Инструкция по обеспечению пожарной безопасности на локомотивах и моторвагонном подвижном составе. Средства пожаротушения на локомотиве, устройство автоматического пожаротушения Обязанности в пути следования

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЛОКОМОТИВАХ И МОТОРВАГОННОМ ПОДВИЖНОМ СОСТАВЕ

УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель министра путей сообщения А.Н.Кондратенко 27 апреля 1993 г. N ЦТ-ЦУО-175

(В ред. Указания МПС России от 04.10.2001 N Е-1672у)

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая инструкция устанавливает основные положения и требования пожарной безопасности находящихся в эксплуатации локомотивов и моторвагонного подвижного состава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Инструкция является обязательной для всех работников железнодорожного транспорта, связанных с эксплуатацией и ремонтом локомотивов и моторвагонного подвижного состава.
Вся вновь издаваемая эксплуатационная и ремонтная документация в части пожарной профилактики и использования существующих видов пожарной техники на локомотивах и моторвагонном подвижном составе должна строго соответствовать настоящей Инструкции. При разработке и внедрении новых видов пожарной техники ее применение осуществляется по технической документации разработчиков до внесения в настоящую Инструкцию.
1.2. Ответственность за пожарную безопасность эксплуатируемых локомотивов и моторвагонного подвижного состава несут:
машинисты - за принятые ими локомотивы и моторвагонный подвижной состав;
начальники депо - за локомотивы и моторвагонный подвижной состав, приписанные к депо;
начальники дорог и начальники отделений дорог - за состояние локомотивов и моторвагонного подвижного состава соответственно дороги и отделения дороги;
главные инженеры ремонтных заводов - за локомотивы и моторвагонный подвижной состав, находящийся в ремонте.
1.3. На основе настоящей инструкции, с учетом конструктивных особенностей эксплуатируемых в депо локомотивов, моторвагонного подвижного состава и применяемых на них средств пожаротушения, разрабатываются конкретные инструкции для каждого типа (серии) локомотива, моторвагонного подвижного состава, которые согласовываются со службой ведомственной охраны дороги, утверждаются начальником службы локомотивного хозяйства и вывешиваются в депо в установленных для этого видных местах. Ответственность за их выполнение несут начальники депо и их заместители. (В ред. Указания МПС России от 04.10.2001 N Е-1672у).
1.4. Требования настоящей инструкции должны учитываться при разработке правил технического обслуживания, текущего и капитальных ремонтов для каждого конкретного типа (серии) локомотива и моторвагонного подвижного состава.
1.5. Начальники депо и директора ремонтных заводов на основе анализа предыдущей работы и имевших место пожаров ежегодно разрабатывают и осуществляют мероприятия по снижению пожарной опасности локомотивов и моторвагонного подвижного состава, а также назначают приказами ответственных за проведение пожарно-профилактических мероприятий, предусмотренных настоящей инструкцией, при технических обслуживаниях и ремонтах локомотивов и моторвагонного подвижного состава.
1.6. Начальники депо разрабатывают и согласовывают со службой ведомственной охраны дороги программы обучения машинистов и помощников машинистов, которые должны охватывать:

правила пожарной безопасности на локомотивах и моторвагонном подвижном составе;
обязанности локомотивной бригады при приемке, эксплуатации и сдаче локомотивов или моторвагонного подвижного состава в части пожарной безопасности;
меры и технические средства по предотвращению и своевременному обнаружению пожара;
действия при возникновении пожара, методы и приемы его тушения;
устройство средств пожаротушения и пожарной сигнализации.
1.7. Начальники депо и директора ремонтных заводов разрабатывают и согласовывают со службой ведомственной охраны дороги программы обучения рабочих и служащих, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом локомотивов и моторвагонного подвижного состава, которые должны содержать:
основные пожароопасные узлы и причины возникновения пожаров на локомотивах и моторвагонном подвижном составе;
требования правил пожарной безопасности на локомотивах и моторвагонном подвижном составе при производстве технического обслуживания и ремонта;
устройство средств пожаротушения и пожарной сигнализации, методы их ремонта и меры безопасности при их обслуживании и ремонте;
действия при возникновении пожара, методы и приемы его тушения.
1.8. Программы обучения должны быть разработаны на основе конкретных материалов, относящихся к фактически эксплуатируемым или ремонтируемым локомотивам и моторвагонному подвижному составу в данном депо или заводе.
Для раскрытия тем, предусмотренных программой обучения, следует использовать натурные образцы, учебные модели и макеты, схемы, плакаты, планшеты с рисунками, фотографии, а также технические средства обучения (эпидиаскопы, диапроекторы и др.).
1.9. Начальники депо и директора ремонтных заводов по согласованию со службой ведомственной охраны дороги своими приказами должны установить:
а) порядок и сроки занятий по программе пожарно-технического минимума;
б) порядок направления вновь принимаемых на работу для прохождения учебы по утвержденной программе;
в) перечень работников, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом локомотивов и моторвагонного подвижного состава, которые должны проходить обучение. Машинисты и помощники машинистов проходят обучение все без исключения. Машинисты и помощники машинистов моторвагонного подвижного состава, ранее в отопительный сезон не работавшие, должны пройти обучение до его начала;
г) место обучения по программе пожарно-технического минимума;
д) перечень должностных лиц, на которых возлагается проведение занятий. (В ред. Указания МПС России от 04.10.2001 N Е-1672у).
1.10. По окончании изучения пожарной безопасности локомотивов и моторвагонного подвижного состава у машинистов и помощников машинистов, а также у работников, связанных с ремонтом локомотивов и моторвагонного подвижного состава, должны быть приняты зачеты.
Результаты зачетов оформляют протоколом (актом). Не сдавшие зачетов, к работе не допускаются.
1.11. Контроль за своевременностью и качеством проведения занятий по пожарной безопасности локомотивов и моторвагонного подвижного состава возлагается на руководящий состав службы ведомственной охраны дороги, а учет охваченных учебой - на лиц, назначаемых начальниками депо и директорами ремонтных заводов.
В ред. Указания МПС России от 04.10.2001 N Е-1672у
1.12. Периодичность проведения занятий с последующим принятием зачетов в локомотивных депо с локомотивными и ремонтными бригадами, а также с другими работниками, связанными с ремонтом и обслуживанием локомотивов и моторвагонного подвижного состава, по вопросам пожарной защиты и действиям при возникновении пожара - не реже двух раз в год.

