Налог на недвижимость. Порядок исчисления. Освобождение. Пенсионеры и недвижимость: налоги, льготы, тарифы Ставка налога на недвижимость беларусь

Уплата налога на недвижимость в 2019 году регламентирована гл. 19 НК-2019.

Статья 226 «Особенности признания плательщиками налога на недвижимость отдельных организаций и физических лиц». В статью внесены коррекционные правки в части более детального подхода к тому, какие организации относятся к осуществляющим социально-культурную деятельность. Это организации, осуществляющие деятельность в сферах образования, здравоохранения, физической культуры и спорта.

Статья 227 «Объекты налогообложения налогом на недвижимость». Из объектов налогообложения налогом на недвижимость исключены здания, сооружения, передаточные устройства сверхнормативного незавершенного строительства.

Из объектов обложения налогом на недвижимость исключены также машино-места. При этом отсутствие в объектах машино-мест не означает, что налог на недвижимость по ним удерживаться не будет, поскольку в соответствии с абз. 11 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 22.07.2002 № 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» машино-место - это место для размещения транспорта, которое является частью капстроения (в том числе автостоянки) и зарегистрировано как объект недвижимости. Согласно постановлению Министерства экономики Республики Беларусь от 30.09.2011 № 161 оно относится к группе «Сооружения» (шифры 20260, 20261, 20262, 20263).

В отношении физических лиц введен такой объект, как не завершенные строительством капитальные строения, закрепленные физическим лицом - собственником на праве хозяйственного ведения за организацией.

Статья 228 «Льготы по налогу на недвижимость». Отменены ограничения по применению в течение года льготы по налогу на недвижимость в отношении впервые введенных в действие капитальных строений (зданий, сооружений), при возведении которых превышены сроки строительства, установленные проектной документацией.

Кроме того, установлено, что при предоставлении в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование объектов жилищного фонда применение плательщиками освобождения, установленного п. 1.1 ст. 228 НК-2019, не утрачивается.

В октябре 2016 г. Республика Беларусь ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, направленную на поощрение, защиту и обеспечение полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека, их максимально полную интеграцию в жизнь общества.

Согласно п. 2 ст. 28 данной Конвенции государства-участники признают право инвалидов на социальную защиту, на пользование этим правом без дискриминации по признаку инвалидности и принимают надлежащие меры к обеспечению и поощрению реализации этого права.

В связи с этим по предложению Национального центра законодательства и правовых исследований из НК исключены ограничения права на использование льготы по налогу на недвижимость инвалидами, инвалидность которых наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства.

Для плательщиков-организаций введена льгота до 1 января 2020 г. по капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям научных организаций и научно-технологических парков; до 1 января 2020 г. - по капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям, переданным ими в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование научным организациям и научно-технологическим паркам.

Для плательщиков - физических лиц, имеющих капитальные строения и проживающих в сельской местности, а также для льготных категорий плательщиков установлено ограничение по применению льготы по двум и более объектам недвижимости по выбору физического лица.

Статья 230 «Ставки налога на недвижимость». В целях стимулирования вовлечения в хозяйственный оборот (повышения эффективности использования) неиспользуемых (неэффективно используемых) объектов с 01.01.2014 областным (Минскому городскому) Советам депутатов было предоставлено право увеличивать, но не более чем в 5 раз, ставки налога на недвижимость по неиспользуемым (неэффективно используемым) капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям, включенным в специальный перечень. С 01.01.2016 полномочия областных (Минского городского) Советов депутатов были расширены, и они получили возможность увеличивать ставки налога на недвижимость по таким объектам до 10 раз (за исключением территории Могилевской области, где увеличение составляло 5 раз).

Кроме того, с 01.01.2016 до 10 раз могли увеличиваться ставки по земельным участкам, занятым неиспользуемыми (неэффективно используемыми) капитальными строениями (зданиями, сооружениями).

