Описание картины «Волна» Айвазовского. Айвазовский и его волна Описание картины Волна Айвазовского — технические моменты

В последние годы жизни известный русский художник занялся идеей создать синтетический образ морской стихии. Воплощая задумку, он писал картины больших размеров, изображая на них море в периоды бушевания. В эту линейку вошла картина Айвазовского Волна.

Отличительные характеристики Айвазовской волны

Полотно не может оставить равнодушным никого, оно захватывает дух шумными движениями воды на морской поверхности. Глядя даже на фото Айвазовской волны, в голове возникает картинка бескрайнего, всепоглощающего моря. Оно может одновременно быть ультрамариновым, бирюзовым, стальным, ослепительно-белым, изумрудным. Без преувеличения можно сказать, труд Ивана Айвазовского Волна пропитан бурлящей влагой, нарушающей грани полотна.

Сложно не заметить, что в этой картине мастер живописи не «изменял» излюбленному направлению, ему нравилось изображать корабли, морские пейзажи. Полотно Айвазовского под названием Волна отражает замершую на доли секунды морскую стихию. Подчинившись руке талантливого художника-мариниста, она переместилась на холст, замерла на нем. Ощущение непокорности осталось.

В описании Волны Айвазовского нельзя не отметить, что работа выполнена в непривычной для Ованнеса цветовой гамме. Она не выделяется широким спектром, считается почти монохромной. Что касается сюжетной линии, просматривается простой сюжет, хитросплетения отсутствуют. Если взглянуть на фото картины Айвазовского Волна, заметно, что на ней отображен зимний ветреный день. Потоки воздуха усиливаются, поднимая воду. Сложно предугадать, она разобьется о берег или продолжит бурлить в неспокойном море.

Художник попытался показать зрителю, что бурлящие водные массы ни на секунду не останавливаются, становятся свирепее, бороться со стихией бессмысленно. Глядя на произведение Айвазовского Ивана Константиновича Волна, незаметно для себя оказываешься в центре морской пучины. Если посмотреть на него вживую, отключаешься от реального мира, погружаешься в созданную живописцем атмосферу.

Описание картины Волна Айвазовского — технические моменты

Профессионалы в области живописи отмечают, в данном труде художник начал использовать непривычный прием. Он интересен тем, что позволяет максимально увеличить впечатление от нарастающей волны. Достичь желаемого эффекта удалось за счет низкого уровня линии горизонта. Прорисовка основания создает впечатление монументальной разрушительной силы.

Переместив свой взгляд немного выше моря, замечаешь, что над ним нависает небо свинцового цвета, этим еще больше усиливается эффект. В этой картине художнику удалось максимально удачно сочетать выразительность цветовой гаммы с необыкновенной простотой. За счет этого у каждого зрителя складывается правдивое представление о величии могущества бушующего моря. На этом описание картины Айвазовского под названием Волна можно закончить и немного поговорить об интересных фактах из жизни художника.

Еще с ранних лет Иван Константинович начал рисовать. В качестве полотна он использовал все, что было под рукой, это были не только альбомы, но и заборы, и даже песок. Был момент, когда одно из его творений заметил местный губернатор. Он отдал приказ разыскать этого самородка и познакомить его с ним. Талант мальчика позволил ему поступить в академию художеств, не без помощи, разумеется, высокопоставленного начальника.

Айвазовский не был ленивым, скорее наоборот, он был очень работящим. Свидетельством тому является более 1000 написанных за всю жизнь картин. Он считал, что настоящий художник — это тот, который умеет писать по памяти. По его мнению, движения живых стихий не являются уловимыми для кисти, потому такие явления как порыв ветра, молнию, просто немыслимо писать с натуры. Возможно, этим он и отличался от многих других своих соратников. Окна мастерской русского творца выходили не на море, поэтому он писал свои картины по памяти. Стоит отметить, никто так точно не передавал различные состояния моря, как он.

«Волна » - холст руки мастера-мариниста Ивана Константиновича Айвазовского, написанный им в 1898 году, когда его создатель уже переступил восьмидесятилетний рубеж.

Описание картины «Волна» Айвазовского

Полотно захватывает нас своими шумными волнами. Мы наблюдаем всепоглощающее и бескрайнее, лазоревое, ультрамариновое, стальное, бирюзовое, сине-зелёное, изумрудное, ослепительно-белое море. Картина буквально пропитана влагой, свободно бурлящей и словно выходящей за границы небольшого пространства полотна.

Автор отступил от своих традиционных работ, где изображал корабли во время шторма и морские пейзажи. На данной картине он изобразил главную идею всего своего творчества, то, что только он мог мастерски передать лишь красками и кистью. Морская стихия на минуту подчинилась руке мастера и ступила на картину, навсегда замерев, не потеряв от этого своей дикости и непокорности.