2.1. Правила пожарной безопасности

2.1.1. В кабинах машинистов, дизельных помещениях, высоковольтных камерах, аппаратных камерах и других служебных помещениях локомотивов и моторвагонного подвижного состава запрещается хранить и провозить посторонние предметы. Служебные помещения и все узлы локомотивов и моторвагонного подвижного состава должны постоянно содержаться в чистоте.
В кабинах машинистов должны быть установлены и закреплены пепельницы в местах, удобных для обслуживающей бригады. Выбрасывать в окна незатушенные окурки и спички запрещается.
2.1.2. Смазочные материалы должны находиться только в металлических емкостях (бидонах, масленках и т.д.) с узкими горловинами и плотно закрывающимися крышками, а обтирочные концы, как чистые, так и загрязненные - в металлических ящиках, ведрах с крышками. Хранение смазочных и обтирочных материалов допускается только в строго определенных местах служебных отделений или в специальных подкузовных ящиках.
2.1.3. Все защитные устройства электрооборудования должны находиться в полной исправности.
Сечения токонесущих кабелей, проводов к ним, а также устройств заземления должны соответствовать требованиям чертежей.
Входы кабелей, силовых и низковольтных проводов и электрических аппаратов, клеммовые рейки, переходные коробки и выходы из них должны выполняться с применением переходных уплотнителей и втулок в соответствии с требованиями чертежей и правилами ремонта.
Места электрических соединений должны иметь надежные контакты. Расстояние между токонесущими и заземленными частями должно быть в пределах, установленных чертежами соответствующего оборудования.
2.1.4. При обесточивании по каким-либо причинам отдельных участков электрической цепи электрические провода должны быть отсоединены от клемм с обеих сторон. Отсоединенные концы следует тщательно изолировать и подвязать для исключения соприкосновений с электрическими контактами и подвижными деталями.
2.1.5. Электрические провода и отдельные детали и узлы электрического оборудования, расположенные в местах возможного воздействия на них масла или топлива, должны быть покрыты маслостойкими красками или надежно защищены кондуитами, кожухами и т.п.
2.1.6. Не допускается применять нетиповую аппаратуру защиты или несоответствующую данной цепи по току срабатывания.
2.1.7. Эксплуатировать электрооборудование без дугогасительных камер, с нарушенной изоляцией электропроводки, не закрепленными контактами, соединять электрические провода между собой холодной скруткой, включать или отключать контакты реле принудительным способом запрещается.
2.1.8. Установленные электропечи должны быть только закрытого исполнения, с исправными кожухами, надежно укреплены и изолированы от примыкающих конструкций, изготовленных из горючих материалов.
В дизель- и электропоездах внутренние части тамбурных шкафов с электрооборудованием, камеры электрокалориферов и каналы калориферного отопления на длине 1,5 м от камер должны быть надежно изолированы от примыкающих конструкций, изготовленных из горючих материалов.
2.1.9. Следует обращать особое внимание на то, чтобы кожухи электропечей и места подвода к ним электрических проводов были очищены от посторонних предметов и мусора.
2.1.10. Электропечи, электрокалориферы, вентиляционные каналы, надпотолочные пространства тамбуров, шкафы с электроаппаратами и тому подобное оборудование должны систематически очищаться от пыли, горючих материалов и мусора. Конкретные сроки очистки устанавливаются в каждом депо в зависимости от типа локомотива (моторвагонного подвижного состава) и условий эксплуатации.
2.1.11. Для изготовления гибких соединений вентиляционных каналов тяговых электродвигателей и других систем, а также защитных рукавов силовых кабелей следует применять негорючий или трудногорючий материал, сохраняющий свои свойства в процессе эксплуатации.
2.1.12. Запрещается загромождать проходы и выходы в вагонах моторвагонного подвижного состава. Провозить в вагонах опасные грузы (легковоспламеняющиеся жидкости, газы, взрывчатые и ядовитые вещества и т.п.) запрещается. В салонах вагонов разрешается провозить бытовые газовые баллоны вместимостью не более 5 л.
2.1.13. Подтекание масла или топлива в трубопроводах, на дизелях, компрессорах, редукторах и других узлах не допускается.
2.1.14. Очистка от нефтепродуктов крыш, пространства под половицами дизельного помещения, поддонов и других емкостей специально предназначенных для сбора нефтепродуктов, очистка глушителей и искрогасителей от нагара, проверка и очистка дренажных труб тепловозов, дизель-поездов и автомотрис должны производиться согласно требованиям соответствующих правил ремонта и технического обслуживания.
2.1.15. Наполнение топливных баков тепловозов, дизель-поездов и автомотрис должно производиться ниже верхнего его уровня не менее чем на 50 мм, имея в виду свойство топлива расширяться при повышении температуры наружного воздуха и при включении топливоподогревательных устройств. Заправочный пистолет отводится от горловины бака только после полного прекращения вытекания топлива.
Заправочный пистолет должен иметь устройства для наворачивания на горловину бака, снятия статического электричества и быстрого отключения подачи топлива.
После набора топлива пробки баков должны быть плотно закрыты. Курить при заправке топливных баков запрещается.
2.1.16. На тепловозах, в машинных отделениях дизель-поездов и автомотрис, кроме того, запрещается:
а) пользоваться для освещения и других целей открытым огнем (факелами, свечами, паяльными лампами и т.п.);
б) курить в дизельном помещении и вблизи аккумуляторных батарей;
в) сушить спецодежду и другие горючие материалы на дизелях, электродвигателях, генераторах, выхлопных трубах и других пожароопасных местах;
г) оставлять открытыми индикаторные краны дизелей;
д) промывать бензином и керосином кузов и агрегаты.
2.1.17. У тепловозов, дизель-поездов и автомотрис, где конструкцией выпускной системы дизеля предусмотрена установка искрогасительных устройств, последние должны быть исправны, а сетки не иметь прогаров. В установленные сроки должна производиться их очистка от несгоревших частиц и нагара, а также регулирование обеспечивающих эжекцию и зазоров, которые должны соответствовать чертежам.
2.1.18. Паровозы, работающие на твердом топливе, должны быть оборудованы искрогасительными устройствами и резиновым шлангом для смачивания угля. Наличие в искрогасительных устройствах зазоров в местах соединений отбойных и других листов между собой, в местах крепления сетки, возле конуса, парорабочих труб и т.д. более 2 мм, а также сеток с размерами ячеек, не соответствующими чертежам, не допускается.
Чистка топок с выбрасыванием шлака при движении поезда и в неустановленных местах запрещается.
2.1.19. Паровозы, работающие на жидком топливе, оборудуются запорными приспособлениями возле нефтяного бака и форсунки. Подтекание топлива из форсунки при закрытых кранах не допускается.
2.1.20. На паровозах запрещается;
а) захламлять будку машиниста и тендер обтирочными и другими горючими материалами;
б) применять открытый огонь при заправке и осмотре топливного бака;
в) оставлять открытыми люки топливного бака и не очищенные от сажи и изгари дымовые коробки;
г) работать с неисправными баками и запорными приспособлениями;
д) завышать установленную лабораторией депо предельную температуру подогрева топлива;
е) оставлять неубранным пролитое топливо;
ж) нарушать порядок операций по пуску или прекращению работы форсунки и инструкцию по нефтяному отоплению паровозов.
2.1.21. Запрещается эксплуатировать локомотивы и моторвагонный подвижной состав:
а) с нарушением требований настоящего подраздела (2.1);
б) с неисправностями перечисленными в п.12.4 Правил технической эксплуатации и записанными в журнале технического состояния локомотива (форма ТУ-152);
в) с неполным комплектом или неисправными средствами пожаротушения и пожарной сигнализации.
2.1.22. Установка печей для обогрева помещений проводников, сопровождающих локомотивы и моторвагонный подвижной состав, пересылаемый в недействующем состоянии, с отступлениями от утвержденной конструкторской документации запрещается.
2.2. Оснащение средствами пожаротушения и пожарной сигнализации