Вместе с тем практика показала, что налогообложение не является эффективным инструментом вовлечения неиспользуемого имущества в хозяйственный оборот (на 01.01.2016 по повышенным ставкам облагались 3 185 объектов, на 01.01.2017 - 3 541 объект, на 01.01.2018 - 3 415 объектов).

Согласно данным Министерства по налогам и сборам, налоговые декларации (расчеты) по налогу на недвижимость с исчисленными суммами налога на недвижимость в отношении неиспользуемых (неэффективно используемых) объектов в 2018 году представлены только 391 организацией, что свидетельствует о наличии в перечне такого имущества значительного количества устаревших ветхих объектов, в том числе возведенных еще в период существования СССР, у которых остаточная стоимость равна нулю в связи с их полной амортизацией либо составляет весьма небольшую величину. Указанное обстоятельство позволяет сделать вывод, что в отношении таких объектов стимулирующая функция налога на недвижимость в части вовлечения их объектов в хозяйственный оборот не работает и не может быть реализована даже в перспективе.

По информации Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, у организаций исчисленная сумма налога на недвижимость в отношении неиспользуемых (неэффективно используемых) капитальных строений (зданий, сооружений) за 2017 год составила 5 млн руб., сумма земельного налога в отношении земельных участков, занятых такими объектами, - 4,8 млн руб., за 2018 год налог на недвижимость составит 3,1 млн руб., земельный налог - 3,1 млн руб.

Таким образом, принимая во внимание:

· незначительную величину в абсолютном выражении сумм налога на недвижимость и земельного налога, исчисленных в отношении капитальных строений (зданий, сооружений), включенных в перечень неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества, и земельных участков, на которых такое имущество расположено;

· затруднение, а в ряде случаев невозможность реализации стимулирующей функции увеличенных до 10 раз ставок налога на недвижимость и земельного налога в части ускорения вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества (что следует из увеличивающегося из года в год количества объектов, пополняющих перечень неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества);

· сложное администрирование в части формирования перечня неиспользуемых (неэффективно используемых) объектов, выявления таких объектов, множество спорных вопросов, возникающих при определении эффективности использования капитальных строений (зданий, сооружений) и т.д.

С 01.01.2019 отменено право областных (Минского городского) Советов депутатов увеличивать до 10 раз ставки налога на недвижимость по неиспользуемым (неэффективно используемым) капитальным строениям.

Войти в систему

Войдите под своей учетной записью

Свежие статьи на портале

| 04.01.2020

Подписание договора на приобретение квартиры и передачу денег продавцу осуществил по доверенности представитель.

| 04.01.2020

В 2019 г. создана первичная профсоюзная организация (профсоюз) государственного унитарного предприятия. В соответствии с заключенным коллективным договором предприятие производит отчисления денежных средств профсоюзу.

| 31.12.2019

Календарь уплаты юридическими лицами налогов, сборов и неналоговых платежей, представления расчетов по ним в налоговые органы и платежных поручений в обслуживающий банк на январь 2019 года

| 31.12.2019

Календарь уплаты индивидуальными предпринимателями налогов, сборов и неналоговых платежей, представления расчетов по ним в налоговые органы и платежных поручений в обслуживающий банк на январь 2020 года.

| 27.12.2019

Что относится к внешним конструктивным элементам здания, иным помещениям и объектам, расположенным за пределами недвижимого имущества, предназначенным для обеспечения его эксплуатации?
Включается ли их площадь в общую площадь здания в соответствии с техническим паспортом?

| 27.12.2019

В одной из обособленных частей здания (административной части) одна из комнат сдается в аренду. Фактически арендатор пользуется местами общего пользования (коридорами, лестницей, санузлами) только в административной части здания.
Правильно ли в данном случае будет производить расчет площади мест общего пользования в целом по зданию?

| 19.12.2019

Утратит ли ООО льготу по земельному налогу в части жилого дома после подписания акта приемки объекта в эксплуатацию?
Если утратит, то на основании какого документа определяется фактическая площадь земельного участка, занимаемая жилым домом, т.к. проектная площадь отличается от проектной?

