тактика сотрудничества, реализованы модели взаимодействия и интеграции образовательных учреждений различных типов, учреждений культуры, спорта, молодежной политики, социальной защиты ; созданы институциональные партнерства государственных образовательных учреждений с организациями. Будут созданы условия для развития и реализации потенциала негосударственного сектора услуг по образованию и развитию детей , поддержки инициатив организаций некоммерческого сектора.

20. На какие цели направлена государственная политика в области «Дошкольное образование»?
Ответ:1)обеспечение доступности дошкольного образования для населения;
2)создание условий для полноценного физического и психического развития детей дошкольного возраста;
3)повышение качества дошкольного образования для обеспечения равных стартовых возможностей обучения в начальной школе;
4)сохранение и укрепление здоровья детей, развитие физической культуры;
5)развитие инклюзивного дошкольного образования;
6)организация психолого-педагогической поддержки семьи, повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и развития.

22. Укажите направления подпрограммы «Общее образование» в соответствии с Государственной программой города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) Развитие образования города Москвы («Столичное образование»).
Ответ: 1)достижение каждым обучающимся образовательных результатов, необходимых для успешной социализации и работы в инновационной экономике;
2)обеспечение равных возможностей доступа к качественным услугам общего и дополнительного образования, независимо от района проживания;
3)формирование «инновационного поколения города Москвы» – плеяды молодых людей, мотивационно, интеллектуально и психологически подготовленных к работе в инновационном секторе города Москвы;
4)сохранение и укрепление здоровья детей и подростков за счет создания здоровьесберегающих условий обучения и реализации программ формирования здорового образа жизни;
5)индивидуализация образовательного маршрута и организация психолого-медико-педагогического сопровождения для детей с ограниченными возможностями здоровья и нарушениями в развитии;
6)формирование у подрастающего поколения нравственных ценностей, культурной идентичности, коммуникативной компетенции, способностей к ответственному самоопределению;
7)обучение детей-мигрантов русскому языку , реализация программ их культурной адаптации и интеграции в общество города Москвы.

23. На какие аспекты ориентирована подпрограмма «Начальное и среднее профессиональное образование» в соответствии с Государственной программой города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)?
Ответ: 1)ориентация программ начального и среднего профессионального образования на требования рынка труда, перспективы развития экономики города Москвы;
2)повышение привлекательности программ профессиональной подготовки, начального и среднего профессионального образования для выпускников общеобразовательных учреждений;
3)повышение эффективности взаимодействия государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования с работодателями;
4)совершенствование организационных, правовых, финансово-экономических условий функционирования системы начального и среднего профессионального образования города Москвы для повышения эффективности деятельности, увеличения инвестиционной привлекательности;
5)обеспечение эффективной социализации учащейся молодежи города Москвы;
6)вовлечение государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в программы профориентации учащихся и воспитанников образовательных учреждений.
Подпрограмма «Начальное и среднее профессиональное образование» ориентирована на укрепление связи системы профессионального образования в городе Москве с реальными потребностями экономики города Москвы. Она предусматривает мероприятия по организационно-структурной и территориальной оптимизации сети государственных образовательных учреждений профессионального образования, внедрению новых образовательных программ и инструментов оценки качества образования (в т. ч. независимой сертификации профессиональных квалификаций) на основе взаимодействия с работодателями.
Мероприятия по совершенствованию организационных, правовых, финансово-экономических условий функционирования системы начального и среднего профессионального образования позволят увеличить объемы выпуска продукции и оказания услуг, востребованных организациями и населением города Москвы, повысить инвестиционную привлекательность системы.
Подпрограмма предусматривает мероприятия по формированию системы сопровождения профессиональной ориентации и самоопределения обучающихся, направленной на освоение ими компетенций построения образовательной и профессиональной карьеры.