2.2.1. Локомотивы и моторвагонный подвижной состав обеспечиваются огнетушителями, пожарным инвентарем, оборудованием и ручным инструментом в соответствии с таблицей настоящей инструкции.
2.2.2. Тепловозы с кузовом вагонного типа, моторные вагоны дизель-поездов и автомотрис, кроме того, оборудуются установками пожаротушения в соответствии с конструкторскими документами, утвержденными в установленном порядке. Если в силу объективных причин установка пожаротушения на них отсутствует, неисправна или не заряжена огнетушащим веществом, в исключительных случаях допускается временная эксплуатация по разрешению начальника отделения дороги, выдаваемому для каждого конкретного случая. При этом дополнительно к огнетушителям, указанным в таблице, магистральные тепловозы с кузовом вагонного типа должны укомплектовываться порошковым или CO-огнетушителями вместимостью не менее 5 л, а дизель-поезда и автомотрисы - двумя порошковыми или CO-огнетушителями вместимостью не менее 5 л

2.2.3. Магистральные тепловозы, используемые в грузовом движении и обслуживаемые одним машинистом, должны быть оборудованы установкой пожаротушения с автоматическим режимом работы (пуск установки и процесс пожаротушения без участия человека).
2.2.4. Вагоны моторвагонного подвижного состава, салоны которых переоборудуются для просмотра видеопрограмм (видеосалоны), оснащаются дополнительными средствами пожаротушения. Дополнительные средства пожаротушения и их размещение должны соответствовать конструкторским документам и техническим условиям, специально разработанными для переделки вагона данного типа дизель-поезда или электропоезда и утвержденными в установленном порядке.
2.2.5. Тепловозы, работающие на сжиженном и сжатом природном газе, обеспечиваются средствами пожаротушения в соответствии с требованиями технических условий на данный тепловоз.
2.2.6. Паровозы, подаваемые под поезда с разрядным грузом, дополнительно к средствам пожаротушения, приведенным в таблице, оснащаются двумя огнетушителями: пенными вместимостью по 10 л или порошковыми вместимостью не менее 5 л каждый.
2.2.7. Основные типы огнетушителей, рекомендуемых для укомплектования локомотивов и моторвагонного подвижного состава, и их тактико-технические характеристики приведены в приложении 1*.

________________

* Приложения не приводятся.
Укомплектование должно производиться только полностью заряженными и опломбированными огнетушителями, снабженными бирками с указаниями даты (месяц и год) зарядки и даты очередной перезарядки, контроля и технического освидетельствования, зависящие от типа огнетушителя. Допускается укомплектование огнетушителями, у которых вместо бирки ее содержание нанесено штемпельной краской на корпусе со стороны, противоположной насадке.
2.2.8. На электровозах, электропоездах, а также на паровозах, работающих на жидком топливе, пожарные ведра должны быть наполнены сухим песком.
2.2.9. На дизель-поездах огнетушители и ведра разрешаются* равномерно по всем служебным помещениям моторных вагонов.

________________

* Соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.
2.2.10. На электропоездах огнетушители и пожарный инвентарь размещаются поровну в служебных помещениях головных вагонов, а пожарный инструмент - в подвагонных ящиках.
2.2.11. На трехвагонных электросекциях огнетушители и пожарный инвентарь размещаются в служебных помещениях моторного вагона, а пожарный ручной инструмент - в подвагонных ящиках.
2.2.12. Электровозы, тепловозы с кузовом вагонного типа и машинные отделения моторных вагонов дизель-поездов и автомотрис оборудуются автоматической пожарной сигнализацией, а салоны дизель-поездов и электропоездов - системой "Сигнал" связи с машинистом.
2.2.13. Локомотивы и моторвагонный подвижной состав в соответствии с указаниями МПС должны проходить модернизацию по оборудованию установками пожаротушения и средствами оповещения о пожаре или замене существующих более совершенными по конструкторской документации, утвержденной в установленном порядке.
2.2.14. В кабинах машинистов локомотивов и моторвагонного подвижного состава на видном месте должны быть установлены памятки с необходимыми сведениями о действиях при пожаре и правилами применения установок пожаротушения.

К системам автоматического пожаротушения на локомотивах предъявляются повышенные требования. В их состав должны быть включены системы раннего обнаружения. В основном это . Типичными местами их размещения являются зоны максимального риска: распределительные электрощиты, панели управления, коммутационные шкафы, оборудование, которое встраивается под крышу и подпол локомотива, быстрый доступ к которому затруднен.

Выбор типа огнетушащего вещества, автоматической системы пожаротушения, регламентируется зоной его применения:

  • в замкнутых пространствах типа коммутационных и электрических шкафов целесообразно использовать инертные газы. В таких местах оптимальные условия для создания необходимой концентрации огнетушащего вещества;
  • в зоне нахождения персонала, а также помещениях, оборудованных вентиляционными каналами, используется системы и тонкодисперсного распыления, для дизельных локомотивов и для электровозов;
  • в воздухообменных каналах могут устанавливаться не только детекторы задымления, но и отсекатели дыма, которые относятся к элементам автоматических установок по сдерживанию пожара. Их технические характеристики соответствуют ГОСТ 12.4.009-83 и ГОСТ 12.3.046-91.