| 02.12.2019

Календарь уплаты индивидуальными предпринимателями налогов, сборов и неналоговых платежей, представления расчетов по ним в налоговые органы и платежных поручений в обслуживающий банк на декабрь 2019 года

| 02.12.2019

Календарь уплаты юридическими лицами налогов, сборов и неналоговых платежей, представления расчетов по ним в налоговые органы и платежных поручений в обслуживающий банк на декабрь 2019 года

| 22.11.2019

Организация осуществляет несколько видов деятельности: техническое обслуживание автомобилей (СТО), парикмахерские услуги, а также розничная торговля запчастями и материалами. Численность работников – 12 человек.
Каков порядок исчисления и уплаты налога на вмененный доход? Можно ли применять упрощенную систему налогообложения при оказании парикмахерских услуг и розничной торговли?

Налог на недвижимость - определенная законодательством сумма уплачиваемая государству юридическими и физическими лицами, владеющими объектами недвижимости.

Объектами налогообложения считаются здания и сооружения , а также машино-места . Под зданием понимается замкнутая строительная система, предназначенная пребывания людей и/или производственных действий. Сооружения определяются как строительные системы, предназначенные для выполнения производственных процессов, хранения и/или перемещения грузов, перемещения или временного пребывания людей.

Налог на недвижимость рассчитывается по годовой ставке: 1% для организаций, 0,1% для физических лиц.

При расчете суммы налога требуется правильно определить стоимость имущества, так как исходя из нее вычисляют сумму к уплате. Для организаций важна еще и правильность учета находящихся на балансе объектов, а именно отнесение их к соответствующим категориям, некоторые из которых могут пользоваться налоговыми льготами.

Затем следует разобраться в системе применения льгот при расчете налога на недвижимость.

Так освобождаются от налогообложения объекты недвижимости:

  • социально-культурного назначения;
  • помещения жилищного фонда организаций инвалидов, местных Советов депутатов;
  • используемые РУП «Белпочта»;
  • законсервированные в установленном Советом Министров порядке;
  • построенные с целью охраны окружающей среды и улучшения экологической обстановки согласно утвержденного Президентом перечня;
  • помещения в многоквартирных домах, находящиеся в собственности физических лиц, но не более одного жилого помещения;
  • принадлежащие нетрудоспособным гражданам, в том числе пенсионерам по возрасту, инвалидами I и II группы, если совместно с ними не проживают трудоспособные лица, многодетным семьям, военнослужащим, проходящим срочную службу, лицам, имеющим льготы по Закону «О ветеранах»;
  • объекты признанные имеющими историко-культурную ценность;
  • автодороги общего пользования с обслуживающими, инженерными и защитными сооружениями;
  • культовые здания зарегистрированных религиозных объединений;
  • объекты недвижимости, используемые для производства сельскохозяйственной продукции;
  • объекты войск стратегического назначения Российской Федерации;
  • впервые введенные в эксплуатацию юридическими лицами здания и сооружения, в течение одного года с момента ввода;
  • объекты благоустройства населенных пунктов, содержащиеся за счет республиканского бюджета;
  • объекты государственного и мобилизационного резерва, а также используемые исключительно в целях гражданской обороны;
  • здания и сооружения в сельской местности, находящиеся в собственности работников (в т.ч. вышедших на пенсию) сельхозпредприятий;
  • объекты Академии управления при Президенте Республики Беларусь, а также научных учреждений, согласно утвержденного Президентом перечня;
  • морские суда Республики Беларусь;
  • объекты общего пользования садоводческих товариществ, построенные за счет членских взносов, и результате осуществления деятельности организации;
  • объекты придорожного сервиса в течение двух лет с даты ввода в эксплуатацию;
  • объекты, используемые для питания детей и учащихся, а также для организации обучения детей и подростков в кружках, секциях и иных учреждениях;

Следует отметить, что льготы для физических лиц не применяются при осуществлении на объектах недвижимости предпринимательской деятельности.