24. На какие аспекты ориентирована подпрограмма «Высшее и непрерывное профессиональное образование» в соответствии с Государственной программой города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)?
Ответ: Интеграция всех государственных образовательных учреждений, реализующих программы высшего и непрерывного профессионального образования на территории города Москвы, в единый образовательный комплекс, что позволит существенно усилить вклад ВУЗов в социально-экономическое и культурное развитие города Москвы. Она предполагает развитие сети государственных образовательных учреждений высшего и непрерывного профессионального образования совместно с федеральными органами исполнительной власти, внедрение новых инструментов управления качеством образования с участием работодателей, создание единой информационной среды профессионального образования и рынка труда. В рамках подпрограммы будут созданы механизмы, позволяющие использовать потенциал учащейся молодежи в интересах развития города Москвы, включая конкурсную поддержку студенческих инициатив, бизнес-инкубаторов и технопарков

25. Какие мероприятия включает в себя подпрограмма «Управление качеством образования» в соответствии с Государственной программой города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)?

Ответ: Мероприятия по формированию оптимальной функциональной и территориальной системы управления, экспертно-аналитическому и организационно-техническому обеспечению деятельности системы образования, информатизации и автоматизации системы управления образованием. Предусмотрены меры по обеспечению информирования и обратной связи с населением, включая перевод государственных услуг в электронную форму, а также мероприятия по развитию инновационной деятельности , межрегиональному и международному сотрудничеству в сфере образования.

26. Что предусматривает дорожная карта "План мероприятий "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки", утвержденная 30 декабря 2012 года?
Ответ: 1)Реализация мероприятий, направленных на ликвидацию очередности на зачисление детей в дошкольные образовательные организации, включает в себя:
2)Обеспечение высокого качества услуг дошкольного образования включает в себя:
3)Введение эффективного контракта в дошкольном образовании (в соответствии с Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г.) включает в себя:

27. На что нацелены изменения в сфере дошкольного образования, определённые дорожными картами?
Ответ: 1.предоставление субсидий субъектам Российской Федерации на софинансирование реализации региональных программ (проектов) развития дошкольного образования;
2.создание дополнительных мест в государственных (муниципальных) образовательных организациях различных типов, а также развитие вариативных форм дошкольного образования;
3.обновление требований к условиям предоставления услуг дошкольного образования и мониторинг их выполнения;
4.создание условий для привлечения негосударственных организаций в сферу дошкольного образования.
5.Обеспечение высокого качества услуг дошкольного образования включает в себя:
6.разработку и внедрение федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования;
7.кадровое обеспечение системы дошкольного образования;
8.разработку и внедрение системы оценки качества дошкольного образования.
9.Введение эффективного контракта в дошкольном образовании (в соответствии с Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г.) включает в себя:
10.разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками организаций дошкольного образования;
11.разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с руководителями образовательных организаций дошкольного образования в части установления взаимосвязи между показателями качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг организацией и эффективностью деятельности руководителя образовательной организации дошкольного образования;
12.информационное и мониторинговое сопровождение введения эффективного контракта.

28. На что нацелены изменения в сфере общего образования, определённые дорожными картами?
Ответ: 1.введение федеральных государственных образовательных стандартов;
2.формирование системы мониторинга уровня подготовки и социализации школьников;
3.разработку методических рекомендаций по корректировке основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования с учетом российских и международных исследований образовательных достижений школьников;
4.программу подготовки и переподготовки современных педагогических кадров (модернизация педагогического образования).
5.Обеспечение равного доступа к качественному образованию включает в себя:
6.разработку и внедрение системы оценки качества общего образования;
7.разработку и реализацию региональных программ поддержки школ, работающих в сложных социальных условиях.
8.Введение эффективного контракта в общем образовании включает в себя:
9.разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками организаций общего образования;
10.разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с руководителями образовательных организаций общего образования в части установления взаимосвязи между показателями качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг организацией и эффективностью деятельности руководителя образовательной организации общего образования;