Выбор системы пожаротушения

Срабатывание САГПТ «Радуга 5 МГ»:

https://youtu.be/icIj6wDeD7I

Исходя из требований, оптимальной системой для пожаротушения на железной дороге является газовая или комбинированная, которая включает в себя два или больше типа огнетушащего вещества. К АУГП на железнодорожном транспорте предъявляют следующие требования:

  • Огнетушащее вещество должно быть пригодно для ликвидации пожара категории А, В, С, согласно ГОСТ 27331-87 «классификация пожаров». Использоваться при ликвидации возгорания:
    • Полимеров и химических материалов, которые могут гореть или тлеть без доступа воздуха;
    • Гидридов металлов;
    • Натриевых, титановых, калиевых и магниевых порошков;
  • по способу хранения и ОВ локальные модульные или централизованные;
  • по принципу тушения очага возгорания – объемные и локальные;
  • по типу активации, согласно НПБ 88-2001:
    • автоматические;
    • ручные дистанционные или локальные.

Состав автоматизированной газовой системы пожаротушения ЭТ «Радуга 5 МГ»

В качестве пожаротушащего вещества используется хладон 125 и хладон 227. Эти составы высокоэффективны, но не оказывают вредного влияния на электронную аппаратуру и электрические цепи под напряжением. Диапазон рабочих температур составляет -50°С — +60°С. Система поддерживает работоспособность в интервале электрического напряжения от 77 до 164 В. Обнаружение очагов возгорания происходит оптическим (задымление) и температурным способом. При изменении оптической плотности воздуха от 0,05 до 0,2 ДБ/м и/или при достижении температурой критического значения в помещении 70±6°С или при интенсивном росте температуры на 5°С/мин.

Активация функции пожаротушения на локомотиве может происходить в автоматическом режиме или в ручном из кабины машиниста, где расположен пульт индикации БУИ-1.

САП2 ЭТ «Радуга 5МГ» состоит из следующих элементов.

Блок сопряжения БС-2-1 ЭТ

Это устройство является главным управляющим прибором системы. В его функции входит:

  • осуществления связи между однотипными системами до 4 штук;
  • обработка информации поступающей от пожарных извещателей;
  • тестирование шлейфов извещателей и устройств активации газовых модулей на предмет обрыва;
  • ведение электронного журнала событий и запись на энергонезависимую память;
  • переключение на источник аварийного бесперебойного питания в случае отключения основного;
  • в случае поступления сигнала об обнаружении возгорания БС-2-1 ЭТ:
    • включает световое и звуковое извещение. Сирену и информационные таблички «Газ не входи», «Пожар», «Автоматика включена» и другие (см. схему);
    • отключает электровоз от контактной сети;
    • передает сообщение о пожаре через электровозную радиостанцию;

Блок управления и индикации – БУИ-1

Блок управления монтируется в кабине машинистов, он выполняет функции контроля и управления:

  • Формирует и отображает информацию, поступающую от блока сопряжения, для локомотивной бригады;
  • Передает сигнал активации модулей пожаротушения через командное устройство;
  • Передает команду на принудительный опрос шлейфов подключения исполнительных модулей и детекторов системы противопожарной сигнализации;
  • Отключает сирену;
  • Отображает разнообразные сигналы: тест, обрыв шлейфа, короткое замыкание шлейфа, срабатывание датчика, пожар и др.

Световые табло

Предназначены для индикации предупреждений о пожаре.

Выносной пульт отмены

Выносной пульт отмены на локомотиве. Устанавливается в контролируемой зоне на участке с повышенной температурой или возможностью задымления. Отменяет активацию тушения при ложном срабатывании двух детекторов.
Действия локомотивной бригады

При срабатывании пожарной сигнализации локомотивная бригада обязана:

  • Остановить состав на местности, обеспечивающей свободный подъезд пожарных расчетов;
  • Подать сигнал пожарной тревоги в диспетчерскую;
  • Активизировать систему пожаротушения и принять меры по локализации очага возгорания.

Видеоинструкция по применению систем пожаротушения на локомотиве:

https://youtu.be/mpVeGtO5uck

Современная система автоматического пожаротушения на транспорте конструктивно довольно сложна, поэтому требует досконального знания и периодической профилактики.

Для тушения пожара на каждой секции тепловоза предусмотрены противопожарные средства: автоматическая пожарная сигнализация, противопожарная установка, настенные огнетушители, тара с песком, ведро и совок.

Автоматическая пожарная сигнализация предназначается для обнаружения загорания на тепловозе и оповещения об этом световым и звуковым сигналами. Пожарная сигнализация срабатывает при температуре 85°С и выше. В качестве датчиков пожарных извещателей используются терморезисторы (рис.66), встроенные в специальный кожух и защищенные от механических повреждений крышкой с отверстиями. Датчики установлены в наиболее опасных в пожарном отношении местах аппаратной камеры и дизельного помещения. Питание схемы пожарной сигнализации осуществляется от аккумуляторной батареи через автоматический выключатель. Терморезисторы (19 шт.) соединены в две параллельные группы, каждая из которых подключена к своему реле.

Рис. 66. Датчик температуры:

1- терморезистор; 2 - корпус; 3 - изолятор; 4 - токоподводящий привод.

Рис. 67. Схема противопожарной установки (а), генератор высокократной пены (б); 1 - генератор пены; 2, 3, 8, 9 - краны; 4 - шланг; 5 - вентиль; 6 - резервуар; 7 - пробка для выпуска воздуха; 10 - пробка; 11 - трубопровод; 12 - корпус распылителя; 13 - вихревая камера: 14 - коллектор, 15 - диффузор; 16 - кассета; 17 - насадка.

При повышении температуры воздуха в дизельном помещении или в аппаратной камере сопротивление соответствующего терморезистора резко уменьшается, тем самым ток, проходящий по реле, увеличивается и реле срабатывает. Своими замыкающими контактами реле включает сигнальные лампы в обеих кабинах и на сигнальной коробке, а также звуковой сигнал. Другими замыкающими контактами реле шунтирует цепь датчиков, предохраняя тем самым терморезисторы от перегрева.

Прекращение подачи светового и звукового сигналов о пожаре производится путем нажатия кнопки «Отпуск пожарной сигнализации». При этом происходит разрыв цепи, шунтирующей датчики, и если температура снизилась, после отпуска кнопки схема приходит в исходное положение. Для контроля исправности электрических цепей пожарной сигнализации каждой группы в сигнальной коробке и на пультах имеются кнопки «Контроль пожарной сигнализации», при нажатии которых имитируется срабатывание извещателей с соответствующей сигнальной реакцией.