Проживающие совместно с льготниками трудоспособные лица могут временно не учитываться в период прохождения срочной воинской службы, пребывания в местах лишения свободы, при предоставлении подтверждающих документов.

Принадлежащие нетрудоспособным гражданам здания и сооружения, расположенные не по месту постоянного проживания, освобождаются от налогообложения вне зависимости от проживания с ними трудоспособных лиц по основному адресу.

Для юридических лиц налогооблагаемая база рассчитывается ежегодно по остаточной стоимости. Физическим лицам сумма налога исчисляется из оценки зданий и сооружений, в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь.

Отправной точкой расчета является стоимость объекта, определенная по состоянию на 1 января отчетного года. Для расчета налога принимается оценочная стоимость, определенная местным органом по регистрации недвижимого имущества. Если стоимость не определена, то налоговые органы вправе сделать это самостоятельно путем индексации расчета стоимости в прошлый период или от стоимости квадратного метра типового задания (сооружения) с учетом коэффициентов типа населенного пункта и среды.

Плательщик налога вправе до 1 ноября отчетного года, подать в налоговую инспекцию заключение об оценочной стоимости объекта недвижимости, выданное уполномоченным для этого оценщиком, в этом случае налогооблагаемой базой станет определенная рыночная стоимость объекта.

Благоустройство зданий и сооружений ведет к увеличению стоимости и, как следствие, суммы налога.

Сумма налога сообщается физическим лицам ежегодным уведомлением инспекции Министерства по налогам и сборам в срок до 1 августа. При переходе права собственности налог рассчитывается в зависимости от срока фактического владения.

Начисление налога физическим лицам на незавершенное строительство начинается по достижению 80% готовности объекта.

За недвижимость в долевой собственности нескольких физлиц, каждый из них уплачивает налог самостоятельно исходя из размера доли в общем имуществе.

За имущество находящееся в общей совместной собственности нескольких физлиц, налог уплачивается одно из них, по внутреннему соглашению. В случае неисполнения налогового обязательства солидарную ответственность несут все собственники.

Налог со стоимости гаражей в кооперативах, объектов недвижимости в садоводческих товариществах, вносится соответствующим кооперативам и товариществам, которые перечисляют его в бюджет.

Для юридических лиц сумма налога на недвижимость рассчитывается исходя из балансовой стоимости имущества определяемой в соответствии с законодательством уполномоченными для этого лицами.

Как видно, правильное исчисление налога на недвижимость - довольно сложный процесс. Кроме вышеперечисленных моментов во внимание принимаются отношения , нюансы перехода права собственности, оценки стоимости незавершенного строительства.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

В Беларуси устанавливают ставки налога на недвижимость и землю на 2020 год. Напомним, местные власти могут уменьшать или увеличивать действующие ставки, но не больше установленного потолка. сайт посмотрел, какие ставки устанавливают на следующий год в разных районах.

Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Налог на недвижимость начисляют от стоимости объекта недвижимости.

Ставка налога на недвижимость для физлиц, у которых есть в собственности капитальные строения (здания, сооружения), а также машино-места, составляет 0,1% от стоимости объекта недвижимости. А для тех, кто владеет двумя и более жилыми помещениями в многоквартирных или блокированных жилых домах, — 0,2% от стоимости таких помещений.

Ставки земельного налога могут увеличиваться или уменьшаться местными Советами депутатов для отдельных категорий плательщиков.

Напомним, с января этого года в Беларуси обновленный Налоговый кодекс. Некоторые изменения затронули налог на недвижимость и землю. Для местных властей — Минского городского Совета депутатов, а также для их коллег из областей — установили лимиты по ставкам налога на недвижимость и землю. На 2019 год его максимальный размер могут повышать в 2,5 раза, а с 2020 — в 2 раза.

Налоговики поясняют, что снижение коэффициентов отразится и на сумме налогов, которые будут выставлены к уплате. То есть сумма будет ниже.

Какие ставки налога на землю и недвижимость устанавливают на 2020 год?