29.На что нацелены изменения в сфере дополнительного образования, определённые дорожными картами?
Ответ:1.разработку и реализацию программ (проектов) развития дополнительного образования детей;
2.совершенствование организационно-экономических механизмов обеспечения доступности услуг дополнительного образования детей;
3.распространение региональных и муниципальных моделей организации дополнительного образования детей;
4.создание условий для использования ресурсов негосударственного сектора в предоставлении услуг дополнительного образования детей;
5.разработку и внедрение системы оценки качества дополнительного образования детей.
6.Создание условий для развития молодых талантов и детей с высокой мотивацией к обучению включает в себя реализацию Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.
7.Введение эффективного контракта в дополнительном образовании включает в себя:
8.разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками организаций дополнительного образования;
9.разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с руководителями образовательных организаций дополнительного образования в части установления взаимосвязи между показателями качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг организацией и эффективностью деятельности руководителя образовательной организации дополнительного образования;

30.На что нацелены изменения в сфере профессиональной подготовки и среднего профессионального образования, определённые дорожными картами?
Ответ:1.мониторинг оценки деятельности организаций, реализующих программы профессиональной подготовки и среднего профессионального образования;
2.реализацию региональных программ модернизации профессионального образования;
3.создание сети многофункциональных центров прикладных квалификаций;
4.нормативно-правовое и методическое обеспечение развития сетевых форм организации образовательных программ.
5.Повышение качества профессиональной подготовки и среднего профессионального образования включает в себя:
6.разработку и внедрение системы оценки качества услуг системы профессиональной подготовки и среднего профессионального образования;
7.формирование новых принципов распределения государственного задания на программы профессиональной подготовки и среднего профессионального образования.
8.Введение эффективного контракта в системе профессиональной подготовки и среднего профессионального образования включает в себя:
9.разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками и мастерами производственного обучения организаций, реализующих программы профессиональной подготовки и среднего профессионального образования;
10.разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с руководителями образовательных организаций системы профессиональной подготовки и среднего профессионального образования в части установления взаимосвязи между показателями качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг организацией и эффективностью деятельности руководителя образовательной организации системы профессиональной подготовки и среднего профессионального образования;
11.информационное и мониторинговое сопровождение введения эффективного контракта.

31.На что нацелены изменения в сфере науки и технологий, определённые дорожными картами?
Ответ: 1.развитие фундаментальных и прикладных научных исследований;
2.развитие системы инструментов финансирования науки на конкурсной основе;
3.реализацию проектов по созданию крупных научных установок "мега-сайенс" на территории Российской Федерации.
4.Повышение качества кадрового потенциала науки и мобильности научных кадров включает в себя:
5.формирование сети исследовательских лабораторий на базе образовательных организаций высшего образования, научных учреждений государственных академий наук и государственных научных центров;
6.совершенствование системы показателей оценки результативности деятельности государственных научных организаций.
7.Введение эффективного контракта в государственных научных организациях включает в себя:
8.разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с научными работниками государственных научных организаций;
9.разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с руководителями государственных научных организаций в части установления взаимосвязи между показателями качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг организацией и эффективностью деятельности руководителя государственной научной организации;
10.информационное и мониторинговое сопровождение введения эффективного контракта.

32.На каких принципах основывается государственная политика города Москвы в области охраны труда?
Ответ: 1) признания и обеспечения приоритета безопасности жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности;
2) взаимодействия и сотрудничества органов государственной власти города Москвы с работодателями и их объединениями, профессиональными союзами и их объединениями и иными представительными органами, уполномоченными работниками.