Воздухопенная противопожарная установка. Состоит (рис.67): резервуар 6 объемом 235л, расположенный под шахтой холодильника и заправленный 6%-ным водным раствором пенообразователя ПО-1; два генератора высокократной пены (ГВП) 1 с гибкими рукавами 4, уложенными в специальные ящики, расположенные в переднем и заднем тамбурах; трубопроводы 11 с кранами 2, 3, 8, 9 и вентилями 5. Установка приводится в действие открытием одного из пусковых кранов 3.

При этом воздух из питательной магистрали тормозной системы поступает в резервуар 6 и вытесняет раствор пенообразователя в трубопровод 11с постоянно открытым краном 8, в рукава 4 и далее в генератор высокократной пены. Через открытый кран 3 генератора 1 раствор попадает в полость а корпуса 12 центробежного распылителя и через тангенциальные прорези б проходит внутрь вихревой камеры 13, где закручивается и выходит из соплового отверстия в виде распыленной струи. В коллекторе 14 струя увлекает за собой атмосферный воздух и попадает на сетки кассеты 16, при прохождении которых образуется пена. Струя пены направляется на очаг пожара, изолирует его и горение прекращается.

Кратность выхода пены (отношение объема использованной емкости к объему полученной жидкости) должна быть не менее 70. При меньшей кратности проверяется состояние сеток, которые должны быть натянутыми и чистыми. После применения установки оставшийся раствор удаляется, установка промывается горячей водой, продувается сжатым воздухом и заряжается новым раствором. Вместимость резервуара противопожарной установки рассчитана на работу одного генератора высокократной пены в течение 4 мин.

Установка порошкового пожаротушения. Предназначена для тушения пожара на тепловозе и находящихся вблизи тепловоза объектах. Установка может работать при давлении воздуха в питательной магистрали не менее 0,7 МПа (7кгс/мс2). Применение огнетушащих порошковых составов сопровождается следующими приводящими к ликвидации пожара факторами: разбавлением горячей среды газообразными продуктами разложения порошка; охлаждением зоны горения в результате затрат тепла на нагрев распыленных частиц порошка, их частичное испарение и разложение в пламени. Огнетушащий порошковый состав не токсичен, однако высокая дисперсность его частиц способствует попаданию его в органы дыхания и на слизистые оболочки глаз. Поэтому персонал выполняющие работы по заправке установок и уборке помещения после использования установкой, должен быть обеспечен респираторами и защитными очками.

Рис. 68. Схема установки порошкового пожаротушения дизельного помещения:

1 -резервуар; 2 - трехходовой кран; 3 - рукав; 4 - порошковый трубопровод; 5 - ДГУ; 6 - отпускной клапан; 7 - блок управления; 8, 12 - Краны; 9 - питательная магистраль; 10 - кран; 11- элекгропневматический вентиль; 13 пневматический трубопровод; 14 - пожарный ствол; 15 - предохранительное кольцо; А - На порошковый трубопровод открыто; Б - Открыто на пожарный ствол; В - отверстие распылительное.

Для сигнализации о возникновении пожара и управления установкой служит система сигнализации и управления, состоящая из блока расположенного на стенке кабины машиниста, извещателей, размещенных на крыше, стенах кузова и в высоковольтной камере, сигнальной лампы «Пожар», находящейся на световом табло в кабине машиниста, сигнальной сирены и тумблеров включения установки. Привидение установки в действие производиться как автоматически, так и вручную или дистанционно.

Установка порошкового пожаротушения дизельного помещения. Состоит из резервуара, пневматического и порошкового трубопровода, блока управления, рукава с пожарным стволом и кранов (рис.68). Пневматический трубопровод служит для подачи воздуха из питательной магистрали в резервуар с целью вспушивания и вытеснения из него огнетушащего порошкового состава в порошковый трубопровод или в рукав с пожарным стволом. Воздух подается в резервуар через блок управления, состоящий из клапана, управляющем включением этого клапана электропневматического вентиля и разобщительных кранов.

Электропневматический вентиль при отсутствии пожара обесточен; подача питания на его катушку происходит при включении одного из тумблеров, расположенных на панели блока, на стене кузова в районе установки резервуара и на стене холодильной камеры. Можно включить установку вручную краном 10; но кран 12 при этом должен быть закрыт. При постановке тепловоза в горячий отстой с работающим дизель - генератором систему переводят в режим автоматического приведения установки в действие при срабатывании одного из пожарных извещателей. Для этого включают тумблер «Автоматика при прогреве» на панели блока управления.

Резервуар установки состоит из верхнего и нижнего корпусов, соединенных между собой фланцами, скрепленными болтами. В нижем корпусе резервуара размещены, аэратор для вспушивания огнетушащего порошкового состава, и штуцер для подсоединения пневматического трубопровода. На бонки одеты резиновые пробки с отверстиями. В верхнем корпусе расположены штуцер с сифоновой трубой для подсоединения порошкового трубопровода, горловины для заправки резервуара порошковым составом и патрубок для сообщения с атмосферой при заправке.

В верхней части резервуара в штуцере установлено предохранительное кольцо (мембрана), предназначенное для создания в резервуаре необходимого давления, при котором обеспечиваются вспушивание порошка и последующая эффективная работа установки. При достижении давления воздуха 0,5-0,6 МПа (5-6 кгс/см2) предохранительное кольцо разрывается, и огнетушащий порошковый состав в смеси со сжатым воздухом подается по порошковому трубопроводу и через распылительные отверстия в виде облака выбрасывается в дизельное помещение. Предохранительное кольцо подлежит замене после каждого случая пользования установкой. Масса заряда в резервуаре (30+4) кг позволяет работать установке через порошковый трубопровод 15-30с, а через рукав с полностью открытым пожарным стволом - 35-50с. Длина резинотканевого рукава для пожарного ствола составляет 20м, а длина струи порошка, формируемой стволом, - не менее 8м.

Установка порошкового пожаротушения высоковольтной камеры (рис.69). Состоит из резервуара, имеющего массу заряда (10,5+1)кг, пневматического и порошкового трубопроводов, электропневматического вентиля и разобщительных кранов 1 и 2. Кран 1 служит для ручного пуска установки при закрытом кране 2.

Рис. 69. Схема установки порошкового пожаротушения в ВВК:

1,2 - краны; 3 - пневматический трубопровод; 4 - электропневматический вентиль; 5 - порошковый трубопровод; 6 - резервуар; 7 - воздухопровод приборов управления; 8 - предохранительное кольцо; А - отверстие распылительное.