В Брестском районе , к примеру, для физлиц ставки земельного налога на 2020 год повысили в 2 раза, а на недвижимость — в 1,5 раза (для тех, кто состоит в садоводческих товариществах, а также для владельцев гаражей индивидуальной застройки, — в 2 раза), в Крупском районе — в 1,5 и 1,3 раза соответственно, в Лидском — в 1,8 и 1,5 раза соответственно.

В Клецком районе ставки земельного налога и налога на недвижимость для физлиц в 2020 году повысят в 1,5 раза, в Пинском (кроме городского поселка Логишин), Осиповичском , Славгородском , Чаусском — в 2 раза, в Костюковичском — в 1,1 раза.

Ставку налога на земельный налог в Зельвенском районе в следующем году повысят в 1,7 раза, в Берестовицком — в 2 раза.

Какие суммы налога уплачивают белорусы?

Налог на недвижимость в среднем по республике за 2018 год 40 рублей на одного плательщика, в Минске — 65 рублей, рассказывали ранее в МНС. «Размеры земельного налога в среднем по республике — 18 рублей, в Минске — 116 рублей. Земельный налог рассчитывается из кадастровой стоимости земли, а в Минске она высокая», — пояснял начальник главного управления налогообложения физлиц МНС Михаил Рассолько.

С 1 января 2016 г. вступил в силу Закон от 30 декабря 2015 г. № 343-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения» (далее - Закон), которым внесены изменения и дополнения в Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее - НК), в том числе в главы 17 и 18, регулирующие вопросы исчисления и уплаты налога на недвижимость и земельного налога.

Анализ основных изменений

Налог на недвижимость

1. Сокращен перечень льгот по налогу на недвижимость

1.1. Ограничено применение льготы в отношении введенных в эксплуатацию капитальных строений.

Законом установлено ограничение в применении льготы, предусматривавшей освобождение от налога впервые введенных в эксплуатацию капитальных строений (зданий, сооружений) в течение одного года с даты их приемки в эксплуатацию. С 1 января 2016 года данная льгота не может применяться в отношении капитальных строений (зданий, сооружений), по которым превышены установленные в проектной документации сроки строительства.

1.2. Сокращен перечень объектов, в отношении которых допускается освобождение от налога на недвижимость.

Изменен подход к применению льгот по налогу на недвижимость по капитальным строениям (зданиям, сооружениям), используемым в качестве объектов социально-культурного назначения. Ранее объекты социально-культурного назначения освобождались от налога на недвижимость. При этом в связи с отсутствием в законодательстве определения понятия «объект социально-культурного назначения», при применении данной льготы налоговыми органами использовался подход, закрепленный в пп. 9.4.4 Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 - 2015 годы, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 ноября 2006 г. № 1475, согласно которому к отраслям социально-культурной сферы отнесены здравоохранение, образование, культура, физическая культура, спорт и туризм.

С 1 января 2016 года Законом установлен исчерпывающий перечень объектов, которые освобождаются от налога на недвижимость. В частности, к ним отнесены:

Здания, сооружения государственного жилищного фонда и жилищного фонда организаций негосударственной формы собственности;

Здания, используемые в сферах образования и здравоохранения;

Сооружения, включенные в реестр физкультурно-спортивных сооружений;

Здания, сооружения организаций культуры, санаторно-курортных и оздоровительных организаций.

Таким образом, ранее действовавшая льгота в виде освобождения от налога на недвижимость капитальных строений (зданий, сооружений), используемых в сфере туризма, больше не применяется.

1.3. Отменена льгота по налогу на недвижимость в отношении объектов придорожного сервиса.

Ранее объекты придорожного сервиса освобождались от налога на недвижимость в течение двух лет от даты ввода в эксплуатацию.

2. Изменен перечень объектов налогообложения налогом на недвижимость

2.1. Необходимость уплаты налога на недвижимость в отношении одноквартирных жилых домов и квартир, взятых физическим лицом в лизинг с правом выкупа.