Эта работа, написанная за несколько лет до смерти художника, позволяет пережить целый шквал сильных эмоций. В ней заключается квинтэссенция мастерства и силы воображения. С первого взгляда на полотно вы словно проникаете в его эпицентр. Картину «Волна» критики называют самым совершенным творением Айвазовского. Каждый мазок кажется произведением искусства.

Эта работа передает тяжелое тревожное настроение своими насыщенными синими тонами, волны взмываются ввысь, образуя обильную белоснежную пену, морская пучина готова поглотить каждого своей мощью. Однако яркие аквамариновые нотки повергают в восторг своей чистотой, это словно солнце, отразившееся о воду сквозь толщу непроходимых туч. Если присмотреться внимательнее к верхней части картины, то можно увидеть теплый солнечный луч. Волны художника не темные и безжалостные, они наполнены цветом и жизнью, в них играет богатое сочетание света и полутонов.

Алексей Тыранов: Портет Айвазовского 1841

–живописец-маринист. Учился в Императорской Академии художеств у М. Н. Воробьева. За картину Штиль (1837) художник был удостоен Большой золотой медали. В 1838 сопровождал флотоводцев М. Лазарева, В. Корнилова и П. Нахимова во время десанта в Субаши (Турция). Путешествовал по Италии, Германии, Англии, Испании. В 1844 году художник был удостоен звания академика и живописца Главного морского штаба. Жил и работал преимущественно в г. Феодосия (Крым). Айвазовский написал около шести тысяч произведений, среди которых такие широко известные, как Буря на Черном море (1845), Девятый вал (1850), Бриг Меркурий (1892) и др. Учениками художника были и известные русские живописцы А. П. Боголюбов, Л. Ф. Лагорио, А. И. Куинджи и др.


И. К. Айвазовский. Девятый вал. 1850. Русский музей, Санкт-Петербург

В Русском музее находится вторая по величине коллекция работ художника и самое знаменитое произведение Айвазовского – «Девятый вал». Раскрытая в нем тема столкновения человека со стихией созвучна уже известному нам «Последнему дню Помпеи»: там губительная сила извергающегося вулкана, здесь разыгравшаяся морская стихия. Маленькая горсточка людей на обломке мачты затонувшего корабля затерялась среди стремительно бегущих громадных волн. Казалось бы, все погибло, но не несут ли людям надежду на спасение пробивающиеся сквозь толщу туч лучи солнца? И не случайно яркими красками и выразительной игрой света художник подчеркнул жизнеутверждающее содержание полотна.

И. К. Айвазовский. Волна. 1889. Русский музей, Санкт-Петербург
В огромной картине «Волна» природа еще более грозна и неумолима, чем в предыдущей работе художника. Небо словно слилось с морем в разрушительном порыве и не сулит людям, потерпевшим кораблекрушение, надежду на спасение. Суровый, зеленовато-серый колорит картины подчеркивает драматизм события. Завороженный красотой полотен Айвазовского зритель наверняка задался вопросом: как же писал их художник? Ответ на него найдем у самого мастера, который говорил: «Движение живых стихий неуловимо для кисти: написать молнию, порыв ветра, всплеск воды немыслимо с натуры. Для этого художник должен запоминать их...». Но помимо отличной памяти, отметим еще богатое воображение и невероятную фантазию автора.

Не следует думать, что все творчество Айвазовского посвящено бурям и штормам. Писал он и виды приморских городов, и работы, посвященные победам русского флота на Черном море. Интересно, что Айвазовский сам неоднократно ходил на военных судах, был хорошо знаком со знаменитыми флотоводцами того времени и даже участвовал в морском сражении.

23. Бриг "Меркурий" после победы над двумя турецкими судами встречается с русской эскадрой. 1848

Волна. 1889

Айвазовский И.К.
Холст, масло
304 x 505

Русский музей

Аннотация

Грандиозный холст «Волна» – яркий образец позднего творчества Айвазовского. Любопытно, что в момент создания картины художнику было уже 72 года. Изображая бурное движение волн, живописец любуется циклопической мощью природы и как будто сравнивает с ней тщету человеческих усилий: низко нависли над волнами тяжелые свинцовые тучи, пучина вот-вот поглотит разбитый корабль, нет надежды и у пытающихся спастись моряков. Колорит картины холоден и мрачен. Живописец отходит здесь от ранней романтической яркости палитры и приближается к реалистическому решению.

Биография автора

Айвазовский И.К.