Рис. 70. Пожарный ствол:

1 - насадка; 2 - обтекатель; 3 - корпус; 4 - стакан; 5 - пружина; 6 - стопорное кольцо; 7 - резиновое кольцо; 8 - шток; 9 - клапан.

Пожарный ствол. Предназначен для подачи струи порошкового состава на очаг пожара. Он состоит (рис. 70), из корпуса, навернутого на него стакана, насадка, придающего струе нужную форму, и обтекателя, расположенного внутри насадка и способствующего равномерному распылению порошкового состава. В обтекатель вставлен клапан, перекрывающий зазор между обтекателем и штоком. С противоположной стороны к штоку присоединяется рукав. Для исключения выхода штока из корпуса установлено стопорное кольцо. Резиновые кольца предохраняют резьбу штока и корпуса от случайного попадания на нее порошка. Открывать пожарный ствол необходимо не позднее чем через 6 с после включения одного из тумблеров дистанционного управления. Для открытия ствола необходимо провернуть стакан относительно штока с рукавом по часовой стрелке. После снятия усилия стакан возвращается в исходное положение пружиной.

22 тема. Промежуточный контроль знаний по разделу «Экипаж»

1. История создания первого в мире тепловоза. Обозначение серий отечественных тепловозов.

2. Назначение и устройство рамы, кузова и кабины тепловоза.

3. Назначение и устройство челюстной тележки.

4. Назначение и устройство бесчелюстной тележки тепловоза.

5. Шкворневое возвращающее устройство.

6. Устройство колесной пары тепловоза ТЭМ2, М62, 2ТЭ116.

7. Устройство колесной пары тепловоза ТЭП70.

8. Неисправности колесных пар.

9. Назначение и устройство тягового редуктора.

10. Назначение буксового узла. Способы крепления букс с рамой тележки.

11. Устройство буксы тепловоза 2ТЭ116.

12. Устройство буксы тепловоза ТЭП70.

13. Устройство буксы тепловоза ЧМЭ3.

14. Устройство буксы грузового вагона.

15. Неисправности буксовых узлов. Смазка буксы.

16. Устройство опорно-осевой подвески.

17. Устройство опорно-рамного подвешивания тягового электродвигателя. Преимущества и недостатки.

18. Назначение рессорного подвешивания.

19. Устройство рессорного подвешивания челюстных тележек тепловозов ТЭМ2 и 2М62.

20. Устройство рессорной подвески по тележки тепловоза 2ТЭ116.

21. Устройство рессорного подвешивания тепловоза ТЭП70

22. Назначение песочной системы тепловоза.

23. Назначение и устройство автосцепки СА3.

24. Назначение поглощающего устройства. Устройство поглощающих аппаратов.

25. Проверка автосцепного устройства при приемке. Проверка действия механизма автосцепки вручную и при помощи шаблонов 873 и 940Р.

Каждая локомотивная и ремонтная бригада должна знать и выполнять основные положения и требования пожарной безопасности в соответствии с инструкцией по обеспечению пожарной безопасности на локомотивах и моторвагонном подвижном составе, а так же местных инструкций, которые разрабатываются службами локомотивного хозяйства и согласовываются со службами военизированной охраны железных дорог. В локомотивных депо проводится обучение работников (в том числе машинистов и их помощников) по пожарной безопасности.

В программы обучения локомотивных бригад входит изучение следующих тем:

Основные пожароопасные узлы на том типе тягового подвижного состава, на котором работают машинист или его помощник;

Причины возникновения пожаров на этом типе локомотива или моторвагонного подвижного состава;

Правила пожарной безопасности, их соблюдение при приемке, эксплуатации и сдаче тягового подвижного состава;

Технические средства и меры по предупреждению и своевременному обнаружению пожара;

Действия машиниста при возникновении пожара; устройство средств пожаротушения и пожарной сигнализации; приемы и методы тушения пожаров.

По окончании изучения пожарной безопасности члены локомотивных бригад сдают зачеты.

Предупреждение пожара. Пожар на локомотиве или моторвагонном подвижном составе может возникнуть вследствие:

Нагрева проводов и резисторов выше допустимых температур; действия электрической дуги при неисправном дугогасящем устройстве аппаратов или появления кругового огня по коллекторам электрических машин;

Несвоевременного срабатывания защиты;

Неосторожного обращения с открытым огнем, особенно в среде с горючими газами;

Попадания искр на горючие части;

Нагревания легковоспламеняющихся материалов;

Пробоя газов в картер и воспламенения паров масла.

Чтобы предупредить возникновение пожаров, необходимо проверять состояние защитной аппаратуры, контактов и проводов (на доступных обзору участках), своевременно устраняя повреждения изоляции. Защитные устройства должны быть в полной исправности. Н е - типовые предохранители или предохранители, не имеющие плавкой калиброванной вставки, применять нельзя!

Вводы кабелей, силовых проводов и проводов цепей управления в электрические аппараты, переходные коробки, рейки зажимов должны иметь втулки и уплотнения. В местах электрических соединений должен быть надежный контакт. Провода, отсоединенные от аппарата, обязательно отключают и от источника питания. Их концы изолируют и закрепляют так, чтобы они не могли коснуться частей аппаратов или заземленных частей.

Вентиляционные каналы, камеры и каналы электрокалориферного отопления, надпотолочные пространства тамбуров, шкафы с электроаппаратами и подобное оборудование должны систематически очищаться от пыли, горючих материалов и мусора. Защитные рукава силовых кабелей, гибкие соединения вентиляционных каналов тяговых электродвигателей и других частей следует изготовливать из негорючего или трудногорючего материала, сохраняющего свои свойства в процессе эксплуатации.

В ходе осмотра электрического оборудования необходимо следить за состоянием поверхности изоляторов и своевременно протирать ее от пыли и грязи.

В случае появления запаха гари на локомотиве и моторвагонном подвижном составе или обнаружения нагревания отдельных мест нужно срочно выяснить причины и устранить их.

При осмотре электроподвижного состава постоянного тока нужно систематически проверять работу контакторов, замыкающих секции пускового реостата, а в периоды разгона - не работать длительно с включенным реостатом.

На локомотивах и моторвагонном подвижном составе нельзя оставлять тряпки, хлопчатобумажные концы, особенно пропитанные маслом или топливом, в высоковольтных камерах, около аппаратов и печей, в кабине машиниста, у калориферных установок и реостатных камер, около глушителя и аккумуляторных батарей.