С 1 января 2016 года к объектам налогообложения налогом на недвижимость отнесены также одноквартирные жилые дома или квартиры, расположенные на территории Республики Беларусь и взятые физическим лицом в финансовую аренду (лизинг) по договору финансовой аренды (лизинга), предусматривающему выкуп предмета лизинга. Плательщиком налога на недвижимость в данном случае являются физические лица-лизингополучатели, начиная с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором имела место такая передача. Соответственно, с указанной даты у организации-лизингодателя прекращается обязанность по исчислению и уплате налога на недвижимость.

2.2. Освобождение от налога на недвижимость сооружений и передаточных устройств .

В качестве объектов налогообложения не будут признаваться капитальные строения (здания, сооружения), их части, классифицируемые в соответствии с законодательством как сооружения и передаточные устройства для целей определения нормативных сроков службы основных средств и не учитываемые в соответствии с законодательством в бухгалтерском учете в составе объектов основных средств и доходных вложений в материальные активы.

Перечень объектов, относимых к числу сооружений и передаточных устройств для целей определения нормативных сроков службы установлен постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 30.09.2011 № 161.

До вступления в силу Закона все сооружения и передаточные устройства приравнивались к капитальным строениям и, соответственно, являлись объектом налогообложения налогом на недвижимость, вне зависимости от того, на каких счетах в бухгалтерском учете такие сооружения и передаточные устройства были отражены.

3. Изменен порядок налогообложения объектов недвижимости, включенных в перечень неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества

С 1 января 2016 года на объекты недвижимости, включенные в перечень неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества, ежегодно утверждаемый областными (Минским городским) Советами депутатов, не распространяются льготы по налогу на недвижимость, установленные НК в отношении отдельных категорий объектов.

Исчисление налога на недвижимость по таким капитальным строениям осуществляется по повышенным ставкам. Так, областным (Минскому городскому) Советам депутатов предоставлено право увеличивать (но не более чем в 10 (десять) раз) ставки налога на недвижимость по неиспользуемым (неэффективно используемым) капитальным строениям (зданиям, сооружениям), включенным в соответствующий перечень. Ранее ставки налога могли быть увеличены не более чем в 5 (пять) раз.

При этом, в отличие от ранее действовавшего порядка, исчисление и уплата налога на недвижимость по повышенным ставкам производятся с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом в котором областным (Минским городским) Советом депутатов принято решение об увеличении ставки налога, а не с 1 января года, следующего за годом, в котором принято соответствующее решение.

Кроме того, суммы налога на недвижимость, исчисленные по капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям, включенным в перечень неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества, не подлежат включению организациями и индивидуальными предпринимателями в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении.

4. Изменен размер ставки налога на недвижимость в отношении квартир

Увеличены в два раза (с 0,1 % до 0,2 %) ставки налога на недвижимость, подлежащего уплате физическими лицами (в том числе, индивидуальными предпринимателями) с принадлежащих им на праве собственности второй и последующих квартир, находящихся в многоквартирных и (или) блокированных жилых домах.


Земельный налог

1. Изменен перечень льгот в виде освобождения от земельного налога

1.1. Сокращен перечень освобождаемых от земельного налога земельных участков организаций, осуществляющих социально-культурную деятельность.

Ранее земельные участки организаций, осуществляющих социально-культурную деятельность освобождались от земельного налога.

При применении данной льготы налоговыми органами использовался подход, закрепленный в пп. 9.4.4 Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 - 2015 годы, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 ноября 2006 г. № 1475, согласно которому к отраслям социально-культурной сферы отнесены здравоохранение, образование, культура, физическая культура, спорт и туризм. В связи с чем указанную льготу могли применять организации, осуществляющие деятельность в сфере здравоохранения, образования, культуры, физической культуры, спорта и туризма.