33.Какие виды деятельности реализуются руководителем (директором) ОУ?
Ответ: Осуществляет руководство образовательным учреждением в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами , уставом образовательного учреждения. Обеспечивает системную образовательную (учебно-воспитательную) и административно-хозяйственную (производственную) работу образовательного учреждения. Обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного стандарта, федеральных государственных требований

34.В каком документе конкретизируются требования к режиму образовательного процесса?
Ответ: Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН

35.Имеет ли право учитель как частное лицо оказывать платные образовательные услуги своим ученикам с целью получения дополнительного дохода?
Ответ: Да, но только зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя , занимающегося индивидуальной трудовой педагогической деятельностью;
«Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не лицензируется. При ее регистрации заявитель представляет в соответствующий орган местного самоуправления только заявление и документ об уплате регистрационного сбора» (ст. 48 п. 2 Закона об образовании). Получение разрешения на осуществление этой деятельности по основному месту работы, даже если это муниципальное или государственное образовательное учреждение, также не требуется.

36.Прав ли директор ОУ, не допустивший к работе учителя, который отказался от очередного медицинского обследования?
Ответ: Да, во всех случаях.
«Закон об образовании» Статья 53. п. 3. Педагогические работники образовательных учреждений обязаны проходить периодические бесплатные медицинские обследования, которые проводятся за счет средств учредителя.

37.Чье замечание по поводу применяемой методики обучения следует принять к сведению преподавателю, если по содержанию ни с одним из этих замечаний он не согласен?
Ответ: Завуча, требующего изменения методики, так как она не дает требуемое качество образования;
Педагогические работники вправе по своему усмотрению выбирать для использования в своей профессиональной деятельности методики обучения (Закон РФ «Об образовании» ст. 55 п. 4). Никто не вправе обязывать учителя пользоваться той или другой методикой. Если такая методика не дает требуемого качества образования, администрация школы, например, в лице завуча, вправе потребовать от учителя изменить ее или выбрать другую методику обучения. Такое право администрации школы вытекает из статьи 32 пункта 3 подпункта 2 Закона: «образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:... качество образования своих выпускников...».

38.Обязывает ли Закон РФ «Об образовании в РФ» всех педагогических работников перейти на контрактную форму заключения трудового договора с обусловленным в нем сроком работы?
Ответ: Нет, Закон РФ «Об образовании» этот вопрос не регулирует, а предлагает действовать в соответствии с трудовым законодательством.
Действующее законодательство о труде понятие «контракт» не использует. Работник и работодатель вступают в трудовые отношения на основании трудового договора, заключаемого между ними в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (см. Трудовой кодекс РФ ст. 16). Трудовые договоры могут заключаться на неопределенный срок и определенный срок (не более 5 лет). Срочный трудовой договор должен заключаться только в тех случаях, когда для этого есть достаточные основания.

21. В соответствии с Государственной программой города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) Развитие образования города Москвы («Столичное образование») Государственные образовательные учреждения дошкольного образования получат поддержку в реализации современных образовательных программ. Укажите направления этих программ.

Аттестация руководителей образовательных учреждений 2019 года подразумевает некоторые мероприятия, направленные на оценку квалификации сотрудника, его умений, знаний и опыта. Для руководителей образовательных учреждений, подведомственных Минобразования и науки, она проводится не менее, чем один раз за период действия трудового договора. Что касается оценки на соответствие занимаемой должности, то она должна проходить в течение года после вступления руководителя в должность.

Правила проведения аттестации, список лиц, освобожденных от ее прохождения, и другие детали этого мероприятия оговариваются в нескольких нормативных актах. Например, в законе об образовании от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Приказе Минобрнауки России от 16.03.2015 № 240 и других.

Порядок проведения аттестации

Оценивание состоит из двух последовательных этапов: изучение предоставленных документов и собеседование. Для этого соответствующее ведомство создает аттестационную комиссию, подготавливает список кандидатов, а также необходимые бумаги. Затем запрашиваются документы у кандидатов. Порядок работы комиссия определяет самостоятельно.

За семь рабочих дней до начала кандидат уведомляется о проверке телефонограммой или почтой. В уведомлении указывается дата, время и место проведения проверки знаний. Если аттестуемый не явился в указанное время без уважительной причины или предварительного отказа, ему сулит дисциплинарная ответственность, а мероприятие переносится.