Осмотр и ремонт аккумуляторной батареи допустим только при пользовании переносной лампой с защитным колпачком и кожухом. Зажигать спички, курить, пользоваться открытым огнем факела или свечи категорически запрещено из-за возможного взрыва выделяемых газов!

Электрические провода и отдельные детали и узлы электрического оборудования, расположенного в местах возможного воздействия на них масла или топлива, покрывают маслостойкими красками или надежно защищают кожухами, кондуитами и т. д.

Подтеканий масла или топлива в трубопроводах, на дизелях, компрессорах, редукторах и других узлах не должно быть. На тепловозах и в машинных отделениях дизель-поездов и автомотрис нельзя пользоваться для освещения и других целей открытым огнем (факелами, свечами, паяльными лампами и т. п.). Запрещается сушить спецодежду и другие горючие материалы на дизелях, генераторах, электродвигателях, выхлопных трубах и т. д. Не допускается оставлять открытыми индикаторные краны дизелей. Ни в коем случае нельзя промывать кузова и агрегаты бензином и керосином!

Несвоевременное удаление разлитого топлива и масла и, пропитанных ими, хлопчатобумажных концов может привести к взрыву их паров и пожару при пользовании открытым огнем. Аналогичная картина может произойти при курении и пользовании открытым огнем при заправке баков тепловозов или дизель-поездов. При заправке шланг отсоединяют только после прекращения подачи топлива. При этом в баке должно оставаться не менее 5 см от поверхности топлива до верхней стенки бака для компенсации расширения топлива от повышения температуры.

Смазочные материалы должны храниться в металлических бидонах или канистрах, с плотно закрывающимися крышками, а подбивочно-обтирочные материалы - в металлических ящиках, ведрах с крышками. На электропоездах их хранят в подвагонных ящиках.

Локомотивным бригадам запрещается провозить на локомотивах и в вагонах взрывчатые и отравляющие вещества, легковоспламеняющиеся и горючие материалы (кроме необходимого запаса смазочных материалов). В электро - и дизель-поездах пассажирам также запрещается перевозить эти вещества, загромождать тамбуры, проходы и переходные площадки громоздкими вещами и багажом, применять открытый огонь и курить. Об этом нужно систематически информировать пассажиров по поездной радиосети.

При движении поезда следует обращать внимание на отсутствие искр от прикосновения тормозных колодок колеса при отпущенном состоянии тормозов.

Средства пожаротушения. Для ликвидации пожаров на локомотивах и моторвагонном подвижном составе применяют первичные средства пожаротушения, приведенные в табл. 19.2.

Все средства пожаротушения на электропоездах и четырехвагонных секциях находятся в отведенных для них местах: огнетушители, ведра с сухим песком - в служебных помещениях головных вагонов, а пожарный инструмент - в подвагонных ящиках.

Каждый огнетушитель должен быть полностью заряжен и иметь пломбы, с указанием на бирке или корпусе даты зарядки и даты очередной перезарядки, контроля и технического освидетельствования. Огнетушители крепятся на специальных кронштейнах, позволяющих при необходимости быстро снять их. В холодное время года, когда локомотив или моторвагонный подвижной состав находятся длительно в нерабочем состоянии, пенные огнетушители снимают, чтобы не разморозить их.

Тепловозы дизель-поезда и автомотрисы оборудуют специальными противопожарными установками: автоматической газовой, воздушнопенной или порошковой. Первая вызывает автоматическую подачу в дизельное помещение гасящего пожар газа.

Тепловозы 2ТЭ116, 2ТЭ10В, 2ТЭ10Л, ТЭЗ, ТЭП60 оснащены воздушно-пенными противопожарными установками. В состав установки входит резервуар 8 (рис. 19.1) объемом 0,25...0,3 м3, в котором находится 4 %-ный раствор пенообразователя П01 в воде, два смесителя

4, Трубы и арматура. Для приведения установки в действие открывают пусковой кран 2. Сжатый воздух из питательной магистрали 1 проходит в воздухопровод 12, при закрытом кране 6 нажимает на предохранительное кольцо 10 из фольги и проходит в резервуар 8. При открытом кране 5 из резервуара в трубу 11 поступает под давлением раствор пенообразователя и через гибкие резино-тканевые рукава - к смесителю 4.

Открыв ручку крана 3 до упора, направляют раструб смесителя на очаг пожара и гасят его выходящей пеной. После ликвидации пожара

Рис. 19.1. Схема противопожарной воздушно-пенной установки

Закрывают пусковой кран 2, краны 3 на смесителе и укладывают смесители на места. Кран 6 служит для продувания пенопровода сжатым воздухом. Полностью огнегасящую жидкость сливают через вентиль 9.

Чтобы при заряженном резервуаре система не сработала ложно в случае пропуска воздуха в пусковом кране 2, на трубе, соединяющей воздухопровод 12 с резервуаром, имеется бонка 7 с отверстием диаметром 1 мм, через которое выходит воздух из воздухопровода.

Указанные в табл. 19.2 нормы первичных средств пожаротушения относятся к тепловозам и дизель-поездам, оборудованным противопожарными установками.

Электровозы, тепловозы с кузовом вагонного типа и машинные отделения моторных вагонов дизель-поездов и автомотрис оборудуют автоматической пожарной сигнализацией. Она включает в себя термодатчики или термозащитные реле, сигнальную лампу на пульте машиниста и звуковой сигнал. Салоны электропоездов и дизель-поездов оснащаются системой “Сигнал”, обеспечивающей связь вагонов с машинистом.

При приемке локомотива или моторвагонного подвижного состава локомотивная бригада должна проверять наличие и исправность инвентарных средств пожаротушения, условия хранения горюче-смазочных материалов, а на тепловозах, оборудованных установками пожаротушения, - действие сигнализации этих установок по показанию сигнальных ламп при включении соответствующих автоматов и кнопок.

Тушение пожара на электроподвижном составе. В случае возникновения пожара на Электровозе машинист должен перевести рукоятку контроллера машиниста (или вал группового переключателя) в нулевое положение, отключить вспомогательные машины, быстродействующий или главный выключатель, опустить токоприемник, остановить поезд и принять меры к удержанию его на месте. Отключив рубильник аккумуляторной батареи, дают сигнал пожарной тревоги. Одновременно по поездной радиосвязи машинист сообщает о пожаре поездному диспетчеру или дежурному по ближайшей станции для вызова пожарных подразделений.