С 1 января 2016 года Законом установлен исчерпывающий перечень организаций, земельные участки которых освобождаются от земельного налога. В частности, к числу освобождаемых от земельного налога отнесены:

Земельные участки организаций, осуществляющих деятельность в сферах образования и здравоохранения и получающих субсидии из бюджета;

Земельные участки организаций, получающих субсидии из бюджета, занятые капитальных строениями (зданиями, сооружениями), их частями, включенными в реестр физкультурно-спортивных сооружений;

Земельные участки организаций Федерации профсоюзов Беларуси, осуществляющих деятельность в сферах образования и здравоохранения, физической культуры и спорта;

Земельные участки санаторно-курортных и оздоровительных организаций, детско-юношеских спортивных школ, организаций культуры независимо от формы собственности.

Таким образом, поскольку организации, осуществляющие деятельность в сфере туризма, в данный перечень не включены, то льгота по земельному налогу в 2016 году ими применяться не может.

1.2. Установлена льгота для земельных участков, предоставленных для строительств объектов, включенных в государственную инвестиционную программу.

Земельные участки, предоставленные организациям, осуществляющим за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов строительство объектов, включенных в государственную инвестиционную программу, а также в инвестиционные программы областей и города Минска, освобождаются от земельного налога на период строительства таких объектов.

1.3. Определен перечень не подлежащих налогообложению земельных участков, на которых расположены объекты альтернативной энергетики, .

1) земельные участки, занятые объектами основных средств, участвующими в производстве либо приеме (получении), преобразовании, аккумулировании и (или) передаче электрической энергии, производимой возобновляемыми источниками энергии;

2) земельные участки, занятые водохранилищами, используемыми для производства энергии гидроэлектростанциями;

3) земельные участки, предоставленные на период строительства (реконструкции) объектов основных средств, указанных в п. 1-2.

Ранее льгота действовала только в отношении земельных участков, занятых объектами и установками по использованию возобновляемых источников энергии, а также земельных участков, предоставленных на период строительства (реконструкции) объектов и установок по использованию возобновляемых источников энергии.

2. Изменен порядок налогообложения земельных участков, занятых объектами, включенными в перечень неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества

Установлен запрет на применение льгот в отношении земельных участков, занятых капитальными строениями (зданиями, сооружениями), включенными в перечень включенным неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества.

Областным (Минскому городскому) Советам депутатов предоставлено право увеличивать (но не более чем в 10 (десять) раз) ставки земельного налога на земельные участки, занятые капитальными строениями (зданиями, сооружениями), их частями, включенными в перечень неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества. При этом исчисление и уплата земельного налога по повышенным ставкам производятся с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом в котором областным (Минским городским) Советом депутатов принято решение об увеличении ставки налога.

Суммы земельного налога, исчисленные по повышенной ставке, не подлежат включению организациями и индивидуальными предпринимателями в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении.

Кроме того, нормами НК конкретизирован порядок определения площади земельных участков для целей исчисления суммы земельного налога на земельные участки, занятые капитальными строениями, включенными в перечень неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества.

Налог на недвижимость – налог, уплачиваемый гражданами РБ и иных государств, а также лицами без гражданства, если они владеют капитальными строениями (их частями) или машино-местами на территории Республики Беларусь. В том случае, если физическое лицо (владелец имущество) сдаёт свою собственной на коммерческой или безвозмездной основе, обязательства по уплате налога перекладываются на тех, кто получает недвижимость в пользование. Владельцы земельных участков платят также земельный налог.

Налог на недвижимость в Беларуси в 2017 году должен быть уплачен на объекты жилой и нежилой недвижимости, находящиеся в собственности у физических лиц, а также перешедшие в ним во владение по праву наследования. Кроме этого, данный налог следует уплачивать на объекты строительства, которое ещё не окончено, но уже имеет предусмотренные законом части (фундамент, стены, крыша) и на построенные здания, в отношении которых ещё не закончена процедура государственной регистрации в соответствующих органах.