Увидеть, как на практике проходит процесс проверки можно на официальном сайте Департамента образования города Москвы: аттестация руководителей, видео .

МИОО: аттестация руководителей и кандидатов

На официальном сайте Московского Института Открытого Образования (МИОО) можно ознакомиться с порядком проведения проверки знаний, а также подать заявку для ее прохождения. Для этого на специальной странице необходимо заполнить анкету. В ней указываются основные сведения, контактные данные испытуемого и прикрепляются сканы требуемых документов.

Что нужно для аттестации

Кандидат или действующий глава учреждения должен предоставить определенный в Приказе комплект документов. Все они должны быть на русском языке. Среди них:

  • отчет о деятельности на руководящей должности — результаты выполнения программы развития;
  • справка о соответствии руководителя требованиям ч. 1 ст. 351.1 ТК РФ;
  • согласие на проведение оценки — включает контактные данные, перечень предоставленных бумаг и др.;
  • согласие на рассмотрение и исследование предоставленных документов;
  • мнение коллегиального органа управления образовательным учреждением по результатам изучения предоставленного отчета.

Также могут быть предоставлены и другие документы, несущие полезную для комиссии информацию. Кроме этого, кандидаты на должность руководителя должны предоставлять справку об отсутствии судимости. Список варьируется в зависимости от подведомственности учебного учреждения. В представленной таблице приведен перечень документов, необходимых для прохождения аттестации в ведомственных учебных учреждениях.

Если какие-либо документы не были представлены в полном объеме либо не поданы, испытуемый отстраняется от оценивания.

Кто освобожден от прохождения

Согласно Приказу и закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ, от прохождения проверки освобождаются:

  • руководители, назначенные на должность Президентом или Правительством РФ;
  • проработавшие на занимаемой должности менее одного года;
  • беременные женщины;
  • женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;
  • лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Что касается двух последних категорий работников, то оценивание их знаний производится не ранее, чем через год после выхода из отпуска.

В зависимости о того, какому ведомству подчиняется учреждение, варьируется частота проверок. Например, проверка знаний руководства образовательных учреждений, находящихся в ведении Росавиации, Минюста, ФАНО, ФТС, проходит раз в пять лет.

Результаты аттестации

Если по результатам проверки будет выявлено, что глава учреждения не отвечает существующим требованиям, он сможет пройти ее еще раз. Повторное оценивание проводится на основании заявления экзаменуемого. При этом комиссия может разрешить или отказать в проверке. В случае отказа руководитель отстраняется от выполнения своих обязанностей до успешного прохождения аттестации.

Если комиссия приняла решение о несоответствии главы организации занимаемой должности, он может быть уволен на основании п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Аттестация по промышленной безопасности руководителей и специалистов

Аттестация по промбезопасности руководителей и специалистов образовательных учреждений не проводится, поскольку ее должны проходить только специалисты, трудящиеся на промышленных и строительных объектах, а также опасных производствах. Такое оценивание также должны проходить работники организаций, подведомственных Ростехнадзору.

Последние материалы раздела:

Первичные бухгалтерские документы
Первичные бухгалтерские документы

Закон о бухучете требует, чтобы все хозяйственные операции, проводимые организацией, оформлялись оправдательными документами (ст. 9). Эти документы...

Причины низкого хгч при беременности на ранних сроках, методы коррекции патологического состояния
Причины низкого хгч при беременности на ранних сроках, методы коррекции патологического состояния

Хорионический гонадотропин человека (ХГЧ) представляет один из видов белков-гормонов, который играет особую роль в женском организме в период...

Методические рекомендации для педагогов и родителей дидактические игры и упражнения для развития фонематического восприятия и слуха детей среднего дошкольного возраста
Методические рекомендации для педагогов и родителей дидактические игры и упражнения для развития фонематического восприятия и слуха детей среднего дошкольного возраста

Подготовила учитель-дефектолог: Михалёва Е.В. Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. Родители будущих первоклассников...