Машинист обязан убедиться, что токоприемники опущены и контактный провод (который может быть пережжен) не касается крыши или крышевого электрооборудования. Если контактный провод касается крышевого электрооборудования или токоприемник заело в поднятом положении, а также в случаях, когда имеется опасность поражения током во время тушения пожара, необходимо по поездной радиосвязи потребовать снятия напряжения с контактной сети. До этого запрещается приближаться к проводам и другим частям контактной сети и воздушных линий на расстояние менее двух метров, а к оборванным проводам - на расстояние менее 10 м.

Одновременно машинист начинает тушить пожар огнетушителями. Тушение горящих частей, расположенных ближе двух метров от проводов и конструкций контактной сети и воздушных линий, находящихся под напряжением, допускается только порошковыми и углекислотными приборами.

При возникновении пожара в вагоне Электропоезда машинист должен подать сигнал пожарной тревоги, выключить контроллер, вспомогательные машины, быстродействующий или главный выключатель, отключить выключатель управления, опустить все токоприемники, остановить поезд и принять меры к его удержанию. Затем он обязан сообщить о пожаре по поездной радиосвязи диспетчеру или дежурному по ближайшей станции и запереть рабочую кабину.

Если необходимо, машинист оповещает пассажиров о случившемся по радиосвязи и организует эвакуацию пассажиров из вагонов, которым угрожает опасность. Затем убеждается, что контактный провод не касается крышевого оборудования вагонов и приступает к тушению пожара.

Если пожар возник на Тепловозе или дизель-поезде , машинист переводит в нулевое положение рукоятки контроллера и останавливает дизель, а на дизель-поезде - и вспомогательный дизель. Он также выключает все кнопки на пульте управления, рубильники вспомогательных электрических машин и аккумуляторной батареи, сообщает по поездной радиосвязи диспетчеру или дежурному ближайшей станции о пожаре, останавливает поезд и принимает меры по его удержанию, подает сигнал пожарной тревоги.

В случае нахождения лиц в дизельном помещении при возникновении пожара на тепловозах, имеющих автоматическую газовую установку пожаротушения, необходимо его покинуть, перейдя в кабину и плотно закрыв за собой дверь. Если огнетушительный состав проникает в больших количествах в кабину машиниста, члены локомотивной бригады надевают противогазы. Когда поступление огнетушительного состава прекращается, машинист в противогазе входит в дизельное помещение и осматривает его. Тлеющие и раскаленные предметы тушат ручными средствами тушения. Дизельное помещение проветривают, открыв окна и двери и включив вентилятор.

Когда тепловоз оборудован воздушно-пенной пожарной установкой, машинист при возникновении пожара должен выключить контроллер, вспомогательные машины и дизель горящей секции. После торможения ручку крана машиниста надо установить в положение перекрыши без питания, открыть один из кранов установки, подвести рукав со смесителем к очагу горения, повернуть рукоятку крана смесителя до упора и направить струю пены в очаг горения.

Во всех случаях пожаров на подвижном составе запрещается останавливать поезд на железнодорожных мостах, путепроводах, виадуках, эстакадах, в тоннелях, под мостами, путепроводами, вблизи тяговых подстанций, трансформаторных подстанций и других сгораемых строений, создающих угрозу быстрого распространения огня, или препятствующих организации тушения пожара и эвакуации пассажиров. Очаг пожара не должен оказаться под жесткими или гибкими поперечинами контактной сети, секционными изоляторами, воздушными стрелками, сопряжениями анкерных участков.

Горящие провода, электрические аппараты и машины можно гасить только углекислотными или порошковыми огнетушителями и сухим песком. Нужно иметь в виду, что длительность работы и длина струи углекислотных огнетушителей ОУ-2 - 8 с и 1,5 м; ОУ-5 - 9 с и 2 м; ОУ-8 - 20 с и 3,5 м. Гашение электрического оборудования пенными огнетушителями или водой недопустимо! Горящие предметы, конструктивные элементы и деревянные части внутри вагонов, не связанные с электрическим оборудованием, гасят пенными огнетушителями. Например, огнетушитель ОХП-Ю действует 60 с и дает длину струи не менее 6 м. При этом нельзя приближаться к электрическим проводам и оборудованию на расстояние менее 2 м.

Наружные части вагонов и крыши гасить пенными огнетушителями и водой на электрифицированных участках можно только при снятом напряжении с контактной сети и ее заземлении. Контактная сеть без заземления считается находящейся под напряжением.

В тех случаях, когда расстояние между горящим подвижным составом и контактной сетью составляет более 7 м, можно гасить пожар без снятия с нее напряжения. При этом необходимо смотреть, чтобы струя воды или пены не попала на части контактной сети, находящиеся под напряжением.

Струю пены или воды направляют навстречу видимому огню, в места наиболее сильного горения и на пути распространения пожара, а на вертикальных стенках - и выше, чтобы при стекании она гасила огонь.

Когда нужно обнаружить скрытые очаги горения, необходимо разбирать конструктивные элементы. Пути распространения огня по вентиляционным каналам, между перегородками и т. д. вскрывают до и после места горения, а затем над местом горения или около него.

Если пожар угрожает аккумуляторной батарее, нужно (кроме размыкания ее рубильника) вынуть плавкие предохранители, в самой батарее снять или разрезать несколько перемычек между элементами и плотно закрыть крышку ящика.

Если машинист видит, что ликвидировать пожар на тяговом подвижном составе собственными силами не удастся, он должен затребовать пожарный поезд, расцепить состав и отогнать горящий вагон или локомотив на расстояние не менее 50 м, изолировав его от других вагонов, деревянных сооружений и других пожароопасных объектов.

После того, как ликвидируют пожар, при котором были повреждены провода и электрические аппараты, подавать напряжение на локомотив или моторвагонный подвижной состав не разрешается. Поврежденный электроподвижной состав приводят в депо с опущенными токоприемниками и отключенными цепями управления.

Последние материалы раздела:

Причины низкого хгч при беременности на ранних сроках, методы коррекции патологического состояния
Причины низкого хгч при беременности на ранних сроках, методы коррекции патологического состояния

Хорионический гонадотропин человека (ХГЧ) представляет один из видов белков-гормонов, который играет особую роль в женском организме в период...

Методические рекомендации для педагогов и родителей дидактические игры и упражнения для развития фонематического восприятия и слуха детей среднего дошкольного возраста
Методические рекомендации для педагогов и родителей дидактические игры и упражнения для развития фонематического восприятия и слуха детей среднего дошкольного возраста

Подготовила учитель-дефектолог: Михалёва Е.В. Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. Родители будущих первоклассников...

Пошаговый мастер-класс с фото
Пошаговый мастер-класс с фото

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №30 комбинированного вида «Байтерек» Конспект занятия по рисованию...