Какие объекты не облагаются налогом на недвижимость

Налоговый кодекс Республики Беларусь предусматривает наличие льготных категорий объектов, за которые не надо платить налог на недвижимость. К ним относятся:

  • Квартиры и комнаты, находящиеся в многоквартирных домах. Но если физическое лицо имеет в собственности несколько квартир, то льгота распространяется только на одну из них. Гражданин имеет право выбрать, на какую квартиру он не хочет платить налог, но для определения порядка уплаты он должен подать соответствующее заявление вналоговый орган по месту своего проживания. Если заявление не подать, то гражданин будет автоматически освобождён от уплаты налога на ту квартиру, которая была приобретена раньше.
  • Объекты недвижимости, принадлежащие многодетным семьям.
  • Объекты недвижимости, принадлежащие индивидам, несущим срочную военную службу.
  • Объекты недвижимости, которые принадлежат гражданам, принимавшим участие в Великой Отечественной войне, а также гражданам, которым положены налоговые льготы на основании закона «О ветеранах».
  • Объекты недвижимости, принадлежащие возрастным пенсионерам, а также гражданам, имеющим инвалидность первой или второй группы, но только в том случае, если в этих жилых помещениях не прописаны трудоспособные граждане, не имеющие прав на пользование налоговыми льготами в данном аспекте.
  • Другие категории объектов недвижимости.

В ситуации, когда физическое лицо осуществляет предпринимательскую деятельность на объекте недвижимости, льготы на это помещение не распространяются. После того, как происходит процедура выделения долей в объекте недвижимости, владельцы уплачивают налог каждый за свою долю. Если доли не выделены, но объектом недвижимости владеют несколько лиц, налог уплачивается по договорённости.

Перед тем, как рассчитать сумму налога на недвижимость, принадлежащую физическому лицу, следует произвести расчёт . Оценивает стоимость недвижимого имущества по состоянию на первое января местное агентство по государственной регистрации и земельному кадастру. Эта процедура должна проводиться ежегодно. Если по какой-то причине соответствующий орган не определил оценочную стоимость,то налоговая инстанция может взять на себя эту функцию и произвести оценку в соответствии с индексированием расчёта предыдущих лет или исходя из средней стоимости квадратного метра в зданиях такого типа с чётом понижающих или повышающих коэффициентов (населённый пункт, окружающая среда). Налоговая ставка для физических лиц составляет 0,1 процент от оценочной стоимости помещения или постройки. Так, если квартира оценена в 70.000 долларов, то налог на недвижимость в 2017 году будет составлять 70 долларов. Законом предусмотрена возможность поэтапных выплат на случай, если сумма налога на недвижимость оказывается слишком значительной для бюджета собственника. Но полностью налог в любом случае необходимо оплатить до 1 ноября отчётного года.

В случае, если налогоплательщик не считает справедливой рассчитанную государственными органами оценочную стоимость его недвижимого имущества, он может самостоятельно обратиться к уполномоченному оценщику за соответствующим заключением. Это заключение должно быть подано в налоговый орган не позднее 1 ноября года, за который высчитывается налог. Таким образом будет рассчитана рыночная стоимость объекта, и налог будет рассчитываться, опираясь именно на неё.

Налоговые инспекции ежегодно уведомляют физических лиц о сумме начисленного налога на недвижимость до первого августа. Если уведомление по какой-то причине не было получено, за ним стоит обратиться самостоятельно в местную инспекцию Министерства по налогам и сборам.

Смотрите , а также на вторичном рынке жилья.

Последние материалы раздела:

Методические рекомендации для педагогов и родителей дидактические игры и упражнения для развития фонематического восприятия и слуха детей среднего дошкольного возраста
Методические рекомендации для педагогов и родителей дидактические игры и упражнения для развития фонематического восприятия и слуха детей среднего дошкольного возраста

Подготовила учитель-дефектолог: Михалёва Е.В. Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. Родители будущих первоклассников...

Пошаговый мастер-класс с фото
Пошаговый мастер-класс с фото

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №30 комбинированного вида «Байтерек» Конспект занятия по рисованию...

Интересное в мире науки и техники Новое в мире техники
Интересное в мире науки и техники Новое в мире техники

2016 год был богат на громкие научные открытия и зрелищные технические достижения. Открытия широко освещаются в СМИ, а наиболее интересные новинки...