Айвазовский Иван Константинович (1817, Феодосия – 1900, там же)
Живописец-маринист. Почетный член Императорской Академии художеств с 1887, профессор.
Член Римской Академии Св. Луки, Флорентийской, Амстердамской и Штутгартской академий художеств.
Кавалер ордена Почетного легиона. Член Русского географического общества.
Родился в Феодосии в семье армянского торговца. Учился у феодосийского архитектора Г. Коха, в Императорской Академии художеств у М.Н. Воробьева и Ф. Таннера (с 1833). В 1838–1840 – пенсионер в Италии; посетил Германию, Францию, Испанию и Голландию (1840–1844).
Живописец Главного морского штаба. В 1845 совершил путешествие в Турцию, Малую Азию, на Греческий архипелаг с экспедицией Ф.П. Литке. По возвращении жил и работал в Феодосии (почетный гражданин с 1880), подарил городу картинную галерею (ныне Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского).
Сыграл большую роль в развитии русской маринистики. Написал около 6000 картин. Автор морских пейзажей, видов приморских городов, картин, посвященных истории отечественного флота, батальных сцен. Создал ряд полотен на библейские сюжеты.

И.К.Айвазовский. Волна. 1889 год.
По поводу одной из таких картин Айвазовского Ф.М. Достоевский писал: "Буря... г. Айвазовского... изумительно хороша, как все его бури, и здесь он мастер - без соперников... В его буре есть упоение, есть та вечная красота, которая поражает зрителя в живой, настоящей буре..."
Вся прелесть подобных картин заключается в хрустальной ясности, искрящемся сиянии, которое они излучают. Недаром этот цикл картин принято называть "голубыми Айвазовскими". Большое место в композиции картин Айвазовского всегда занимает небо, которое он умел передать с таким же совершенством, как морскую стихию. Воздушный океан - движение воздуха, разнообразие очертаний облаков и туч, их грозный стремительный бег во время бури или мягкость сияния в предзакатный час летнего вечера иногда сами по себе создавали эмоциональное содержание его картин.
В 1881 году Айвазовский создал одно из наиболее значительных произведений - картину "Черное море". Море изображено в пасмурный день; волны, возникая у горизонта, движутся на зрителя, создавая своим чередованием величавый ритм и возвышенный строй картины. Она написана в скупой, сдержанной красочной гамме, повышающей ее эмоциональное воздействие. Недаром Крамской писал об этом произведении: "Это одна из самых грандиозных картин, какие я только знаю". Картина свидетельствует о том, что Айвазовский умел видеть и чувствовать красоту близкой ему морской стихии не только во внешних живописных эффектах, но и в едва уловимом строгом ритме ее дыхания, в ясно ощутимой потенциальной мощи ее.

Много раз об Айвазовском писал Стасов. Со многим он не соглашался в его творчестве. Особенно яростно восставал он против импровизационного метода Айвазовского, против легкости и быстроты, с какой он создавал свои картины. И все же, когда надо было дать общую, объективную оценку искусству Айвазовского, он писал: "Маринист Айвазовский по рождению и по натуре своей был художник совершенно исключительный, живо чувствующий и самостоятельно передающий, быть может, как никто в Европе, воду с ее необычайными красотами".
До глубокой старости, до последних дней жизни Айвазовский был полон новых замыслов, волновавших его так, будто это был не восьмидесятилетний многоопытный мастер, написавший шесть тысяч картин, а молодой, начинающий художник, только вставший на путь искусства. Для живой деятельной натуры художника и сохранившейся непритупленности чувств характерен его ответ на вопрос одного из друзей: какую же из всех написанных картин сам мастер считает лучшей. "Ту, - не задумываясь, ответил Айвазовский, - что стоит на мольберте в мастерской, которую я сегодня начал писать..."

В его переписке последних лет есть строки, говорящие о глубоком волнении, сопутствовавшем его труду. В конце одного большого делового письма в 1894 году имеются такие слова: "Простите, что пишу на кусочках (бумаги). Пишу большую картину и ужасно озабочен". В другом письме (1899): "Я очень много в этом году написал. 82 года заставляют меня спешить..." Он был в том возрасте, когда ясно сознавал, что время его истекает, но он продолжал работать со все возрастающей энергией.

Последние материалы раздела:

Методические рекомендации для педагогов и родителей дидактические игры и упражнения для развития фонематического восприятия и слуха детей среднего дошкольного возраста
Методические рекомендации для педагогов и родителей дидактические игры и упражнения для развития фонематического восприятия и слуха детей среднего дошкольного возраста

Подготовила учитель-дефектолог: Михалёва Е.В. Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. Родители будущих первоклассников...

Пошаговый мастер-класс с фото
Пошаговый мастер-класс с фото

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №30 комбинированного вида «Байтерек» Конспект занятия по рисованию...

Интересное в мире науки и техники Новое в мире техники
Интересное в мире науки и техники Новое в мире техники

2016 год был богат на громкие научные открытия и зрелищные технические достижения. Открытия широко освещаются в СМИ, а наиболее интересные новинки...